ПО ОБЕ СТОРОНЫ КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКИ, или КТО ГОТОВИТ МИНУ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ?

Поделиться
или Кто готовит мину замедленного действия для экономики? То, с каким рвением лоббируется в нынешн...

или Кто готовит мину замедленного действия для экономики?

То, с каким рвением лоббируется в нынешнем составе парламента проект закона «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области», нельзя оставить без внимания общественности.

Нынче проект готов ко второму чтению. Авторы создания своеобразного «оазиса экономического благополучия» в нищенствующей стране без зазрения совести предлагают Украине ввязаться в эксперимент не столько экономический, сколько политический. Ибо в конечном итоге произойдет резкое обнищание отечественного производителя, а социальная обстановка, и без того напряженная, обострится до предела. Свобода отдельно взятой зоны, к тому же за колючей проволокой, может обернуться полнейшей несвободой для целой нации.

По замыслам авторов, свободная экономическая зона - это прежде всего масса всевозможных льгот. Освобождение предприятий от налогов на прибыль, ввозных пошлин, НДС и так далее. Работай, действуй и процветай! Будь примером, как надо хозяйствовать! Безусловно, прибыли будут. Но за счет чего и кого? Скажем, покупаем мы за границей продукты питания, к примеру масло. И качеством оно получше, и стоимостью пониже. Тот, кто ввозит этот продукт в экономическую зону, набрасывает собственную цену и получает прибыль, что называется, на пустом месте. При любом раскладе продаваться заморский продукт из экологически чистых продуктов Новой Зеландии будет на пару гривен дешевле украинского.

Вот конкретный пример, знакомый многим производственникам.

Ввозная пошлина на сливочное масло и молочный жир составляет 50% от цены, но не менее 1,5 экю за 1 кг (1 экю = 1,2 доллара США), в результате чего ввоз указанного продукта в Украину абсолютно нерентабелен.

Молочный жир (содержание жира - 99%) можно покупать за рубежом по цене 1,9 доллара США за килограмм, включая транспортные расходы. В пересчете на масло крестьянское, содержащее 72% молочного жира, цена сложится в размере 1,38 доллара за килограмм. По курсу приблизительно 3,68 гривни за доллар это составляет 5,08 гривни за килограмм масла, что значительно ниже цен на масло, изготовленное предприятиями Донецкой области. Таким образом, сбыт масла для них практически становится невозможным.

По мнению авторов проекта, таким образом мы заботимся о человеке, предлагая ему высококачественный и недорогой продукт. Но как быть с теми, кто выращивает коров и производит это же масло в очень непростых условиях? У нас они рискуют не выдержать такой конкуренции и постепенно загубить мало-мальски действующее производство, опирающееся большей частью на энтузиазм крестьян. Как быть украинскому производителю, волею случая не попавшему в свободную экономическую зону и оказавшемуся без каких-либо льгот? Ведь два-три мощных предприятия по изготовлению масла, созданных в зоне, способны полностью обеспечить Украину этим продуктом.

Такая же ситуация складывается и с мясом.

При знакомстве с основными направлениями и положениями указанного законопроекта становится понятным, почему эта идея упрямо навязывается депутатам. Правда, некоторые из них не сильно и сопротивляются, потому что защищают с помощью этого закона свои собственные экономические интересы. А остальные, к сожалению, просто недостаточно глубоко вникли в его суть и поддерживают автоматически, потому что речь идет якобы о создании новых рабочих мест. Но необходимо понимать и то, что, открывая в зоне 100 рабочих мест, мы закрываем по всей Украине тысячу, ввиду указанных выше причин.

По-моему, льготы как таковые провоцируют нездоровые отношения в обществе. Вернее, не сами льготы, а злоупотребления ими. Вспомним, каким образом большинство совместных предприятий воспользовалось полученными льготами? И почему парламент вынужден был со временем их отменить? Очень просто: происходило откровенное отмывание капиталов, причем везде или почти везде. Но, похоже, авторы законопроекта совсем забыли об этих ошибках и хотят повторить их на примере свободной экономической зоны в Донбассе.

Что же выходит? Допустим, город Артемовск не входит в состав такой зоны, а Горловка, что буквально в 20 километрах, входит. Человек в Артемовске, в условиях полного закрытия рабочих мест, на свои мизерные гроши вынужден покупать те же продукты по значительно более высокой цене, чем его родной брат, которому посчастливилось вкусить всех благ свободной экономической зоны. Скажите на милость, разве не соблазнится артемовец съездить в гости в Горловку и наполнить сумки дешевыми продуктами? А со временем на разнице в ценах можно и бизнес открывать. Правда, авторы проекта предлагают оградить «зоны процветания» колючей проволокой и выставить отряды автоматчиков, но удивляться этому не приходится - сторонников «лагерной психологии» у нас всегда было предостаточно. Некоторым людям доставляет удовольствие созерцать унижение, слушать мольбы и просьбы других… И, безусловно, будут слезно умолять о пропуске в эту самую заветную зону, хоть бы одним глазком посмотреть, хотя бы одну сумочку, самую маленькую...

Стоит ли говорить, что таким образом откроются безграничные возможности для взяточничества, коррупции, всяческих поборов? Вспомните, к каким хитростям прибегают наши отечественные «челноки», - и вы поймете, что никакими запретами не остановить поток «челноков» даже внутри страны.

Чтобы проехать, например, из Красного Луча (Луганская область) до Донецка (160 км), придется трижды въезжать и выезжать соответственно из зон приоритетного развития. Это же сколько нужно охранников, которые бы за государственные деньги охраняли добро «новых хозяев» в этих зонах? Я уже не говорю об автомобильных заторах, которые обязательно образуются на пути транзитного транспорта. А ведь учтите, что граница пройдет не только автомобильными дорогами, но и через речки, огороды, лесочки...

Считаю, что никакая проволока, даже самая колючая, не остановит голодных людей, доведенных до отчаяния и, к тому же, обозленных самим фактом возникновения подобных зон. Разве это не пример принудительного расслоения населения, ведь речь идет даже не об условной политической классовости, а о ежедневном добывании куска хлеба для своей семьи?

Кстати, в свободной экономической зоне все вопросы будет решать специальный совет. На мой взгляд, существование подобного органа является пренебрежением принципов местного самоуправления для небольших городов и поселков, которые войдут в зоны так называемого приоритетного развития. И пока наверху опомнятся, те, кто сможет, успеют награбить и отойти от дел. Это мы уже проходили. И не один раз.

На мой взгляд, должно быть по-другому. Создавать свободную экономическую зону нужно было для всей страны - и льготы нужны, только в разумных пределах. Например, идут в страну поставки больших партий технологического оборудования, которое поможет оживить деятельность отечественного производителя, - дайте им «зеленый свет», с теми же льготами и послаблениями. Никто, кажется, против не будет. А ввозить товар иностранного производства или сырье для него, вытесняя при этом с рынка свой собственный, - это уже не только не патриотично, а, простите, аморально. Приучать собственного производителя ходить с протянутой рукой да еще ставить ему это в заслугу… Тем более что указанный закон даже в зоне стимулирует развитие только очень простых, с минимальным привлечением рабочей силы, производств - расфасовка продуктов питания, разлив напитков и так далее. Они окупятся через полгода, а через пять лет, когда закончатся «налоговые каникулы», их можно хоть разрушить, а люди снова останутся на улице. Ввоз сложных технологий и оборудования, которые бы работали десятилетиями и обеспечивали работой большое количество людей, производиться не будет, потому что это остается невыгодным. Что лишний раз демонстрирует чьи-то надежды на быструю наживу при создании зоны.

Почему бы авторам проекта не задействовать свою энергию и лоббистские возможности и не предложить создание благоприятного режима для продукции, которая идет на экспорт? Если будут покупать отечественное, то появятся оборотные средства, которые, в свою очередь, можно направить на повышение качества продукции. Задушить собственного производителя дешевым импортом - большого ума не надо, но где гарантия, что завтра предлагаемый импорт не подорожает, а иностранцы не предложат такую цену, от которой мы уже будем не в состоянии отказаться?

Думаю, что закон, если его все-таки одобрят, ждет недолгая жизнь, а убытки - экономические, политические и моральные - будут непредсказуемы. Да, предлагаемая зона действительно свободна. Но свободна она не только от налогов или ввозных пошлин - она свободна от государственных интересов и полностью предназначена для наживы определенных кругов за счет еле дышащих предприятий и жителей такого социально опасного региона, как Донбасс. Над этим стоит задуматься. А вообще - разве может быть что-то свободное за колючей проволокой?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме