В статье А.Рытова с интригующим названием «Европейцы лишают Украину тысяч рабочих мест», опубликованной в «ЗН» №16—17 за текущий год, предсказывается мрачная перспектива массовых увольнений и финансовый коллапс трубной промышленности.
Тем не менее берусь утверждать, что подобного рода — прошу прощения за использование хлесткого выражения, принадлежащего известному в Украине политику, — «вопли и сопли» украинских трубных ведомств, увы, не новы. Они появляются регулярно при очередном антидемпинговом расследовании, инициированном зарубежными конкурентами.
Фабула реакции украинских трубников на такие меры, имевшие место и в 1999-м, и в 2000-м, и в последующие годы, поразительно однообразна: «Караул, нас притесняют, правительство обязано нас защищать, нам должны быть гарантированы квоты на постоянные поставки труб!» И все это при том, что трубные заводы, к которым предъявляются обвинения в демпинге, давно перешли в частную собственность и вмешательство государства в такие разборки вполне может быть расценено, как лоббирование приватных интересов с вытекающими последствиями.
Нелишне напомнить, что все возникавшие ранее антидемпинговые конфликты заканчивались сокрушительным поражением украинской стороны. Санкции вводились, объемы экспортных поставок уменьшались, рабочие места сокращались. Более того, наши мудрецы, дабы не потерять свое лицо, ввели в практику удивительный термин — вдумайтесь только в его смысл — «добровольное ограничение экспорта». А далее всегда следовало «принудительное» сокращение рабочих мест.
О критическом положении в сфере производства стальных труб в Украине «ЗН» писало еще в далеком 1999 году (см. №51). Тогда отмечалось, что из-за отсталости технологий, морального и физического износа оборудования и ряда других причин украинские трубники не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями и неизбежно столкнутся с проблемой сбыта своей продукции. Увы, такой прогноз полностью оправдался. Приходится констатировать, что и новые владельцы заводов, и их наемные менеджеры оставили без внимания это предостережение и не приняли действенных мер по сохранению объемов производства. И проблема вовсе не в кознях «людей в серых пиджаках с невыразительными лицами»!
В складывающейся ситуации неизбежно возникают традиционные вопросы: «Кто виноват?» и Что делать?». Ответы на них несложно отыскать, если досконально изучить опыт выживания зарубежных фирм в условиях жесточайшей конкуренции, воспользоваться рекомендациями современных стандартов по управлению предприятиями.
Не буду вдаваться в детали, обращусь к широко известным стандартам серии ISO 9000, регламентирующим основные принципы управления. Они предписывают необходимость четкой и понятной формулировки цели и технической политики фирмы (компании). Кто это должен сделать? Конечно, первое лицо, которое имеет право принимать основополагающие решения и несет ответственность за правильность их реализации.
Для наглядности того, как это делается у нас и у «них», сравним два конкретных завода, специализирующихся на изготовлении шарикоподшипниковых труб, — украинский и находящийся в одной из стран Европы. Не буду называть их, указывать адреса, но заверяю, что они реально существуют.
Технологическая схема у этих заводов примерно одинакова. Оба имеют сталелитейное производство и оборудование для изготовления горяче- и холоднодеформированных труб. На этом сходство заканчивается — у нас устаревший мартен, у «них» — современные электропечи, способные выплавлять высококачественные стали. О состоянии остального технологического оборудования, имеющегося в распоряжении украинского завода, просто неприлично говорить. «Они» систематически расширяют производственные программы, осваивают энергосберегающие технологии, работают в жестком режиме экологических требований, поставляют свою продукцию практически во все уголки земного шара и не имеют проблем с обвинениями в демпинге. Мы систематически вязнем во всякого рода дрязгах и рекламациях.
Чтобы не отвлекаться от ответа на вопрос «Кто виноват?», рекомендую внимательно проанализировать приведенную ниже сравнительную таблицу, подготовленную на основе официальных материалов обоих предприятий.
Как видно из таблицы, формулировки президента европейской компании отличаются четкостью и даже агрессивностью, ориентируют персонал на безусловное мировое лидерство в сфере производства шарикоподшипниковых труб. Увы, у украинского руководителя они размыты, непонятны и, мягко говоря, даже наивны. Правда, следует отметить мужество нашего земляка, открыто заявляющего о своей личной ответственности за техническую политику, проводимую на заводе. Исходя из этого, можно делать вывод, что высказанные в адрес европейцев обвинения в предвзятом отношении к Украине, как минимум, необоснованны и «настоящих героев» следует искать у себя дома. К сожалению, приведенный пример не единичен и описанная ситуация характерна для других трубных заводов, да и, пожалуй, для многих отраслей Украины.
Ответ на второй вопрос «Что делать?» банально прост: «Поставлять продукцию более высокого качества, нежели конкуренты, и отгружать ее в сроки, оговоренные в контрактах». Гарантирую, что в этом случае обвинения в демпинге отпадут. Однако очень сомневаюсь, что украинские трубники способны решить подобного рода задачи в ближайшее время. И дело не только в устаревшем и изношенном оборудовании. Его можно закупить, были бы только деньги. Проблема более серьезна — острый дефицит квалифицированных кадров. Прекращение финансирования научных разработок, пренебрежительное отношение к технологическим службам привели к тому, что в настоящее время на украинских трубных заводах практически некому создавать конкурентоспособные технологии, осуществлять на должном уровне технологическое сопровождение.
В подтверждение этого тезиса приведу следующий пример. Экспорт любого вида продукции регламентируется гармонизированными кодами. Их надо детально знать и квалифицированно с ними обращаться. Они необходимы при выборе специализации производства, заключении контрактов и других экспортно-импортных операциях. На критический уровень компетентности украинских трубников в этом важном вопросе «ЗН» уже обращало внимание в 2001 году в статье «Труд(б)ное дело» (№15). Она была посвящена анализу результатов переговоров, проводившихся в Москве премьер-министром В.Ющенко по вопросу поставок украинских стальных труб в Россию. И что изменилось с тех пор? А ничего. Более того, украинские трубники на этот раз кричат громче прежнего, что их дискриминируют в еще большей степени. Заявляют, что ранее к ним предъявляли претензии только по пяти кодам, а теперь по 11.
Но ведь нужно понимать элементарную вещь, что речь идет о совершенно другом. Просто Украина расширила номенклатуру труб, поставлявшихся в Европу, и каждый вид, по мнению инициаторов антидемпингового расследования, продавался по заниженным ценам. Как вести себя в этом случае — совершенно иная тема. Факт демпинга оспорить сложно, можно лишь вести дискуссию о правомочности трактовки того или иного кода, но какой из этого толк? Существуют и другие варианты, но для этого нужно в деталях владеть технологической информацией, знать правила кодировки, проводить систематический анализ конъюнктуры мирового рынка и многое другое, необходимое для выживания в условиях обостряющейся конкуренции.
Следует напомнить, что в советское время значительный объем работ подобного рода выполнялся отраслевыми научно-исследовательскими институтами, которые в настоящее время либо влачат жалкое существование, либо вообще ликвидированы. Сошлюсь на Государственный трубный институт, ранее именовавшийся ВНИТИ. Казалось бы, эта государственная структура должна получать от владельца финансирование в нужных объемах. Но, увы! До слез обидно видеть, как квалифицированные специалисты с научными степенями за мизерную заработную плату вынуждены буквально вымаливать жалкие крохи на проведение серьезнейших исследований, которые затем большей частью государство отбирает в виде налогов на землю, сборов в пенсионный фонд и так далее и тому подобное.
В связи с этим позволю себе задать следующие риторические вопросы.
Первый — Министерству промышленной политики. Общеизвестна актуальность скорейшего решения энергетических проблем в Украине. Поэтому прошу объяснить, кто в Украине будет разрабатывать технологии и производить трубы для добычи нефти и газа с шельфов Черного и Азовского морей, трубы повышенной надежности для тепловой и атомной энергетики, особо тонкостенные трубы повышенной длины для опреснителей и ряд других видов труб, требующихся для производства установок ответственного назначения? Или можно успокоиться, поскольку планируется их импортировать и за очень большие деньги приглашать зарубежных варягов-консультантов?
Второй вопрос — ФГИ Украины. Известно ли уважаемому ведомству, что ряд предприятий, переданных в частную собственность, либо вообще не задумываются об освоении современных технологий, либо применяют технологические процессы, которые, образно говоря, находятся на уровне «ниже плинтуса»? В связи с этим прошу ответить, можно ли найти управу на нерадивых хозяев? Или будем и дальше требовать от мирового сообщества преференций для них?
В заключение несколько слов о перспективе массовых увольнений и бедах обездоленных пенсионеров, озвученных в различных средствах массовой информации со ссылками на лидеров трубного ведомства:
— авторы опубликованных страшилок лукавят, заявляя о внезапности злостных намерений «людей в серых пиджаках с невыразительными лицами» ввести пошлины. Решение о начале проведения антидемпингового расследования было опубликовано еще в марте 2005 года и у заводов было достаточно времени для формирования портфеля заказов;
— не стоит пугать народ, уважаемые коллеги, все будет по-прежнему. После непродолжительных препирательств уровень пошлин будет несколько снижен, но объем поставок труб в Европу в очередной раз будет уменьшен. На этом проблему на некоторое время удастся приглушить. Но только временно. «Нарыв» будет зреть и далее. Антидемпинговые расследования — это обычное явление в условиях мирового рынка. Советую регулярно читать соответствующие источники;
— уверяю, украинские заводы располагают возможностями не только избежать сокращения экспорта труб, но и даже расширить его. Для специалистов это не секрет;
— даже при нынешнем критическом состоянии технологического оборудования можно существенно увеличить отчисления в бюджет за счет изменения структуры экспортных поставок.
Ради объективности давайте на минутку поставим себя на место европейского производителя. В этом случае нам придется выплачивать персоналу несравненно более высокую заработную плату, систематически обновлять дорогостоящее оборудование, платить существенно более высокую цену за энергоносители и так далее и тому подобное. Ясно, что эти обстоятельства, неизвестные украинским производителям, послужат поводом для предъявления санкций к недобросовестному конкуренту. Вот и вся подоплека антидемпинговых расследований. Если же глава компании попытается начать ликвидацию рабочих мест, то профсоюзы в два счета добьются увольнения некомпетентного руководителя. А то, что конкурент не умеет эффективно работать, так это его проблема.
Возвращаясь к проблеме конкурентоспособности трубной промышленности Украины, хочу отметить, что успешность ее решения зависит в первую очередь от эффективности управления. Вызывает тревогу то обстоятельство, что требования к повышению конкурентоспособности отрасли четко не сформулированы, достоверная оценка технического уровня заводов не производится.
Слабым утешением может служить тот факт, что низкий уровень продукции характерен не только для трубников. Действительно, подобная ситуация складывается и в других отраслях. Металлургические заводы не производят заготовку требуемого качества, машиностроители зачастую не в состоянии производить оборудование, удовлетворяющее современным требованиям. Этот перечень можно продолжить.
Ситуация со слабой конкурентоспособностью имеет системный характер. По большому счету, можно утверждать, что в обществе остро назрела необходимость повышения уровня морали. Без этого трудно делать честные и квалифицированные оценки. За примерами далеко ходить не стоит. Вспомним, что разрушенная после Второй мировой войны Япония, объединив нацию, за счет использования эффективных методов управления, освоения наукоемких технологий сумела в короткие сроки буквально ворваться в группу лидеров мировой экономики. Или Китай, проводящий жесточайшую борьбу с коррупцией, по экономическим показателям стремительно обогнал многие государства и по прогнозам экспертов в ближайшее время опередит США.
А что Украина с ее трудолюбивым населением, технико-экономическим потенциалом, выгодным географическим положением, природными ресурсами? Она так и будет заниматься внутренними склоками и гадать, какой выбрать цвет — синий, оранжевый, красный, зеленый или белый? Судя по прошедшим выборам, недостатка в разнообразии цветов наша страна не испытывает.