ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ: РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

Поделиться
Динамика процессов, происходящих сегодня в потребительской кооперации Украины, сродни радикальным изменениям в нашем государстве и обществе...

Динамика процессов, происходящих сегодня в потребительской кооперации Украины, сродни радикальным изменениям в нашем государстве и обществе. Нынешние исторические преобразования, связанные со становлением государственности Украины, поставили потребительскую кооперацию перед необходимостью решения сложных проблем. Главная — выбор пути, способов определения стратегии социально-экономического развития, трансформации системы в экономику Украины, возрождения демократических основ деятельности кооперативных организаций и предприятий, повышения их экономической эффективности, инициативы и предприимчивости. Надо отметить, что на все это, и не без успеха, в начале деятельности мы потратили огромные усилия. Однако вынуждены были прийти к выводу, что реструктурирование, изменение в экономической политике, совершенствование управления, сами по себе структурно-организационные мероприятия не позволят изменить ситуацию в корне. Да, поиск главного звена длительное время шел «методом тыка». И практика нас убедила, что ключевое значение для дальнейшего развития потребительской кооперации имеют все-таки: упорядочение отношений собственности, возрождение реального собственника кооперативного имущества, повышение заинтересованности и активизация участия пайщиков в деятельности потребительских обществ и кооперативных предприятий. Это — основа основ. Здесь необходимо не только изменить весь механизм жизнедеятельности системы. Спасти кооперацию могла только, образно говоря, пересадка сердца. Более того, следовало переделать, перестроить на новый лад психологию, образ мышления, способ действия и работников потребительской кооперации, и пайщиков. А здесь уже счет идет на миллионы.

С другой стороны, реформирование отношений собственности усложнялось тем, что многолетний курс руководства бывшего Советского Союза на слияние всех форм собственности в единую социалистическую привел к существенной деформации кооперативной собственности, ее обобществлению и обезличенности, отчуждению объектов собственности от пайщиков, чрезмерной концентрации имущества в высших структурных звеньях системы — потребительских союзах. Так, в начале 90-х годов ХХ столетия базовое звено потребительской кооперации — потребительские общества, которые наиболее приближены к пайщикам, владели лишь 31% кооперативного имущества. Паевой фонд, сформированный за счет индивидуальных взносов членов потребительских обществ и представляющий по сути их частную собственность, составлял лишь 3% от общей суммы кооперативного капитала. Таким образом, потребительская кооперация вступала в период реформирования экономики Украины практически огосударствленной структурой, утратившей в значительной степени свои демократические принципы и рыночные основы хозяйствования.

Ситуация усугублялась неблагоприятными социально-экономическими условиями в стране, сложившимися на первых этапах реформирования экономики. Процессы проходили болезненно и порой противоречиво. Общее кризисное состояние экономики, прежде всего ее агропромышленного комплекса, инфляция, безработица, снижение доходов населения, особенно сельского, непомерные процентные ставки за использование банковских кредитов, нестабильная система налогообложения привели к резкому снижению объемов деятельности и ухудшению финансового положения кооперативных организаций и предприятий. Все это создало значительные проблемы по удовлетворению материальных и социальных потребностей населения, существенно снизило мотивацию участия и заинтересованность пайщиков в укреплении и обеспечении эффективной работы кооперативных организаций и предприятий. И все же становление рыночных отношений, возрождение конкуренции в целом и первые проявления ее на сельском потребительском рынке уже в начале 90-х годов активно подталкивали кооперативные организации к переменам. Но и факторы, сдерживающие этот процесс, были еще необычайно сильны. Сильны, кроме обозначенного, потому, что мы не имели ни теоретической, ни законодательной базы для радикальных реформ, в том числе для реформирования отношений собственности. Мы не имели этой базы не только в потребительской кооперации, но и в государстве в целом. Не было определенности даже на уровне таких основополагающих понятий, как «кооперативная собственность», ее природа. В высоких государственных кабинетах шли многоголосые дискуссии о том, что такое потребительская кооперация — это коммерческая структура или государственные предприятия? Строились в этой связи далеко идущие планы разгосударствления, или, проще говоря, приватизации. Рецидивы той политики кое-где встречаются и поныне.

Но для того, чтобы начать реформирование, нужно было в первую очередь решить вопрос правового положения потребительской кооперации. И это удалось сделать. Закон Украины «О потребительской кооперации», принятый в апреле 1992 года, установил ее правовой статус, законодательно закрепил независимость и самостоятельность системы как массовой общественно-хозяйственной организации. А главное, государство признало право собственности потребительской кооперации и выступило гарантом ее неприкосновенности.

После принятия этого, в сущности, определяющего документа главное внимание сконцентрировали на разработке и внедрении механизма реализации его положений. По существу, это был этап, знаменующий собой начало создания или воссоздания, если рассматривать его сквозь призму истории, национальной потребительской кооперации. Рушились, демонтировались устои потребительской кооперации социалистического образца. Были внесены изменения и дополнения в уставы кооперативных организаций всех уровней. Потребительские общества получили право самостоятельно планировать и осуществлять хозяйственно-финансовую деятельность, определять организационную структуру, количество работников, формы и системы оплаты труда. Кардинальным шагом стало предоставление потребительским обществам права непосредственного владения, пользования и распоряжения принадлежащим им имуществом и финансовыми ресурсами. Я бы особо подчеркнул это обстоятельство, дабы был понятен радикализм происходящих процессов. Да, это была своего рода революция, происходившая «сверху — вниз», дающая право прийти к власти (ибо у кого собственность, у того и власть) низовым, первичным звеньям системы. Потребительские общества получили полную хозяйственную самостоятельность. Это на первом этапе.

Дальше для укрепления первичного звена мы осуществили перераспределение кооперативного имущества в пользу потребительских обществ, в результате чего их доля в собственности потребительской кооперации возросла до 70%. С одной стороны, это позволило вернуть потребительским обществам собственность, созданную в предыдущие годы преимущественно за их средства, а с другой — максимально приблизить её к пайщикам и заложить необходимый экономический фундамент для закрепления (персонификации) большей части кооперативной собственности за членами потребительских обществ.

С целью существенного расширения имущественных прав пайщиков, создания для них равных условий в процессе закрепления собственности были проиндексированы обязательные паевые взносы, уплаченные до 1 января 1992 года и обесцененные вследствие инфляции (масштаб индексации 1 рубль:1 гривня). Прежде всего это сделано в интересах пайщиков пожилого возраста и пенсионеров — ветеранов потребительской кооперации. Дважды проводилась перерегистрация членов потребительских обществ: по состоянию на 01.01.94 и 01.01.2000 из состава членов потребительских обществ были выведены так называемые псевдопайщики — «мертвые души», т.е. лица, которые не имели никакой связи с потребительскими обществами, уплатившие в свое время копеечные вступительные взносы лишь с целью приобретения дефицитных товаров. Решением органов управления потребительских обществ исключили также тех, кто десятилетиями не выполнял требований кооперативных уставов.

Безусловно, в процессе этих преобразований проявились и негативные аспекты. В период кризиса экономики Украины значительная часть членов-пайщиков вышла из потребительских обществ по собственному желанию. Подталкивало их к этому резкое снижение объемов хозяйствования, послабление социальной направленности деятельности кооперативных организаций и предприятий. По этим, а также другим объективным, а порой субъективным причинам количество пайщиков потребительской кооперации сократилось на две трети. Это дало повод отдельным, не владеющим ситуацией лицам обвинять потребительскую кооперацию в специальном избавлении от «лишних» собственников кооперативного имущества. Делать подобное нет никакого резона, поскольку члены потребительских обществ, не прошедшие перерегистрацию по уважительным причинам, могут возобновить свое членство и получить право на долю в паевом капитале на общих основаниях.

Проведенное в системе перераспределение собственности позволило укрепить базовое звено потребительской кооперации. Вместе с тем для повышения стимулов и мотивации самих пайщиков, работников потребительской кооперации, необходимо было установить оптимальное соотношение между делимой и неделимой частями кооперативной собственности. Определить это соотношение оказалось сложно из-за отсутствия достоверных статистических данных за длительный период, неоднородности деятельности кооперативных организаций и предприятий, высокой динамики цен на капитальные объекты, неоднократной индексации их стоимости. Более того, среди теоретиков и практиков существовали две диаметрально противоположные точки зрения на процесс разделения. Одни ратовали за раздел только паевого капитала, иные требовали разделить все имущество потребительской кооперации.

Попытки подтолкнуть к разделу всей кооперативной собственности являются не только ошибочными, но и разрушительными для потребительской кооперации. Генеральная ассамблея Международного кооперативного альянса, членом которого Укоопсоюз является с октября 1992 года, рекомендовала, чтобы в кооперативных организациях хотя бы часть имущества была признана общественной неделимой собственностью. Поэтому на первом этапе реформирования было принято решение установить долю неделимой части в уставном капитале на уровне не менее 51%. Это соотношение гарантировало целостность потребительской кооперации, однако, как показала практика, не способствовало повышению мотивации и активности пайщиков.

Члены потребительских обществ, заботясь о сохранности и дальнейшем развитии потребительской кооперации, защищая свои законные права, обратились к правлениям кооперативных организаций, правлению Укоопсоюза с предложениями внести коррективы в нормативные акты, касающиеся разделения кооперативной собственности. Они вполне справедливо настаивали на ускорении ее персонификации, увеличении в ней доли пайщиков и документальном оформлении их права владеть, пользоваться и распоряжаться этой собственностью.

С учетом этих предложений в системе была разработана Программа завершения разделения и закрепления кооперативной собственности. Проект Программы был опубликован в газетах, направлен всем потребительским обществам и потребительским союзам, органам местного самоуправления. В обсуждении проекта на кооперативных участках, общих собраниях и собраниях уполномоченных пайщиков потребительских обществ приняли участие более 820 тыс. пайщиков, или более двух третей их общего количества. Иными словами, проводилась огромная организационно-разъяснительная работа. Проект поддержали свыше 95% участников собраний. В итоге в декабре 2000 года Программа была утверждена ХVIII (внеочередным) съездом потребительской кооперации Украины, став органичным продолжением предыдущих шагов реформирования потребительской кооперации, логическим завершением персонификации кооперативного имущества. В ней сохранен принцип разделения кооперативного капитала на делимую и неделимую части.

Неделимая часть кооперативного имущества (не менее 25%) закрепляется за юридическими лицами — потребительскими обществами и потребительскими союзами. К ней, прежде всего, относятся объекты инфраструктурного обслуживания, имеющие общекооперативное значение, — крупные предприятия торговли, заготовок, производства, социального обслуживания, учебные заведения и ряд других. Объекты неделимой части не могут быть проданы, внесены в уставные фонды других организаций, переданы в залог или финансовый лизинг, а также разделены между руководителями, работниками потребительской кооперации и членами потребительских обществ. Неделимый общественный капитал выступает гарантом существования потребительской кооперации, служит в интересах благосостояния как нынешних, так и будущих пайщиков. Этот аспект неделимости части кооперативного капитала исключает побудительный мотив у членов потребительского общества (союза) к его роспуску и распределению в свою пользу имущества, накопленного совместными усилиями пайщиков многих поколений.

Делимая часть кооперативного капитала (до 75%) закрепляется за членами потребительского общества. За каждым пайщиком закрепляется две имущественные доли: доля в делимом капитале потребительского общества, членом которого он является, и доля в делимом капитале, переданном потребительскому обществу Укоопсоюзом, областными (республиканским) и районными потребительскими союзами. Определение этих долей проводилось открыто для всех пайщиков. Их размер зависел от суммы паевых взносов, уплаченных ранее пайщиком, а также от суммы делимых частей кооперативного капитала потребительского общества и потребительских союзов. Эти доли конкретно для каждого пайщика утверждались общим собранием (собранием уполномоченных) членов потребительского общества.

Не является большим секретом, что в условиях финансовой нестабильности, труднодоступности и дороговизны банковских кредитов главную роль в формировании «съеденных» в свое время инфляцией оборотных средств, необходимых для эффективной деятельности кооперативных объектов, приобретает паевой капитал. Учитывая это, в полном соответствии с такими кооперативными ценностями и принципами, как взаимопомощь и экономическое участие в деятельности кооперативов, пайщики поддержали предложение о внесении дополнительных паевых взносов при закреплении за ними долей части кооперативного капитала, а также об уплате 255 гривен для получения статуса совладельца предприятия потребительского союза любого уровня, включая предприятий Укоопсоюза. Размер дополнительных паевых взносов, сроки их уплаты устанавливались для каждого пайщика дифференцированно, в зависимости от стажа пребывания в членах потребительского общества или работы в потребительской кооперации.

Правильность практических шагов по реформированию кооперативной собственности, их широкая поддержка со стороны членов потребительских обществ наглядно подтверждается тем, что общая сумма паевых взносов за время проведения реформы возросла со 150 тыс. до 56 млн. гривен. Поступление в таких размерах добровольных паевых взносов для формирования финансовых ресурсов потребительской кооперации свидетельствует о растущем доверии пайщиков к этой системе, восстановлении социально-экономической природы потребительской кооперации, оно заметно расширило возможности и нарастило темпы реформирования, открыло новые пути к интеграции в рыночную экономику.

Весь этот огромный массив сделанного не преминул сказаться на результатах. Итоги прошлого хозяйственного года показывают, что почти 6 тысяч хозяйствующих субъектов, или 2/3 от их общего количества, сработали прибыльно. В целом по системе убытки сократились в три раза. Но мы не склонны преувеличивать достигнутое. Да, условия для свободного развития инициативы и самодеятельности кооперативных масс созданы. Однако не везде и не всегда наши пайщики, кооперативный актив обладают достаточными знаниями и умением для применения выработанных решений в повседневной практической работе.

Вот недавно получил письмо от кооператоров Семеновского района Черниговской области. «Наше потребительское общество, — пишут они, — обслуживает шесть сел. Мы медленно умираем. Нет сил и средств устоять перед нашествием частных лавок и полуподпольных «магазинов на дому». Спрятавшись от налогов, они из-под полы торгуют винно-водочными, табачными изделиями, другими товарами по невозможно низким ценам, в антисанитарных условиях продается хлеб. Завозят его нам из Киева, других областей.

...Мы уже и свои деньги вкладывали, чтобы спасти наши прекрасные магазины и наш небольшой коллектив, а дела не улучшаются. Помогите нам. Скажите, когда-нибудь закончится это безумие, чтобы нам не потерять веру и выстоять, продержаться до тех дней?»

Комок подступает к горлу, когда читаешь подобное. Однако эта картинка из жизни выразительно говорит и о другом — как надо быстрее учиться работать в условиях конкуренции.

Сегодня потребительские общества, потребительские союзы развернули во всех отраслях хозяйствования работу по реструктуризации действующих и организации практически новых кооперативных предприятий рыночного типа, а также хозрасчетных обособленных подразделений подобно предприятиям малого и среднего бизнеса. Среди их учредителей — члены потребительских обществ, сельскохозяйственные товаропроизводители, другие юридические и физические лица. Практика подтвердила целесообразность и жизнеспособность этих новых хозяйствующих субъектов. Их удельный вес в розничном товарообороте Укоопсоюза превышает 20 процентов. В регионах расширяется участие потребительских обществ, потребительских союзов, торговых, заготовительных и промышленных предприятий системы в формировании оптовых рынков, агроторговых домов, ярмарок, в создании совместно с сельскохозяйственными товаропроизводителями сбытовых, перерабатывающих, заготовительных, обслуживающих и иных видов кооперативов. Реорганизованные и новосозданные предприятия занимают свою нишу в экономическом пространстве и выступают важной составляющей инфраструктуры внутреннего торгового и аграрного рынков, создание которой предусмотрено указами Президента Украины о реформировании аграрного сектора экономики и развитии национального кооперативного движения. Ассортимент товаров, цены, качество предоставленных услуг на этих предприятиях способствуют формированию социального климата на селе, возрождают доверие сельских жителей к кооперативным формам хозяйствования.

С целью развития взаимовыгодных отношений между членами потребительских обществ и хозяйствующими субъектами потребительской кооперации в системе осуществляется разработка механизма совершенствования организационно-правовых принципов стимулирования экономического участия пайщиков в деятельности потребительских обществ, потребительских союзов и кооперативных предприятий. Имеется в виду поощрение пайщиков за покупку товаров, сдачу сельскохозяйственных продуктов и пользование услугами предприятий потребительской кооперации, внесение ими паевых взносов и вкладов на пополнение финансовых ресурсов кооперативных организаций и предприятий, а также активное участие в органах управления и контроля системы. Для этого предусмотрены кооперативные выплаты и выплаты на паи, начисление дивидендов, предоставление пайщикам льгот, преимуществ и тому подобное.

Таким образом, главная идея реформирования отношений собственности в потребительской кооперации состоит в достижении справедливого распределения кооперативного капитала, обоснованного разделения его на делимую и неделимую части, закрепления делимой части за пайщиками, активизации на этой основе процесса демократизации внутрикооперативных взаимоотношений и многоаспектной деятельности системы, а также повышении экономической инициативы и развития предприимчивости членов потребительских обществ.

Реформирование собственности потребительской кооперации проводится с учетом обеспечения социальной справедливости, защиты имущественных прав и экономических интересов пайщиков, трудовых коллективов, а также юридических лиц системы; применения бесплатного и платного принципов закрепления собственности; персонификации кооперативного имущества за реальными собственниками. Следует подчеркнуть, что конкретные шаги реформирования отношений собственности проводились на всех этапах открыто, широко обсуждались кооперативной общественностью и осуществлялись исключительно в соответствии с решениями высших органов управления потребительской кооперации всех уровней.

К сожалению, не все руководители кооперативных организаций и предприятий были готовы к работе в новых рыночных условиях и проведению реформ в потребительской кооперации. Некоторые из них вместо всестороннего изучения ситуации, целеустремленного поиска и внедрения эффективных форм хозяйствования начали искать причины своей бездеятельности, ослабили контроль за сохранностью кооперативного имущества, стали на путь использования своего служебного положения в личных интересах. Эти неправомерные действия получили соответствующую оценку органов управления кооперативных организаций. На ряд руководителей наложены дисциплинарные взыскания вплоть до отстранения их от занимаемых должностей, а в отношении некоторых из них материалы переданы в следственные органы для возбуждения уголовных дел.

С другой стороны, имели место факты неоднократного противоправного вмешательства органов государственной власти в деятельность потребительской кооперации, инициирование и поддержка ими передачи в коммунальную собственность и продажи коммерческим структурам высоколиквидных кооперативных объектов, в частности рынков, предприятий торговли, общественного питания, производства, расположенных в областных и районных центрах, других крупных населенных пунктах. Следует подчеркнуть, что практически по всем фактам неправомерного отчуждения кооперативного имущества органы прокуратуры, хозяйственные суды приняли решения в пользу законных собственников — организаций потребительской кооперации.

Следует отметить, что успешное проведение реформ в потребительской кооперации во многом зависит от широкой, а главное, объективной информации кооператоров, всего населения о целях этих реформ и конкретных мерах, осуществляемых в системе по их реализации. Уделяя большое внимание укреплению кооперативного сектора экономики, Президент Украины в своем Указе о развитии национального кооперативного движения особо подчеркнул и необходимость постоянного разъяснения через средства массовой информации идеи кооперации, природы кооперативных форм взаимопомощи, преимуществ кооперативного способа хозяйствования, освещения истории кооперации в Украине.

В то же время отдельные, далекие от кооперации лица, не обременяя себя углубленным изучением сущности ее принципов и проблем, рядясь в тогу «борцов» за интересы народа, пытаются через средства массовой информации убедить общественность в том, что реформирование отношений собственности в потребительской кооперации не что иное, как преднамеренное избавление от пайщиков и раздел кооперативного имущества между руководителями кооперативных организаций, безапелляционно заявляют, что в системе «...состоялся процесс концентрации гигантской собственности в руках узкого круга лиц, а «широкие массы цивилизованных кооператоров» оказались лишенными и права собственности, и права управления». Отдельные негативные примеры, которые имели место, представляются как массовые явления. Почему-то лишь потребительскую кооперацию огульно и безосновательно обвиняют в ухудшении социально-экономического положения сельского населения.

Абсурдность этих утверждений очевидна.

Во-первых, на протяжении всего своего более чем 135-летнего существования потребительская кооперация независимо от изменения социально-экономических формаций выступала и ныне выступает социально ориентированным сектором экономики с четко выраженной социальной направленностью — удовлетворением материальных и иных потребностей членов потребительских обществ.

Во-вторых, субъектами права собственности потребительской кооперации являются потребительские общества и потребительские союзы, право владения и управления которыми принадлежит пайщикам. Решения о реализации кооперативной собственности могут принимать лишь высшие органы управления потребительских союзов и потребительских обществ, которые избираются и контролируются непосредственно пайщиками. Поэтому утверждение о концентрации и распоряжении собственностью потребительской кооперации узким кругом руководителей кооперативных организаций является надуманным и глубоко ошибочным, а в отдельных случаях — заведомо предвзятым.

Безусловно, каждый имеет право высказать свое видение проблемы и оценить деятельность потребительской кооперации. Но это должно носить объективный характер, не вносить разлад, а способствовать концентрации совместных усилий на создание благоприятных условий для развития национального кооперативного сектора экономики. Полагаем, что на данном этапе назрела необходимость разработки Национальной программы содействия созданию и деятельности кооперативных формирований на селе как форм экономической и социальной самозащиты населения от агрессивной рыночной среды, а также принять необходимые правовые акты и нормативные документы для реализации этой Программы. Потребительская кооперация готова участвовать в выполнении этого важного государственного дела.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме