ПРИГОВОР АМЕРИКАНСКОЙ ТАБАЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: 25 ЛЕТ И 50 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ

04 июля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 27, 4 июля-11 июля 1997г.
Отправить
Отправить

Ковбой Мальборо и верблюд Джо перебираются в украинские степи, белорусские болота и кавказские го...

Ковбой Мальборо и верблюд Джо перебираются в украинские степи, белорусские болота и кавказские горы

Конец июня этого года войдет в историю американской табачной промышленности как поворотный пункт в ее дальнейшей судьбе. Ведь именно в этом месяце после изнурительных бесконечных переговоров с судебными представителями более чем 40 американских штатов руководство компаний, производящих сигареты, согласилось выплатить им ни много ни мало - 368 миллиардов долларов. Причина тривиальна: частные лица и судебные органы этих штатов буквально завалили табачные фирмы исками о компенсации ущерба здоровью граждан, нанесенного курением.

Все началось три года назад, когда ведущие сигаретные компании отвергли на слушаниях в Конгрессе факт того, что никотин вызывает такую же привязанность, как наркотики, и вызывает у курящих рак легких. В течение всего этого времени они вели борьбу в Верховном суде США за сохранение в тайне своих архивов, содержащих информацию об медицинских исках. Однако перелом в тяжбе наступил после того, как бывший исследователь известной табачной фирмы «Браун и Вильямсон», выпускающей сигареты «Кул», обвинил своих бывших хозяев в наличии в их изделиях добавок, способствующих развитию у курильщиков рака, и предоставил неопровержимые доказательства этого.

Теперь основные расходы должны лечь на плечи крупнейших в мире табачных производителей - «Р. Дж.Рейнольдс», «Филип Моррис» и «Бритиш-Америко Тобако». Они и более мелкие табачные компании будут платить штрафы в течение 25 лет. Договор содержит и другие обязательства, основными из которых являются:

• Табачные компании должны выплачивать сумму в 50 миллиардов долларов на протяжении 25 лет в качестве штрафа за сокрытие от курильщиков факта возникновения у них привязанности к табаку в результате действия никотина. Эти деньги пойдут в том числе и на лечение американцев, получивших различные заболевания в результате курения.

• Табачные компании не будут в дальнейшем рассматривать групповые иски, однако частные лица будут вправе получать компенсации за нанесенный им вред.

• Американская администрация продовольствия и медикаментов - организация, определяющая качество пищевых продуктов и лекарств, в том числе и сигарет, - отныне будет рассматривать никотин как один из видов наркотиков. Согласно договоренности, администрация может отнести никотин к запрещенным веществам после 2009 года.

• Табачные компании обязаны ежегодно выделять 500 миллионов долларов на проведение национальной кампании против курения, не имея при этом возможности ее контролировать.

• Компании обязуются способствовать предотвращению распространения курения среди молодежи, особенно подростков. В соглашении указывается, что число курящих молодых людей должно снизиться на 30% за последующие пять лет, на 50% - за семь лет и на 60% - за 10 лет. Если эти показатели не будут достигнуты, производители сигарет будут вынуждены платить по 80 миллионов долларов за каждый недобранный процент.

• Реклама и продажа сигарет в США теперь будут строго ограничены. В частности, будут запрещены рекламные щиты, рекламные надписи на улицах и рекламные ролики, посвященные табачным изделиям, кроме того, исчезнут автоматы по продаже сигарет. Согласно договоренности, табачные компании откажутся от использования живых существ в своих рекламах. Это означает исчезновение из рекламы сигарет таких популярных героев, как ковбой Мальборо и верблюд Джо. Однако этот запрет не распространяется на рекламу за пределами США.

Несмотря на то, что борцы с курением в США уже празднуют победу, до момента вступления договоренности в силу пройдет еще очень много времени. Согласно американскому законодательству, любой законодательный акт вступает в силу только после утверждения его обеими палатами Конгресса и подписания его президентом. Этот процесс может растянуться еще на год. Кроме того, производители сигарет могут отвергнуть договор в случае, если Конгресс внесет в него существенные поправки. Наконец, даже если здесь все пройдет гладко, соглашение сможет вступить в силу только по истечении девяти месяцев после его утверждения.

В дополнение ко всему, многие конгрессмены относятся к соглашению со значительной долей скептицизма. Они уверены, что после утверждения его законодательным органом США адвокатский корпус компаний начнет выискивать лазейки для смягчения убытков своих патронов. Свою обеспокоенность судьбой соглашения выразил и Билл Клинтон, проведший свою предвыборную кампанию под знаком борьбы с курением. Он объявил о создании им восьми рабочих групп для изучения последствий соглашения и реальных сроков его введения в действие.

Как бы то ни было, американские табачные компании чувствуют себя в Америке неуютно. Однако, несмотря на неблагоприятную обстановку, созданную для них на родине, они смотрят в будущее с оптимизмом. Ведь соглашение, даже после вступления его в силу, распространяется только на территорию США и никак не касается сбыта продукции за границей. По мнению экспертов, это и будет источником, из которого американская табачная промышленность станет черпать средства на обеспечение взятых на себя обязательств. И действительно, даже невооруженным глазом видно, насколько активно «табачные короли» рвутся на новые рынки, лежащие прежде всего на восток от бывшего «железного занавеса». По данным известного американского эксперта в области защиты прав потребителей Ральфа Нейдера, если за последнее десятилетие потребление табачных изделий в США снизилось на 17%, их экспорт за это же время возрос на 259%.

Например, американские гиганты «Филип Моррис», производящий знаменитые «Мальборо», и «Р. Дж. Рейнольдс» - изготовитель «Кэмэла» продают сегодня за границу две трети своей продукции. По данным статистики, продажа этими компаниями сигарет за рубеж постоянно растет. За 1996 год «Филип Моррис» получил от экспорта своей продукции 24 миллиарда долларов прибыли, а рост поставок за рубеж составил 16% по сравнению с 1995-м. Показатели «Р. Дж. Рейнольдс» также значительны, хоть и не столь впечатляющи - 3,6 миллиарда прибыли и рост на 12%.

По мнению экспертов, нет ничего удивительного, что компании получают прибыль за рубежом за счет стран бывшего соцлагеря, в особенности постсоветских государств. В отличие от США здесь продолжает курить львиная часть населения, само курение является социально-приемлемым, а законодательная база для борьбы с ним отсутствует или является слишком слабой.

Эксперты обращают внимание на то, что американские табачные корпорации проводят агрессивную наступательную кампанию на новом для них рынке, который ранее не мог рассчитывать на большее, чем низкосортные «Приму», «Столичные», в лучшем случае болгарские «БТ». Теперь же «Р. Дж. Рейнольдс», «Филип Моррис» и им подобные скупают бывшие государственные табачные фабрики с устаревшим оборудованием и, произведя значительные инвестиции, подминают под себя местных изготовителей. Они используют здесь весь свой богатый опыт, полученный в США, вместе с новыми находками в этой области - раздачей бесплатных образцов продукции или спонсированием молодежных фестивалей. Кроме того, в нашем регионе эти компании используют новую маркетинговую стратегию: вместе с рекламой своей продукции они пропагандируют и традиционные американские ценности - свободу, изобилие и стиль жизни, к которым столь восприимчива молодежь.

Американские корпорации прекрасно ориентируются в этой ситуации и понимают, какие потенциальные прибыли заключены в России и других странах бывшего СССР. Статистические данные министерства сельского хозяйства США отражают стремительный рост экспорта американских табачных изделий в бывшие советские республики - с 3,7 миллиарда штук в 1995 году до 19,4 миллиарда в 1996-м - 424%!

По словам исполнительного директора американской общественной организации «Действие против курения» Джона Бэнзхафа, экспорт американской табачной продукции в наших странах будет расти и в будущем. Он уверен, что производители сигарет из США рассматривают наш рынок как чрезвычайно прибыльный и легкий для проникновения. Причиной этого он называет чрезвычайную занятость правительств более важными проблемами национальной значимости и отсутствием у них времени и средств для проведения «антиникотиновой кампании» среди населения.

Похоже, он прав, и в ближайшем будущем радикальных изменений в этой области ждать не приходится. Так что потерявшие американское гражданство ковбой Мальборо и верблюд Джо перебираются из прерий Дикого Запада в украинские и российские степи, белорусские болота и кавказские горы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК