В соответствии со статьей 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах каждый человек имеет право на медицинскую помощь в случае заболевания. Это неотъемлемое право нашло отражение в части 1 статьи 49 Конституции Украины, гласящей, что каждый человек имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Статья 16 Основ законодательства Украины о здравоохранении устанавливает, что все это обеспечивается санитарно-профилактическими, лечебно-профилактическими, культурно-оздоровительными, санаторно-курортными, научно-медицинскими, аптечными и другими учреждениями здравоохранения.
В данном случае нас интересуют аптеки. Как следует относиться к их приватизации?
В настоящее время система оптово-розничной торговли лекарствами в Украине представляет собой весьма пеструю картину: областные (городские) производственно-торговые объединения «Фармация», состоящие из органов управления, аптечных складов и аптек, не имеющих собственных расчетных счетов; аптечные склады со статусом юридического лица; центральные районные аптеки; отдельные аптеки, имеющие собственный расчетный счет; ведомственные аптечные склады, аптеки; приватизированные структуры оптово-розничной торговли лекарствами в виде акционерных обществ; коммерческие фирмы, аптеки, киоски. Такое разнообразие закономерно, ведь торговля медицинскими препаратами является довольно доходным бизнесом. И все же, думается, развивать частный сектор в аптечной сфере следует не за счет государственного, не путем приватизации последнего, так как такие действия вступают в противоречие с положением Конституции, запрещающим сокращение существующей сети государственных и коммунальных учреждений здравоохранения.
А что же закон? Действующим законодательством Украины, в частности пунктом 2 статьи 3 закона Украины «О внесении изменений в закон «О приватизации имущества государственных предприятий», предусмотрено, что действие закона не распространяется на приватизацию объектов сферы здравоохранения, за исключением тех, которые принадлежат приватизируемым предприятиям. Кроме того, в пункте 4 приложения 1 к постановлению Верховной Рады Украины от 17 июня 1992 года «О праве собственности на отдельные виды имущества» в перечне видов имущества, которое не может находиться в собственности граждан, общественных объединений, международных организаций и юридических лиц других государств на территории Украины значатся также наркотические, психотропные, сильнодействующие ядовитые лекарственные препараты.
В соответствии с постановлением Верховной Рады Украины от 29 июля 1994 года «О совершенствовании механизма приватизации и усиления контроля за ее проведением» Кабинет министров подготовил и направил на рассмотрение парламента проект Концепции приватизации объектов социально-культурного назначения. Проект предусматривал установление жесткого контроля со стороны государства путем согласования местными госадминистрациями и советами перечней объектов социальной сферы, которые подлежат приватизации, а также перечня тех, которые приватизации не подлежат. Концепция была призвана не допустить ухудшения уровня социально-культурного обслуживания населения. Предполагалось, что в случае ее принятия появится основа для разработки конкретных законопроектов и нормативных актов. Однако с 1994 года этого так и не произошло… А что же происходит?
Приватизация аптечных учреждений, как и самой социальной сферы, в большинстве регионов уже началась. И она продолжается, несмотря на отсутствие концепции и соответствующих законов. Неудивительно, что налицо серьезные региональные различия: в одних областях Украины вопросы приватизации аптек вообще не рассматриваются, в других - она практически закончена. Имеют место случаи, когда формируются, согласовываются и подаются на утверждение перечни аптечных учреждений, которые будут приватизированы.
В среднем по стране приватизировано 15% аптек. А что же будет дальше, после принятия соответствующих законов, регулирующих смену формы собственности в этой сфере? Возможно, начнутся обратные процессы - реприватизации или национализации уже приватизированного?
Мы никоим образом не претендуем на решающее слово в дискуссии о том, допускать или не допускать приватизацию аптек, приватизировать аптечную сеть полностью или частично. Опыт многих стран Европы подсказывает, что возможна и даже необходима система частных аптек, так как этот бизнес довольно выгоден. Но государство обязано прямо заявить о готовящихся непопулярных мерах своим гражданам, особенно наименее обеспеченным.