Параметры развития на 1998 год: окончательное решение отложено
На заседании Кабинета министров Украины в четверг не было принято окончательное решение об основных параметрах экономического и социального развития на 1998 год.
Премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко поручил экономическому блоку правительства совместно с Государственной налоговой администрацией в четырехдневный срок доработать проект параметров, чтобы представить проект документа в Верховную Раду до 5 сентября 1997 года.
В проект параметров, разработанных Министерством экономики, были заложены: среднегодовой официальный курс гривни на уровне 2 грн./$1; рост реального ВВП на 0,5%, номинального - на 3,8%; дефицит бюджета в размере 4,63 млрд. грн., из которых 3,13 млрд. грн. покрывались бы за счет внутренних неэмиссионных источников и 1,5 млрд. грн. - за счет внешних. Впервые за последние годы предусматривался значительный (4,1 млрд. грн.) объем государственных капиталовложений, из которых 2,9 млрд. грн. должно быть профинансировано из госбюджета. Но главным камнем преткновения, судя по всему, явился предполагаемый годовой уровень инфляции 16%. Между тем, как говорится в пресс-релизе МВФ, одной из основных целей программы правительства, на поддержку которой был выделен кредит stand-by, было снижение инфляции до 15% в 1997 году и 12% в 1998 году.
Помощник Президента Украины Валерий Литвицкий в интервью агентству «Интерфакс-Украина» отметил, что параметры инфляции «не являются отображением того, как проводится монетарная политика», напомнив о важности таких показателей, как денежная масса, дефицит бюджета, резервы Национального банка Украины.
При этом В.Литвицкий отметил, что «МВФ, Всемирный банк и другие международные организации могут иметь свои позиции относительно уровня инфляции».
В свою очередь, министр экономики Виктор Суслов подчеркнул, что разница между 12% инфляции, предлагаемых отдельными членами правительства, и 16% «не является какой-то большой». «В месяц эта разница составит меньше 0,5%», - отметил он, добавив, что «при этом необходимо принять во внимание, что при инфляции 16% будут выплачены задолженности по зарплатам, уменьшен объем дотаций из бюджета, повысятся зарплаты, а объем субсидий сократится».
В.Суслов высказал также мнение, что реакция Международного валютного фонда в случае принятия решения о 16% инфляции на 1998 год будет «очень спокойной, фонд отнесется с пониманием».
***
И все-таки на совещании в Кабинете министров в пятницу было принято решение внести в параметры социально-экономического развития-98 годовой показатель инфляции 12%. Очередная победа монетаристов?
Работа по оценке рамок валютного коридора, прогнозу динамики ВВП, исследованию источников его роста будет продолжена.
К положительной тенденции
еще бы зарплату вовремя…
Задолженность по выплатам зарплаты, денежного довольствия, пенсий и других социальных выплат из консолидированного бюджета Украины, по данным на 22 августа, составила 3,35 млрд. грн., из госбюджета - 2,5 млрд. грн., сообщил в четверг на заседании Кабинета министров министр финансов Игорь Митюков.
По его словам, в целом по Украине, начиная с мая, наметилась тенденция снижения задолженности по зарплатам и социальным выплатам. В то же время, в ряде регионов, в том числе в Автономной Республике Крым, Кировоградской области, задолженность выросла.
И.Митюков сообщил, что, по данным на 20 августа, в консолидированный бюджет поступило 14,4 млрд. грн., что на 1,5 млрд. грн. (14%) больше поступлений за аналогичный период прошлого года.
Отмечается также рост объемов среднесуточных поступлений в бюджет. В январе-августе они составили в среднем 80,4 млн. грн. (69,7 млн. грн. - за такой же период 1996 года).
Значительна задолженность ряда областей перед бюджетом. В частности, министр назвал среди должников Днепропетровскую (около 330 млн. грн.), Донецкую (260 млн.), Полтавскую области (207 млн. грн.).
Курс гривни пошел вниз.
К чему бы это?
Причинами некоторого снижения курса гривни по отношению к доллару эксперты Украинской межбанковской валютной биржи называют увеличение денежной массы, которое связано с сообщением о вводе в обращение гривневых купюр нового образца, а также намерения Кабинета министров выплатить часть задолженности по зарплате.
В четверг котировки на торгах составили 1,8590-1,8615 грн./$1. При отсутствующем предложении спрос на доллары составил 11,96 млн. Официальный курс Нацбанка вернулся к отметке 1,857 грн./$1, на которой он находился практически все лето.
Эксперты не исключают некоторого снижения курса гривни по отношению к доллару в ближайшие дни.
От Daewoo требуют доказательств… серьезности намерений
Для принятия украинским парламентом во втором чтении закона о стимулировании производства автомобилей в Украине Верховной Раде необходимы аргументы, которые бы убедили ее «в серьезности намерений корпорации Daewoo» в отношении создания СП на базе «АвтоЗАЗа».
Об этом заявил заместитель председателя ВР Виктор Мусияка 29 августа на встрече с делегацией Daewoo во главе с президентом концерна Ким У Чунгом. Таким аргументом, по мнению В.Мусияки, может стать предоставление «АвтоЗАЗу» кредита до окончательного принятия закона. По неофициальной информации, Daewoo уже выразила намерение предоставить «АвтоЗАЗу» кредит в $78 млн. для покрытия его задолженности поставщикам.
В.Мусияка также высказался за подписание соглашения между Кабинетом министров, Daewoo, американской General Motors и «АвтоЗАЗом» об особых принципах сотрудничества.
В ходе встречи Ким У Чунг заявил, что Daewoo намерена инвестировать в Украину около $1,3 млрд. Эксперты корпорации недавно посетили украинские судостроительные заводы и изучали возможность инвестиций в строительство судов в Украине. Daewoo ранее также подписала соглашение с Киевской горадминистрацией об инвестировании $192 млн. в реконструкцию офисного центра в Бессарабском квартале Киева. Прорабатывается также возможность инвестиций во львовский завод «Электрон».
Семь раз отмерь -
иначе неустойка
Кабинет министров Украины принял 21 августа постановление № 910 «О порядке уплаты и размере неустойки за полную или частичную неуплату покупателями средств за объекты приватизации».
Как сообщили в пресс-службе Кабинета министров, принятым документом установлено, что размер неустойки, которую оплачивают покупатели в случае полной или частичной неуплаты в установленный срок средств за объект приватизации, составляет 20% от цены, за которую куплен объект.
Неустойка оплачивается на протяжении 20 календарных дней с момента окончания срока оплаты за объект приватизации и зачисляется во внебюджетный государственный фонд приватизации.
Кое-кому цены
на газ могут быть повышены
В ближайшее время, вероятно, будет принято решение о повышении тарифа на природный газ для бытовых потребностей населения и индивидуального отопления домов.
Однако в Кабинете министров предполагают, что повышение цен коснется только тех потребителей газа, кто не установил бытовые счетчики газа. Для остальных цены не изменятся.
Таким образом, тариф на природный газ для бытовых потребностей и индивидуального отопления при наличии счетчика останется на уровне 138 грн. за 1 тыс. кубометров, или 80% стоимости газа. Для остальных же тариф будет увеличен до 189,2 грн. за 1 тыс. кубометров, что составит 100% стоимости газа. Этот факт может несколько сгладить недовольство мировых финансовых институтов, представители которых настаивают на необходимости 100% оплаты стоимости газа потребителями. «Укргаз» в свою очередь считает дифференцированность цен на газ в зависимости от наличия счетчиков лучшим стимулом для экономии энергоносителя и заодно стимулом для скорейшего приобретения счетчиков газа населением.
«Газовые» облигации Украины -
в зачет
В первой декаде сентября в Москве состоится завершающий этап переговоров между украинским концерном «Энергоатом» и российским «ТВЭЛ» о схеме взаиморасчетов за поставки и обогащение ядерного топлива с частичным использованием государственных ценных бумаг Украины 1995 года выпуска. Об этом агентству «Интерфакс-Украина» сообщил генеральный представитель в Украине Национального резервного банка (НРБ, Россия) Вячеслав Юткин.
В настоящее время общий объем обращающихся «газовых» облигаций - 1,365 млрд. долларов, в том числе НРБ владеет пакетом на сумму 755 млн. долларов, МФК - 300 млн. долларов, Минфин Украины располагает облигациями на сумму 210 млн. долларов.
Ежегодная потребность Украины в поставке ядерного топлива предполагает финансирование на сумму 300- 350 млн. долларов.
Схема взаиморасчетов, которая будет обсуждаться в ходе переговоров, предусматривает, что расчеты за поставленное ядерное топливо будут производиться на 30% через прямое финансирование, на 40% - товарными поставками, на 30% - «газовыми» облигациями. Таким образом российский Национальный резервный банк сможет увеличить свой пакет украинских облигаций на сумму не менее 100 млн. долларов накануне реализации нового проекта с участием JP Morgan по выпуску депозитарных расписок на эти облигации и размещение их на международных рынках.
По словам В.Юткина, в схеме будет использоваться вексельная форма взаиморасчетов. С украинской стороны в расчетах будут участвовать Минфин, Госинвест, а также группа банков, в числе которых - Проминвестбанк.
НРБ является уполномоченным банком РАО «Газпром» по урегулированию задолженности Украины перед Россией за поставки газа.
По размеру уставного капитала (2,952 трлн. российских рублей) он входит в число крупнейших российских банков.
Убыточные шахты ликвидируются
Кабинет министров Украины утвердил перечень ликвидирующихся угледобывающих предприятий, а также порядок ликвидации убыточных угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий Министерства угольной промышленности.
Как сообщили агентству «Интерфакс-Украина», согласно постановлению, Минуглепрому поручено ликвидировать 31 шахту. Среди них Мушкетовская, Панфиловская, Центральная, Червоногвардейская (Донецкая область), Брянковская, Центральная, Донецкая, имени Ильича (Луганская область), Номер 1 Червоноградская (Львовская область), а также Балаховский разрез и Южноандрушевский участок Коростышевского разреза.
Ликвидации подлежат предприятия, которые не могут «проводить предусмотренную уставом деятельность и дальнейшая деятельность которых, в соответствии с технико-экономическим обоснованием признана нецелесообразной».
Меры по ликвидации предприятий предусматривают «остановку хозяйственной деятельности, приведение основных производственных фондов предприятия в состояние, которое гарантирует безопасность людей, имущества и окружающей среды, а также мероприятия по социальной защите освобождаемых работников».