ПОДМЕНА

11 апреля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 15, 11 апреля-18 апреля 1997г.
Отправить
Отправить

В пылу политически-бюджетных игр как-то забыли об экономическом росте «Мы вошли в сферу очень чистой политики» (Очень Известный Экономист) СП - жертва прибыли?..

В пылу политически-бюджетных игр как-то забыли об экономическом росте

«Мы вошли в сферу очень чистой политики»

(Очень Известный Экономист)

СП - жертва прибыли?

Предприятия с иностранными инвестициями досрочно - с 1 июля - должны войти в национальный режим налогообложения. Так предложил премьер и решила Верховная Рада. Иными словами, совместные предприятия, зарегистрированные в Украине до 1 декабря 1995 года, которым законодательно предоставлялась возможность в течение пяти лет не платить налога на прибыль, теперь - опять-таки законодательно - этой возможности будут лишены. Правда, такая участь постигнет не все СП, но об этом позже. Сначала о том, что помешало украинским властям быть последовательными и «потерпеть» до 99-го, когда с СП можно было бы взимать пресловутый налог, не теряя при этом лица? Ведь большинство представителей СП повергла в шок не сама перспектива что-то дополнительно платить в украинский бюджет, а та «легкость необыкновенная», с которой изменяют у нас своему законодательному слову.

Поскольку катализатором происшедшего явились необлагаемые налогом прибыли СП, поставляющих в Украину энергоносители, с них, газотрейдеров, и начнем. Тем более, что, поступив так, мы всего лишь пойдем по стопам премьера Лазаренко. Павел Иванович в своем выступлении на этой неделе в парламенте тесно связал «вопрос об энергоносителях», по поводу которого «раздавались страшные обвинения, устраивались разборки, проводились заседания», с изменениями в режиме налогообложения СП. Поскольку участники «разборок и заседаний» напрямую связывали деятельность, в частности, газотрейдерского СП ЕЭСУ с деятельностью премьера, со стороны Павла Лазаренко инициировать отмену налоговых СП-льгот - жест, достойный главы Кабмина. У кого после этого язык повернется обвинить премьера в отстаивании каких-либо интересов, кроме государственных? Ведь речь идет о пополнении бюджета.

К сожалению, премьер назвал только суммарную цифру недополученных в результате существующего льготного режима доходов - 4 млрд. грн. Такая сумма получилась в результате анализа налоговых выплат наиболее крупных СП «газовой, нефтяной, угольной отраслей, а также выпускающих табачные изделия, алкогольные и другие напитки». Если же взглянуть на одну отдельно взятую сферу энергетических поставок, то и в самом деле - поставщики, не являющиеся СП (Укргазпром, Черноморнефтегаз, Укрнафта), уплатили с «газа в уплату за транзит» и отечественного газа в две сотни раз большую сумму налогов и отчислений, нежели освобожденные СП. Значит, с 1 июля доходы в бюджет хлынут широким потоком?

Между прочим, собственно импортные поставки газа украинским потребителям - взятые как отдельная операция - мягко говоря, не прибыльны. В том смысле, что рассчитаться за них деньгами не может почти никто. Никто деньгами и не рассчитывается, поскольку момент поставки газа - только начало сложной и длинной бартерно-давальческой цепочки и основная прибыль получается, естественно, не в начале, а в конце ее. Например, при экспорте готовой продукции предприятия-потребителя. Так что «ловить» прибыль поставщиков и облагать ее налогом - дело очень сложное (и вряд ли доходное).

Свидетельством реальной оценки принятых по поводу СП мер служат подсчеты правительства: к годовым бюджетным доходам ожидается прибавка 615 млн. грн. Нет в этих расчетах другой немаловажной цифры - во сколько обойдется экономике свертывание официальной деятельности существующих предприятий с иностранными инвестициями и отказ от работы в Украине инвесторов потенциальных. К слову, для многих из них льготы по обложению прибыли на самом деле льготами не были. Например, в том случае, если «иностранец» происходил из державы, с которой Украина подписала соглашение об избежании двойного налогообложения, - он платил налог на прибыль «там».

Итак, с точки зрения очень чистой политики, принятое ВР решение является не самым удачным. Теперь правительству предстоит значительная и интересная работа - определить, кому же из СП сохранить льготы в налогообложении. А вы думали, если убирать льготы, так всем? Нет, парламент решил, что если предприятие с иностранной инвестицией занимается производственной деятельностью, то пусть остается в льготниках. Нетрудно прогнозировать, что в этом случае все СП займутся именно этим. А кто не сможет доказать свою производственную принадлежность, так или иначе уйдет - либо совсем, либо в тень.

При этом давно известно, что при нашей бедности приход в страну иностранного инвестора с квалифицированной инвестицией (которую неплохо бы установить в размере нескольких миллионов) должен сопровождаться громом аплодисментов. А пока что (в полной тишине) можно задуматься над проблемами внутренних инвестиций и выращивания отечественного налогоплательщика.

Платеж долгом красен

Постоянные и «непрогнозируемые» изменения в законодательстве, в порядке выдачи разнообразных лицензий, количестве бумажек, потребных для регистрации и деятельности предприятия, - все это очень выгодно и способствует безбедной в материальном плане жизни. Чиновников. В то же время иностранный инвестор бежит из Украины, а отечественный вывозит капитал всеми неправдами, сидит в тени или умирает на свету. Вам «надо примеров? Их есть у меня».

Давеча собирал министр экономики Юрий Ехануров представителей малого бизнеса на совещание. Там много чего говорилось, но вашего автора поразил один небольшой факт природы: киевская госадминистрация повысила арендную плату за нежилые помещения (в которых в основном и гнездятся всяческие МП) в 10-30 раз. Причем решение было принято 24 марта, опубликовано (не полностью) 3 апреля, а вступило в силу (внимание, сейчас будет тонко) - с 1 марта. Такие дела.

На госуровне все властные манипуляции проходят под неумирающим лозунгом: принять бюджет, чтобы обеспечить всех зарплатой. А пока нет бюджета, довести до налоговой администрации план всевозможных налоговых изъятий, доначислений, штрафов, а через парламент провести оригинальные решения, способствующие пополнению доходов казны. С дальнейшим их распределением в «ручном режиме». При практически не работающем Казначействе (о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные «бюджетные зачеты»).

Ошибки при «ручном управлении» расходами весьма вероятны и фатальны: при том, что доходы за первый квартал не превысили 6 млрд. грн. Если так пойдет и дальше, то в год это будет 24 млрд. Получается, что расходовать-то можно только на социальные нужды (около 25 млрд. в год) и на обслуживание внутреннего долга.

Откуда официальные денежные доходы, если, на «бартерной игле», проедая оборотные средства, сидят энергетика, химия, транспорт, село? Именно поэтому тот, кто поставляет ресурсы, - король на горе. Если кто насчет «бартерной иглы» сомневается, может справиться в соответствующих ведомствах: а действительно ли более 20% госбюджета 1996 года было сформировано за счет бартера? Причем понятно, что бюджет - всего лишь верхушка айсберга.

В этой ситуации предлагается быстро принять бюджет на основе трех налоговых законов: принятом ВР «О налоге на добавленную стоимость» и не принятых - «О налогообложении прибыли предприятий» и «О налоге на доходы физических лиц». Отозвав или разбив на мелкие кусочки закон о платежах. Почему бы и нет, если принятие бюджета - политическая самоцель. Но, помнится, цель декларировалась иная - экономический рост, например. Но об этой подмене понятий - под конец материала.

Кстати, об НДС. В своем желании сократить налоговые льготы и увеличить тем самым поступления в бюджет премьер Лазаренко как-то упустил из виду, что закон об НДС уже принят. Предложение обложить НДС операции с ценными бумагами и банковские операции, будем надеяться, опоздало. Нет, в принципе можно и такое сделать, но ровно на 15 дней. После первой же попытки собрать налог встанет фондовый рынок и банки заодно. Но это все фантазии, ведь новоназначенный вице-премьер Сергей Тигипко наверняка сможет объяснить руководству нецелесообразность такого нововведения.

Возвращаясь к нашим законам, заметим, что проблема погашения задолженности по зарплатам и пенсиям явно не решается простым принятием бюджета. Даже на базе трех упомянутых законов. Или двух. Или вообще чего-либо, что останется к тому времени от пакета. Без запуска полномасштабной реформы системы платежей и имущественной ответственности предприятий за налоговые недоимки все старания собрать денег на погашение долга будут тщетными (помните - бартер и все такое прочее?). Но платежный закон в целом виде не устраивает большую часть парламента, руководство Кабмина и Государственную налоговую администрацию (насчет последней у автора есть одно соображение - почему именно).

Вместо пакетного закона предлагается следующее: налоговые долги предприятий реструктурировать, то есть рассрочить на 5-10 лет. Вот и все. Оставить существовать картотеку и уж ни в коем случае не предусматривать механизма ответственности за неуплату. Можно предположить, что после такой операции предприятия продолжат накапливать на картотеке новые долги и ни в коем случае не смогут рассчитаться за старые, на которые можно махнуть рукой. Все «сэкономленные» в результате налоговых изменений («уменьшения налогового пресса») средства будут проедены по бартерной схеме. Или зависнут на том единственном банковском счете предприятия, который оно имело неосторожность открыть в единственном банке, попавшем в сложное финансовое положение. До тех пор, пока НБУ не найдет, из чего эти средства возмещать...

Впрочем, существование картотеки и связанная с ней фактическая блокировка счета предприятия заставляют владельца счета, желающего все-таки работать в официальной экономике, картотеку эту погашать - со всеми доначислениями, штрафами и пеней. Тут есть один сюжет. Может, это мелочи, но все же.

Месяц тому назад экс-вице-премьером Виктором Пинзеником была предпринята попытка отменить постановление КМ о том, что 30% доначисленного дохода от налоговых поступлений отправляется на специальный счет ГНА (Государственной налоговой администрации). Незадолго до отставки г-на Пинзеника постановление возродилось, как феникс из пепла, и 30% остались в силе. Но если картотека будет упразднена, а реструктуризация сделана... (закончить предложение автору помешала ситуация, сложившаяся в Украине с защитой журналистов от случайных хулиганских нападений)... то откуда возьмутся эти тридцать процентов для ГНА?

И последнее. Удивительную вещь сказал на этой неделе Президент. Цитировать не берусь, но смысл был такой: если парламенту необходимо полгода, чтобы принять пакет экономического роста, то следует и бюджет принимать на второе полугодие 97-го - но на нормальной основе, имея перспективу. Потому что все бюджетно-социальные неурядицы - все-таки от недостатка реформ, а отнюдь не от их обилия.

Так что если очень хочется бюджета - надо принимать любой и немедленно. А если хочется нормализации - тогда необходимо позаботиться о принятии пакета. Путать и тем более подменять эти не совсем одинаковые понятия не рекомендуется.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК