ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ

01 августа, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 31, 1 августа-8 августа 1997г.
Автор
Отправить
Отправить

Вторая попытка. Принят! О перспективах его выполнения лучше помолчать... На фоне перипетий, ставших...

Автор

Вторая попытка. Принят!

О перспективах его выполнения лучше помолчать...

На фоне перипетий, ставших составной частью процесса принятия госбюджета на нынешний год, утверждение бюджета области «в один присест» могло бы вызвать удивление, а то и посеяло бы сомнение в тщательности депутатского подхода. А коль ставку на чудо в Запорожье никто не делал, его и не случилось: работа очередной сессии областного Совета растянулась на два заседания, разделенных десятидневным перерывом - для дополнительных согласований и доработок проектов программы социально-экономического развития региона и бюджета на текущий год.

Что касается обсуждения проекта бюджета, то оперативный простор депутатской активности был сведен к минимуму расчетами Минфина и Минэкономики, определивших суммы доходов и расходов местных бюджетов региона соответственно на уровне 515 миллионов и 437 миллионов гривен. Разница между этими показателями, исчисляющаяся 78 миллионами, подлежит безусловному перечислению в бюджет государства пропорционально выполнению доходной части. По мнению одного из депутатов, это сильно смахивает на любимую армейскую шутку солдат-старослужащих, вручающих молодому бойцу гривню с пожеланием купить для них бутылку водки, закуску, принести трешку сдачи и благородно позволяющих на оставшуюся сумму полакомиться леденцом.

Тем не менее, исходя из заданных параметров, иного выхода, кроме принятия бюджета, не оставалось. Хотя у некоторых депутатов и было искушение попытаться «перетащить одеяло» в сторону своих территорий, отраслей или отдельных предприятий, все эти попытки были безуспешны перед лицом суровой реальности: вопреки всем стараниям лучше имеющегося варианта бюджета придумать нельзя. В конце концов на том и сошлись, решив не тратить время на дискуссии. Предложенные поправки к проекту бюджета на оригинале существенно не отразились. За исключением разве что отвергнутого большинством изначального намерения улучшить финансовое состояние здравоохранения области за счет увеличения количества платных медицинских услуг. Таким образом, объем доходов бюджета области на 1997 год зафиксирован суммой 238.8 миллиона гривен, расходов - 160.8 миллиона.

Однако, несмотря на достигнутый консенсус, в реальность намеченных показателей не верит никто. Ведь за шесть месяцев объем поступлений в местные бюджеты составил 171 миллион гривен - менее трети запланированного на этот год. И нет надежды на возможность наверстать упущенное: процессы, происходящие в экономике области, в лучшем случае дают основания утверждать о некотором замедлении кризисных явлений. По девяти важнейшим видам продукции, которые характеризуют специализацию региона, выполнение годовой программы сводится к уровню 25-41 процента. Три четверти общего объема промышленной продукции, произведенной в первом полугодии, в активе всего трех отраслей - электроэнергетики, черной и цветной металлургии. Удельный вес машиностроения, превышавший ранее 40 процентов, сократился более чем в три раза, доля легкой промышленности снизилась с 3,8 до 0,8 процента. Тем самым сырьевой характер экономики региона проявляется все отчетливее. Об этом свидетельствуют и показатели экспортной структуры запорожской экономики, не претерпевшие существенных изменений. Порядка 65 процентов в общем объеме экспорта занимают черные и цветные металлы, а удельный вес сложной технической продукции предприятий машиностроения и приборостроения неумолимо сокращается.

К числу немногих позитивных факторов можно отнести разве что опережающие темпы выполнения годовой программы приватизации, достигшие за шесть месяцев 63 процентов. Однако сам по себе этот процесс не является противовесом, способным замедлить прогрессирующее падение жизненного уровня большей части населения. Сумма невыплаченных зарплат во всех сферах народного хозяйства превысила четверть миллиарда гривен, увеличившись за пять месяцев с начала года на 22,4 пункта. И в немалой степени это явилось следствием необоснованного увеличения тарифов и должностных окладов руководителей. Как это выглядит, можно отчасти судить по Акимовскому производственному управлению жилищно-коммунального хозяйства, где рабочие в среднем получают 156 гривен в месяц, а оклад начальника - на уровне 600.

Впрочем, с учетом того, депутатское большинство в зале представляли именно разного ранга руководители, эта проблема особого интереса не вызвала. Предпочтение было отдано более глобальным вопросам, в числе которых несовершенство инвестиционной политики, проистекающее из некомпетентности управленческих решений. Скажем, в прошлом году государство фактически стимулировало вывоз семян подсолнечника, оставив без сырья отечественных переработчиков. Сейчас в области простаивают три крупных предприятия данного профиля, но вместе с тем... обсуждаются планы строительства еще одного. Подобная картина уже имела место с производством коагулянта. Имея завод, способный выпускать эту продукцию, но оказавшийся без средств на реконструкцию, деньги вложили в создание нового производства.

Традиционно упомянули на сессии о положении дел в электроэнергетике. На протяжении последних полутора лет местные атомная и тепловая электростанции, по сути, являются кредиторами народного хозяйства, доведя дебиторскую задолженность за отпущенную электроэнергию до 900 миллионов гривен. На какие цели потрачены эти средства - вряд ли кто сможет ответить. И уж наверняка нет оснований надеяться, что они когда-нибудь будут возвращены.

На фоне подобных фактов приводимые примеры вольготного использования скудных бюджетных средств могут восприниматься как невинные шалости, если бы не одно «но». Привычка «шалить» стала свойственной уже не только руководству каких-нибудь заштатных конторок, но и учреждениям, которые имеют весьма непосредственное отношение к соблюдению законов. Таких, скажем, как Шевченковский суд города Запорожья, где на покупку и ремонт автомобиля BMW истратили более 6 тысяч гривен. Около 4 тысяч израсходовали коллеги служителей Фемиды из Жовтневого района на приобретение видеоаппаратуры. Спору нет, и автомобиль, и «видики» судам пригодятся, другой вопрос - насколько они важнее, чем ремонт ободранных помещений и месяцами не выплачиваемая зарплата сотрудникам данных учреждений? Хотя при нынешней точности бюджетного планирования не приходится полагаться на чье-либо желание придерживаться нормативов - как финансовых, так и моральных...

На традиционном рефрене «увеличивать объемы производства и искать альтернативные источники финансирования» запорожские депутаты исчерпали повестку дня. А вопросы «как увеличивать?» и «где искать?» остались чем-то вроде переходящего вымпела. Сессия-то, даст Бог, не последняя...

***

Как сообщает агентство «Интерфакс-Украина», 31 июля областной бюджет на 1997 год принят во Львове. Его расходная часть составит 249,4 млн. грн. В ходе обсуждения депутаты отмечали, что в целом бюджет обеспечит самые необходимые нужды области. Позитивным моментом называлось увеличение затрат на образование и социальную защиту населения.

***

В четверг также утвержден бюджет Автономной Республики Крым. Согласно постановлению Верховного Совета автономии, его доходная часть составит 519,61 млн. грн., расходная - 532,6 млн. грн., дефицит - 13 млн. грн.

Основные статьи расходов - ассигнования на социальную защиту населения (121,83 млн.), финансирование народного хозяйства (24,9 млн.) и социально-культурной сферы (286,5 млн. грн.).

Министр финансов автономии Владимир Витков заявил, что «принят достаточно сложный закон, в котором не указаны источники покрытия дефицита». В связи с этим, по его словам, не будут профинансированы отдельные социальные программы...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК