«РОЗПРЯГАЙТЕ, ХЛОПЦІ, КОНЕЙ»

16 мая, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 19, 16 мая-23 мая 1997г.
Автор
Отправить
Отправить

ТрУдно поверить, но GENERAL MOTORS и Daewoo из соперников превратились в партнеров. конкуренции за «АвтоЗАЗ...

Автор

ТрУдно поверить, но GENERAL MOTORS и Daewoo из соперников превратились в партнеров. конкуренции за «АвтоЗАЗ» не получилось

Так уж сложилось, что пыл большинства участников дискуссии о дальнейшей судьбе единственного в стране предприятия по выпуску легковых автомобилей стал напоминать эмоции если не игроков, то уж по крайней мере болельщиков, чей интерес сводился к простому до неприличия вопросy: «Посмотрим, чья возьмет?» Азарт подчас достигал такого накала, что впору было делать ставки, пытаясь предвосхитить исход состязания двух мощных, имеющих хорошую спортивную форму команд, подбадривая соперников подобающими на сей случай «Давай, Daewoo!» или, там, «Жми, General Motors!». Ну а судью, ясное дело, «на мыло» - чтобы, значит, понимал... В пылу эмоций, как водится, сам предмет состязания уже как бы и не имел особого значения. Хотя, коль уж обозначилась такая спортивная аналогия, можно было полюбопытствовать: а не пудрят ли нам мозги договорной игрой?

Где-то в середине марта такой случай представился, поэтому я и не преминул поинтересоваться, насколько возможны переговоры между потенциальными партнерами за спиной запорожского автозавода.

- Такой слух имел место, его запустили противники переговорного процесса. И определенные волнения по этому поводу у нас были, - ответили на предприятии. - Но когда во время нашего визита на Opel из уст американцев прозвучало предложение о создании автомобиля, аналогичного по классу «ЗАЗ-1102», стало ясно, что они озабочены тем, кто придет на наш рынок, когда с него уйдет «Таврия». Так что слухи эти беспочвенные, General Motors хочет работать в Украине серьезно, в этом мы однозначно уверены.

То, что иностранцы не имеют привычки работать шутки ради, я в общем-то тоже не сомневаюсь. Именно поэтому даже при большом желании не могу поверить в то, что две фирмы, выступавшие конкурентами в борьбе за украинский рынок, вдруг в течение нескольких дней становятся партнерами, предложив совместный проект реанимации запорожского автомобильного завода. В итоге пусть даже иллюзорной, но все же альтернативы Украина не имеет. Взамен нее - жесткие условия создания совместного предприятия по выпуску легковых автомобилей, мало чем отличающиеся от тех, что были выставлены без малого два года назад. Прогресс наметился, пожалуй, лишь в том, что партнеры согласились включить в состав совместного предприятия Мелитопольский завод по производству силовых агрегатов.

Впрочем, пора уже оставить в покое прошлое, поскольку будущее, изложенное в проекте СП, намного важнее.

Согласно последней версии проекта создания совместного предприятия на базе запорожского автозавода, партнеры взяли на себя обязательство улучшить качество «Таврии» с тем, чтобы в течение полутора лет модернизировать интерьер и внешний дизайн автомобиля, повысить его технические характеристики. Через пять-шесть лет (после того, как «Таврия» будет снята с производства) планируется создать автомобиль аналогичного класса и со схожими ценовыми параметрами. На второй год после создания совместного предприятия на базе имеющихся сегодня мощностей будет начато производство южнокорейской модели автомобиля, а в течение шести-восьми месяцев General Motors организует выпуск «Opel-Astra». После ввода новых производственных мощностей освоят производство еще одной южнокорейской машины, а также сборку модели представительского класса.

Что касается социальных гарантий заводчанам, то в течение трех лет будет действовать мораторий на сокращение рабочих мест, работу в СП предоставят всему нынешнему персоналу. Средняя зарплата достигнет того же уровня, что и на пяти ведущих запорожских промышленных предприятиях. Кстати, в этом же разделе особо умиляет положение о том, что на СП будет соблюдаться украинское трудовое законодательство. Само по себе это, конечно, отрадно, хотя и несколько странно, что подобное условие, которое должно быть само собой разумеющимся, стало предметом переговоров.

В проекте не оставлена без внимания и судьба нынешних заводов-смежников, которых у «АвтоЗАЗа» порядка 130. Иностранные фирмы взяли обязательства по размещению в течение шести лет заказов на изготовление 40 процентов комплектующих на украинских предприятиях. Условие это, безусловно, привлекательно для украинских промышленников. Однако стоит обратить внимание и на некоторые существенные моменты, явно указывающие на то, что оно может оказаться не более чем благим пожеланием. Речь идет о внушительном перечне уступок украинской стороны, без которых ни о каком СП не может быть и речи.

Партнеры были настроены на эксклюзивное право закупки необходимых технологий и оборудования лишь у них. А при обсуждении технико-экономических обоснований получалось, что декларируемые ими цены в несколько раз выше сложившихся на мировом рынке. в процессе переговоров это требование было снято, но, похоже, такая уступка имеет чисто формальный характер. Поскольку непременным остается условие наличия у иностранных участников СП контрольного пакета акций, дающего право принимать решения прежде всего в свою пользу.

Бывшие конкуренты за «АвтоЗАЗ» непреклонно солидарны в том, что имущество, которое будет включаться в состав будущего предприятия (автомобильное производство в Запорожье и Мелитопольский моторный завод), должно быть оценено в 150 млн. долларов. Хотя по оценке независимой аудиторской фирмы (на которой, кстати, раньше настаивал General Motors), не говоря уже о балансовой стоимости, эта сумма намного больше. Именно 150 млн. долларов и ни центом больше намерены внести партнеры в уставный фонд. Остальные же средства для реализации проекта, который оценивается в 1183 млн. долларов, будут привлечены за счет кредитов, взятых СП в зарубежных банках.

Наряду с такими «цветочками» партнеры настроены еще и на «ягодки». Производимые авто должны быть освобождены от акцизного сбора, НДС и налога на прибыль. Тогда половина собранных в Запорожье машин будет экспортироваться - если, конечно, уважаемые фирмы получат возможность ввоза 30 тысяч своих автомобилей и реализации их в Украине без взимания налогов.

Такое вот получается партнерство. Пока оно только в стадии проекта, который, оставаясь нереализованным, уже приносит определенные плоды. К сожалению, далеко не утешительные. После того, как прошла информация о достижении договоренности по созданию СП, польская фирма «Дамис», выступавшая гарантом «АвтоЗАЗа» в получении кредитов на сумму 62 млн. долларов, от своих намерений отказалась. Аналогичный жест сделал и отечественный Проминвестбанк. Разница лишь в том, что во втором случае речь шла о 230 млн.

С этими-то суммами да при желании отказаться от привычки совершенно похабной сборки «Таврии» страна могла бы получить действительно народный, пользующийся в нынешних условиях громадным спросом автомобиль (по цене, естественно, 3 - 3,5 тысячи долларов), производство которого поставило бы на ноги «АвтоЗАЗ», а за ним и десятки других заводов. И не было бы повода для совершенно закономерного ныне вопроса: «Так кто же кого собирается инвестировать?» Он особенно актуален в свете назойливого чиновничьего рефрена на заунывную тему несчастной судьбы отечественной промышленности: «без стратегического инвестора нам не обойтись». В переводе на нормальный человеческий язык это может означать не что иное, как «извините, дорогие сограждане, но силой обижены и умом скудны, потому и вынуждены варягам кланяться. А уж как заимеем передовые технологии, вот тогда и заживем». Ну как тут не умилиться от подобного хода мыслей!

Впрочем, ладно. Допустим, технологии получили. Больше того - иномарки собирать начали. Гораздо больше - кое-кто у нас их даже покупать стал... По цене от 10 тысяч долларов и выше. Замечательная картина вырисовывается на фоне среднемесячного уровня иногда и по частям выплачиваемой зарплаты, дорог, именуемых проезжей частью... Вы можете себе представить джентльмена во фраке и стоптанных комнатных тапочках? То-то и оно...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК