ПРАВО ВЛАДЕНИЯ, ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРАВО РАСПОРЯЖЕНИЯ

11 апреля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 15, 11 апреля-18 апреля 1997г.
Отправить
Отправить

К земельной реформе в Украине следует подходить не с ведомственных позиций, а с позиций строительства социально-экономической системы государства...

К земельной реформе в Украине следует подходить не с ведомственных позиций, а с позиций строительства социально-экономической системы государства. Для анализа и построения концепции земельной реформы необходимо выделить следующие основополагающие принципы, пренебречь которыми ни в коем случае недопустимо:

1. Земли Украины принадлежат и всегда будут принадлежать только гражданам Украины.

2. Земли Украины, основное богатство народа страны, имеют стратегическое значение. Учитывая это, право владения должно быть социально справедливым на данный момент и проектироваться на перспективу.

3. право фактического пользования землями Украины должно определяться экономической целесообразностью. Оно отделено от права владения.

Тезисно рассмотрим, как можно согласовать эти принципы в государственной программе земельной реформы.

Земля - это государственная территория, это размещение производств, формирование духовности народа, его привычек, нравственности, любви и ненависти. За земли всегда идет борьба, даже если эта земля - кусок пустыни. И, наконец, земля - это природная среда, так же, как воздух, вода. В своем функциональном назначении она обеспечивает естественное право человека на жизнь. неумение организовать эффективное землепользование при разных формах социальных отношений не является основанием для пересмотра фундаментальных естественных прав человека.

Территория и земли Украины - ее богатство. Они всегда были лакомым куском для внешних и внутренних агрессоров, яблоком раздора на государственном уровне и на уровне сельской межи. Потому вопрос изменения «статуса земли» - принципиальный и опасный. Верховная Рада достаточно осторожна в вопросе приватизации земли, несмотря на массированное давление.

Конечно, продолжать вести разрушительную хозяйственную деятельность на землях Украины, как это было до сих пор, недопустимо. Государство, как организующая структура, не справилось с задачей эффективного землепользования. Но это вовсе не означает, что нужно броситься в другую крайность - «распаевку». «Распаевка» - это фактически присвоение народного богатства группой людей, она служит интересам нынешних земельных магнатов: директоров совхозов, колхозов, а также различных чиновников из управляющих структур. Основная масса населения бесстрастно и обреченно наблюдает за этим процессом. При таком подходе к земельной реформе не просматриваются интересы всего населения Украины и закладываются социальные противоречия. Экономическая целесообразность тоже совершенно не очевидна.

Каждый гражданин Украины должен увидеть свое право свободного выбора. Только тогда на землю придут умелые и ответственные. По опыту мы знаем, что это далеко не всегда те, кто живет в сельской местности. Простые решения: «земля -крестьянам, фабрики - рабочим» - несостоятельны в современной сложнейшей ситуации мирового развития. но мы опять скатываемся к ним, правда, декларируя другие лозунги, и опять получаем социально-экономическую разруху.

При обсуждении вопроса земельной реформы нелишне привести динамику запаса пахотных земель на планете. По данным ООН, имеется 3,2 млрд. га земель, потенциально пригодных для возделывания. Причем большая часть, самая богатая и доступная, уже возделана.

На подготовку других земель, их расчистку, ирригацию, удобрение потребуются значительные капиталы. Это экономически нецелесообразно, несмотря на проблемы продуктового дефицита в мире. Нелишне учесть также экспоненциальный рост народонаселения в мире и выведение земель из сельскохозяйственного использования под застройку и другую инфраструктуру. Кроме того, идет разрушение земель - засоление, опустынивание. Уже невозможно получить достаточный урожай без азотных удобрений. Но для получения одной тонны их необходима одна тонна нефти или эквивалент газа. Нефть нужна также для производства пестицидов и гербицидов. А проблемы с нефтью в мире и в Украине известны.

Анализ данной стороны мирового развития при разработке земельной реформы в Украине абсолютно необходим. Только достаточное знание этих вопросов позволит проводить земельную политику в интересах народа Украины, что бы нам ни советовали зарубежные консультанты.

Территориальное расположение и земельные запасы Украины - это ее стратегические возможности, и в большой мере на этом должна строиться стратегия ее безопасного суверенного развития. Украина владеет запасами продуктивных угодий, которые, по расчетам, приблизительно в четыре раза превышают ее внутренние потребности. Учитывая прогнозируемый продовольственный дефицит на мировом рынке, значимость земельных ресурсов нашей страны уникальна.

Территория Украины уникальна и по своему расположению, освоенности, климатическим условиям. Обеспеченность пашен в среднем по стране составляет 0,78 га на одного жителя (в среднем по Европе - 0,26 га, в мире - 0,29 га). На этот показатель следует обратить особое внимание ввиду предполагаемого роста населения планеты до 8 млрд. человек в начале ХХI века и падения численности населения в Украине. Это означает, что объективно ценность земельного надела будет расти.

Но земли Украины различны по качеству грунтов, их доступности для сельскохозяйственного использования и т.д. Эти и другие факторы должны быть учтены при разработке стоимости земельного пая (чека). Эффективность хозяйственной деятельности не может входить в исходную стоимость земельного пая, но объективные условия, определяющие возможности производственной деятельности, нельзя сбрасывать со счетов.

Обеспеченность землями в расчете на одного жителя по территории Украины распределена очень неравномерно. Она возрастает с северо-запада на юго-восток. Вектор показателя качества земель имеет такое же направление. Так, на одного жителя Закарпатской области приходится 0,15 га пашни не самого высокого качества, на одного сельского жителя этой области - 0,25 га. Причем, только этот, западный, регион Украины имеет естественный прирост сельского населения. Если учесть также ставшие уже традиционными здесь проблемы трудоустройства, «маятниковую» трудовую миграцию, то простое решение «распаевки» приведет лишь к социальному напряжению, формированию миграционных настроений.

Восточный регион Украины имеет известные проблемы в связи с необходимостью модернизации промышленной инфраструктуры, сложными экологическими проблемами, высокой плотностью заселения. Городское население составляет 80%, сельское уменьшается за счет естественного ухода. Если реализовать лозунг земельной реформы - «земля принадлежит тем, кто на ней работает», то на что могут рассчитывать жители Донецкой, Днепропетровской областей, особенно с учетом структурной перестройки промышленного производства и растущей безработицы?

Области центральной и южной Украины богаты черноземами, однако имеют наименьшую плотность населения. Здесь преобладает городское население, плотность же сельского невелика, причем это старшая возрастная группа, коэффициент естественного прироста очень мал или глубоко отрицателен (например, коэффициент прироста сельского населения по Кировоградской области равен -8,4, по Херсонской +1,1). А пашни на одного жителя той же Херсонской области приходится 1,5 га, на одного сельского жителя этой области - 3,9 га. Естественно, ни обработать такие земли, ни обеспечить эффективную хозяйственную деятельность на них селяне этих областей не смогут. Простое решение «распаевки» приводит к созданию нового класса землевладельцев.

Совершенно очевидно, что земельная реформа в Украине должна иметь общегосударственный, а не «районный» масштаб, она должна придать внутреннюю динамику процессу землепользования, а не узаконить разделение регионов Украины на бедные и богатые, а населения - на батраков и латифундистов.

При разработке концепции земельной реформы необходимо принимать во внимание и другие вопросы. Так, несмотря на наличие крупных городов, менталитет большей части населения Украины остается сельским. Большинство жителей городов являются горожанами в первом-втором поколениях, они крепко связаны с селом, сохранили навыки сельской жизни, знание сельскохозяйственного производства. В городе же они часто заняты на неквалифицированных или вспомогательных работах. Естественно, что при высокой городской безработице они потянутся в село и могли бы найти приложение своего труда в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности.

Особую группу населения составляют военнослужащие, многие из которых тоже выходцы из сельской местности. государство не может должным образом социально защитить эту группу населения. Тем более важно учесть в земельной реформе интересы этой хорошо организованной, технически обученной категории, особенно в условиях реформирования армии.

Земельная реформа должна заложить и социально справедливую основу под закон о налогообложении физических и юридических лиц, которые имеют в частном владении квартиры, дома, дачи, магазины, промышленные предприятия. Вопрос этот неоднократно и справедливо поднимался в Верховной Раде, и лишь отсутствие механизма не позволяет его решить.

В сложившейся ситуации геополитического и внутригосударственного становления Украины именно земельная реформа может стать основой государственного строительства. Но идти в эту реформу надо не с позиций накопленного в XVII-XIX веках опыта некоторых стран, а с позиций анализа геоэкономического развития в ХХI веке. Здесь необходимо эгоистически защищать интересы государства и интересы каждого гражданина Украины в социально-экономической государственной политике. Только при соблюдении этих условий можно обеспечить устойчивое суверенное развитие страны. несоблюдение же любого из условий равно опасно.

Каким же видится механизм реализации предложенной концепции земельной реформы? Тезисно сформулируем некоторые подходы.

1. Юридическое право каждого гражданина Украины на индивидуальный земельный пай реализуется следующим образом. Прежде всего необходимо определить те территории, которые останутся в государственном владении в обозримом будущем. В такой реестр, очевидно, войдут охранные территории, зона чернобыльского загрязнения, земли под железнодорожными и автомагистралями государственного значения и т. д.

Все остальные земли и территории, в том числе под городскими застройками, промышленными объектами, продуктопроводами и т.д. должны быть учтены количественно, оценены стоимостно в свободно конвертируемой валюте в соответствии с мировыми стандартами. Стоимости не должны быть занижены, т. к. земли не предполагаются к продаже.

Опыт оценки сельскохозяйственных угодий в зависимости от качества грунтов, климатических и других условий имеется. Есть мировой опыт и оценки городских территорий в зависимости от транспортной обеспеченности, экологической защищенности и пр.

Эту работу необходимо провести для расчета стоимости личного земельного пая каждого гражданина Украины. Гражданство при этом определяется одномоментно и пересмотру более не подлежит. Пай является наследным, но стоимость его изменяется по мере отчуждения земель и территорий от государства и передачи их в общественное управление и наоборот. То есть, приняв такую концепцию, мы закладываем, во-первых, принцип социальной справедливости не только в момент проведения земельной реформы, но и на перспективу: каждый гражданин Украины будет всегда иметь наследственное право на землю (пай) или на часть его. Во-вторых, для начала земельной реформы нет необходимости предварительного полного учета всех земель и территорий, т. к. возможны последующие начисления на пай.

Юридическое право каждого гражданина на владение должно быть закреплено государственным номерным чеком и внесено в государственную компьютерную систему. Земельный чек имеет стоимостное определение, но не указывает адрес земельного надела.

2. на практике юридическое право реализуется путем сравнения фактического пользования землей (в количественно-стоимостном виде) и чекового права (стоимости пая). При этом учитывается земля под приватизированным дачным участком, квартирой, огородом и др. Если суммарное фактическое владение равно или меньше чекового земельного права, то применяется одна ставка налога на собственность, если же оно превышает суммарное чековое право, то ставка налога другая. При этом следует иметь в виду, что этот порядок не исключает других регламентирующих актов в части предпринимательской деятельности, требований к застройке, использованию земель и территорий и т. д.

Тот же принцип распространяется и на сельскохозяйственную деятельность: ставка земельного налога невелика, если фактическое владение меньше или равно чековому праву. Если же кто-то хочет вести коллективное или крупное фермерское хозяйство, он может получить дополнительные земли в аренду за счет неиспользованных земельных чеков граждан. Но аренда эта оформляется только через Земельный банк. Право распоряжения земельными ресурсами осуществляется Земельным банком на основе общегосударственных нормативных документов.

Эта концепция учитывает также особенности имеющей место в Украине приватизации предприятий, особенно крупных промышленных комплексов. такие предприятия находятся обычно в крупных городах, где земля очень дорога. Член трудового коллектива может войти в совладение не только через акции предприятия, но и через свой земельный пай. Такой подход поставит перед управлением предприятия ряд чрезвычайно важных проблем. Во-первых, необходимо будет оптимизировать территорию предприятия в соответствии не только с технологическими требованиями, но и с численностью работающих. Во-вторых, у работников появится определенная социальная защита, ведь каждый уволенный «забирает» свой земельный пай и плата предприятия за землю соответственно возрастает. В-третьих, через земельные отношения трудовой коллектив получит возможность контролировать взаимоотношения руководства предприятия с возможными иностранными инвесторами.

3. Вся организационная работа по превращению юридического права владения в фактическое право пользования должна проводиться только через Земельный банк. Он и его региональные отделения являются держателями информации о фактической стоимости земельного чека, поскольку, как уже отмечалось, она будет меняться по мере выведения земель из государственного владения, пересмотра цен на сельскохозяйственные земли и отчуждаемые городом и коммуникациями территории.

Земельный банк полностью контролирует арендные отношения: он является держателем информации о свободных землях по всей территории Украины, которые могут быть переданы в аренду, в том числе и иностранным предпринимателям.

Бесспорно, предлагаемая концепция земельной реформы может рассматриваться только как программа государственного переустройства, в основе которой лежит механизм землепользования. На наш взгляд, ее механизм учитывает, с одной стороны, имеющие место, но не упорядоченные приватизационные процессы, в том числе «распаевку» земель, с другой - навсегда отделяет право на владение землей от государства, закрепляя его за гражданами Украины с тем, чтобы каждый из них в любой момент в будущем мог реализовать это право на любых свободных от хозяйственной деятельности участках. Кроме того, в условиях структурной перестройки промышленности и массового высвобождения трудовых ресурсов, государственная политика должна стимулировать внутреннюю миграцию населения.

Предложенная концепция позволяет это осуществить, арендуя земли через Земельный банк. Государство должно обеспечить приемлемые условия, стимулирующие миграцию в южные и центральные регионы Украины.

На наш взгляд, данная концепция экономически целесообразна: у земли появится хозяин, заинтересованный в превращении юридического права в фактическое, а обществу выгодно будет передать ему не использованное другими гражданами фактическое право на пользование землей на условиях аренды. При этом не предполагается какого-либо административного изъятия земель у теперешних владельцев, в том числе и полученных в результате «распаевки». Однако земельный налог в соответствии с предложенным механизмом значительно умерит аппетиты.

Естественно, данная концепция земельной реформы потребует согласования с разработанными законами. Корректировка возможна, но она не должна коснуться принципиальных положений. Уточнены и детализированы могут быть только механизмы, методики реализации, юридическая терминология.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК