О ПОЛЬЗЕ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕЙ

Поделиться
вредных вещей Со своими большими и малыми пороками человечество борется давно и безуспешно, как с ветряными мельницами...

вредных вещей

Со своими большими и малыми пороками человечество борется давно и безуспешно, как с ветряными мельницами. Чем больше борется, тем привлекательней они кажутся, - запретный плод, как известно, сладок. Это в лучшем случае. В худшем ... Полусухой закон, пришедший на одну шестую часть суши (так называли СССР партработники и сатирики) в конце 80-х, привел к тысячам отравлений суррогатами спирта, резкому росту числа наркоманов и токсикоманов.

Те времена также памятны многими «табачными бунтами». Одна из самых эффективных отраслей при социализме «производила» хронический дефицит. Но вместо того, чтобы поголовно отказаться от сигарет, курящие граждане переставали почему-то быть законопослушными - вместо этого дружными рядами выходили на центральные улицы и перекрывали движение транспорта. В стране, где долгое время о подобном неповиновении и думать запрещалось, эти демонстрации означали немало…

Есть и другой подход. Его идеология заключается в следующем: если нельзя победить порок - надо сделать его менее опасным. Именно по этому вполне разумному пути пошли в свое время основатели «Philip Morris Companies Inc.», которая выпускает самые известные в мире сигареты «Мальборо». Человеку предоставлена свобода выбора: вести здоровый образ жизни или курить.

А выбор у каждого свой. 22% из сотни опрошенных курящих украинцев при слове «сигареты» вспоминают лихого ковбоя, который предпочитает «Мальборо», еще 14% остаются верными давнишней привязанности - сигаретам «Прима». Еще часть курильщиков перешла на высококачественные сорта сигарет и «не представляет, как несколько лет назад курили низкосортные советские сигареты».

По сообщению делового журнала «Файненшл Уорлд», самой ценной и динамично развивающейся торговой маркой в мире вот уже на протяжении 25 лет является именно «Мальборо». Журнал оценивает ее стоимость в

$44,6 млрд. и считает более ценной, чем «Кока Кола», занимавшая ранее первое место, а также «Макдональдс» и АйБиЭм. Компанию «Philip Morris» эксперты считают ведущей по производству «фасованных табачных изделий не только в нынешнем, но и в будущем столетии».

С 1992 года «Филип Моррис» на первом месте среди американских компаний по уровню рентабельности, чистая прибыль в 1996 году достигла $6,3 млрд.

У каждого - свой выбор

К большой радости «голодных» курильщиков, западные табачные магнаты, подобные «Филип Моррис», присутствуют на рынке СНГ примерно с начала 90-х, когда их усилиями были погашены уже упомянутые «табачные бунты». Но активно они начали действовать на украинском рынке начиная с 1993 года, когда, по оценкам их представителей, «сдвинулись с мертвой точки приватизационные процессы» и государство отказалось от монополии на производство всего и вся.

Надо отметить, что в табачной отрасли Украины процессы смены собственника прошли достаточно быстро. Это было предопределено: во всем мире производство сигарет является одним из самых прибыльных и быстро окупаемых. Сказались и несколько «отягчающих» факторов: на ключевых технологических цепочках работало импортное оборудование при значительных поставках импортного сырья. Плюс к этому - устаревшая техника и технология вследствие «второстепенности отрасли»: как известно, при социализме «базовыми» были металлургия, тяжелое машиностроение и тому подобное.

Почти на каждой из фабрик можно было найти еще довоенное оборудование, которое выпускало сигареты так называемого третьего и даже четвертого класса - последние остерегались даже направлять в торговую сеть - ими снабжался рядовой армейский состав. По сравнению с ними, говорят курильщики, даже отечественная «Ватра» казалась пределом изысканности.

Низкое качество отечественных сигарет способствовало тому, что после некоторой либерализации внешнеэкономической деятельности в 1990 году многие предприятия в первую очередь начали импортировать сигареты международного класса, что нанесло еще один удар по украинской табачной отрасли.

По мнению бывшего руководителя объединения «Укртабакпром» Сергея Палийчука, для отрасли выбор заключался в следующем: либо с огромным напряжением (постоянно не хватало сырья, специальной бумаги для фильтров, запасных частей для оборудования) выпускать то, что выпускали, либо признать, что отрасль нуждается в коренной реконструкции и обратиться к западным инвесторам. Последнее было сделано.

Наверное, именно поэтому сетования о том, что, дескать, «продали отрасль иностранному капиталу», находят благодарный отклик только в душах никогда не куривших. Ибо сравнивать качество «советских» сигарет и ведущих мировых фирм просто некорректно. Да и бюджет начал получать значительно больше от нормально работающей отрасли.

Так, в прошлом году меры украинского правительства и парламента по поддержке внутреннего производства и легализации импорта, в частности, введение акцизных марок, принесли украинскому бюджету дополнительно 150 млн. гривен. Почти десятая часть этой суммы поступила от Харьковской табачной фабрики. Впрочем, есть смысл больше рассказать о «передовиках капиталистического труда» на примере бывшего советского предприятия.

Когда часть предпочтительней целого

Харьковская табачная фабрика в 1985 году отпраздновала свое столетие. За многие годы она не раз реконструировалась, но кардинально изменить свой облик не могла: ее территория находится в плотно застроенном квартале.

1992 год для коллектива оказался, пожалуй, самым неудачным: продукция по качеству не выдерживала конкуренции с импортной, готовая продукция начала оседать на складе, пришлось резко, почти на 60 % сократить производство «Столичных», «Космоса» и других сигарет.

Следующий год был потрачен на подготовку к приватизации фабрики, и в начале 1994 года харьковская «табачка» стала закрытым акционерным обществом. А еще через несколько месяцев из возможных инвесторов была выбрана «Philip Morris», еще раньше ставшая совладельцем нескольких табачных фабрик в Восточной Европе, а также Санкт-Петербургской и Краснодарской фабрик в России. «Филип Моррис» первоначально выкупила 51% акций ХТФ, что и подвигло международную корпорацию уже на первоначальном этапе вложить в фабрику $ 6 млн. Из этой суммы две трети были израсходованы на модернизацию табачного цеха (там производится подготовка сырья для выпуска сигарет), улучшение качества сигарет и дизайн пачек, благоустройство территории. (Наконец-то была осушена и заасфальтирована самая большая в Харькове лужа, которая традиционно плескалась на весь «фабричный» переулок.)

Уже в 1996 году появилась первая отдача инвестиций.

Харьковская фабрика изготовила около 4 миллиардов штук сигарет, что в два раза больше, чем за последний год, когда предприятие находилось в государственной собственности. (Счет продукции у табачников всего мира идет не на пачки, как у курильщиков, а на штуки - так удобней считать машине.) В 1996 году в Харьковскую табачную «Рhilip Morris» инвестировала еще $16 млн. Пакет принадлежащих компании акций превысил 90%. Остальные (10%) принадлежат бывшим и нынешним работникам фабрики. Но это как раз тот вариант, когда часть значительно предпочтительней целого, ибо доходы от деятельности модернизированной фабрики значительно выше, чем они могли быть (а то и вовсе не быть) в случае, если бы коллектив владел всеми ста процентами акций своего предприятия.

В прошлом году значительная часть денег была направлена на модернизацию следующего технологического звена - сигаретного цеха, установлено несколько новых линий и новых упаковочных машин. Один миллион долларов потрачен на обучение работников фабрики за рубежом.

В нынешнем году число работающих на фабрике увеличилось до 400 человек, трудятся они в три смены. Принимают на фабрику только по конкурсу - немало желающих получать стабильную зарплату в 300 - 400 гривен.

По словам директора Харьковской табачной фабрики Девида Эксона, модернизация предприятия позволит в 1997 году увеличить выпуск сигарет до 7 миллиардов штук в год, что составит до 18% от всего объема отечественного производства. Для этого на ХТф сформирована дистрибьюторская сеть и установлены контакты с десятками оптовых покупателей.

Кстати, для украинских предпринимателей небезынтересной будет технология бизнеса: с оптовиками контракты заключаются за два месяца до момента изготовления сигарет, а оптовая цена примерно в 1,3 раза ниже розничной - в зависимости от длины торговой цепочки, которая уже не зависит от производителя.

Пока подобные торговые наценки фирму устраивают, ибо объемы продаж постоянно увеличиваются. Хотя не исключено, что при развитой дистрибьюторской сети и меньшем количестве торговых посредников розничная цена сигарет может быть снижена.

Сказывается на «приемлемой» оптовой цене сигарет и тот факт, что харьковская фабрика оснащается пока не только что изготовленным оборудованием (оно достаточно дорогостоящее), а уже работавшим на фабриках «Филип Моррис» и прошедшим капитальный ремонт. Во-первых, его отдача значительно выше, а во-вторых, оно больше похоже на оборудование, которое работало в Харькове несколько лет тому назад, и потому больше подходит для обучения персонала.

Да и «бывшее в употреблении» оборудование фактически на порядок эффективней и производительнее того, которое работало здесь раньше. у хорошего хозяина, как известно, ничего зазря не пропадает, что уж говорить об оборудовании, которое обеспечивает требуемое качество и приносит прибыль.

Равновесие интересов

Кстати, о качестве: в сентябре прошлого года ХТФ освоила на новом оборудовании выпуск популярных сигарет международного класса с фильтром «Честерфилд» и «Аполло-Союз». В январе нынешнего года - «Бонд» в твердой и мягкой упаковках. Высококачественный табак для них закупается в Испании, Турции, Италии. Кстати, это же импортное сырье используется в качестве добавок и для производства традиционных украинских видов сигарет «Космос», «Украинские», «Ватра», что повышает их качество.

Наблюдатели товарных рынков прогнозируют: если «Филип Моррис» определит, что, к примеру, знаменитая «Вирджиния» или другой популярный сорт табака неплохо себя чувствует и не теряет ценимых курильщиками качеств, произрастая на плантациях одесской области или в Молдове, и обходится дешевле, то можно не сомневаться, что жители этих регионов смогут заменить испанских или итальянских табаководов.

Как отмечают наблюдатели, прогнозы по освоению новой сырьевой базы основываются на информации о том, что корпорация планирует строительство фабрики с новейшими технологиями и производительностью 20 млрд. штук сигарет в год. Тем самым «Филип Моррис» планирует «покрыть» более 50% украинского рынка табачных изделий.

Стоимость такой фабрики по предварительным оценкам -

$200 млн. Реализация проекта начнется после того, как совет директоров «Филип Моррис» утвердит этот проект.

По мнению экспертов, предпосылок его реализации несколько. Одна из них состоит в том, что корпорация на протяжении последних лет больше половины своей прибыли получает из других стран, и с каждым годом эта часть возрастает. Поэтому она заинтересована «приблизиться» к недавно освоенному потребительскому рынку .

- И еще одно: в Украине в прошлом году были созданы условия для инвестиций, - свидетельствует управляющий директор «Филип Моррис Украина» Джордж Фара. - Принятая в прошлом году система налогообложения, в том числе ставки акцизного сбора, - пример равновесия интересов государства, представителей табачного бизнеса и потребителей нашей продукции.

Кроме того, отмена всех льгот при импорте подакцизных товаров для множества фирм и разнообразных фондов, в том числе и подакцизных, приводит к легализации производства и увеличению инвестиций.

А теперь - самое интересное

Оно заключается в том, что «Мальборо», являясь как бы визитной карточкой «Филип Моррис», как и табачная индустрия для упомянутой корпорации, - хоть и одно из мощных, но далеко не единственное направление деятельности.

Последнее время корпорация активно развивает производство пищевых продуктов и пива. Всего же она производит свыше 3000 наименований изделий, которые продает в 170 странах мира. Многопрофильная деятельность компании позволяет получать все возрастающие доходы за счет удовлетворения спроса на высококачественные товары с высокими потребительскими свойствами.

В состав «Рhilip Morris Companies Inc.», штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке, входят пять компаний, и только две из них работают непосредственно на рынке табачных изделий: «Рhilip Morris U.S.A.» и «Рhilip Morris International Inc &». Остальные - «Kraft General Foods», а также «Miller Brewing» - представляют пищевую промышленность, а финансовая «Рhilip Morris Capital Corporation» является как бы «внутренним министерством финансов «Филип Моррис». Причем каждое из направлений, в котором обращено внимание конгломерата компаний, как бы обречено стать одним из первых в своем секторе рынка.

Например, «Kraft General Foods, Inc.» является крупнейшей в США и второй в мире компанией по производству пищевых продуктов. Это направление деятельности начало развиваться с 1985 года, когда в состав «Филип Моррис» влилась компания «Дженерал Фудс», в то время одна из крупнейших в мире компаний по производству продуктов питания и продаже кофе.

Затем «Филип Моррис» приобрела компанию «Крафт», и на базе двух фирм удалось создать самую большую в мире компанию по производству фасованных товаров. Многие эти товары хотя и не обладают известностью, подобной тем, которую приобрели марки сигарет, все же довольно престижны в своих секторах рынка. И спектр их довольно широк: сливочные сыры «Филадельфия Бренд», замороженные булочки, мороженое, салатные соусы, жевательная резинка и многое другое.

В 1990 году семейство «Филип Моррис» пополнилось фирмой по производству кофейных и кондитерских изделий «Якобс Сушард».

Значительную прибыль приносит корпорации пивоваренная промышленность, объединенная в компанию «Miller Brewing Compani». Это направление начало развиваться в 1970 году, когда «Филип Моррис» взяла курс на расширение сферы деятельности за пределами табачной индустрии и приобрела компанию по производству самого популярного в мире низкокалорийного пива «Миллер Лит».

Производство фасованных пищевых продуктов «Филип Моррис» начала развивать только через полтора десятка лет. Причем эксперты прогнозируют ее дальнейший рост. Один из аргументов - приобретение большого пакета акций Тростянецкой кондитерской фабрики (Сумская область) и программа ее инвестирования. Но это уже другой рассказ.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме