Проблема реформирования существующей пенсионной системы актуальна не первый год. О социальной необходимости реформы свидетельствует уровень нынешних пенсий, которые составляют сумму ниже прожиточного минимума. На государственном уровне задекларированы основные направления пенсионной реформы, в частности, создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения, важным элементом которой должны стать негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
На сегодняшний день в Украине насчитывается более 100 НПФ, однако уже который год они обречены на работу в условиях правового вакуума. Закон «О негосударственном пенсионном обеспечении», призванный сделать деятельность негосударственных пенсионных фондов легитимной, до сих пор не принят Верховной Радой. Этот закон вполне можно назвать многострадальным. Хотя не первый год на уровне исполнительной и законодательной ветвей власти поднимается вопрос скорейшего принятия документа, которого так долго ждет рынок, парламентарии уже в четвертый раз «завалили» во втором чтении. За принятие закона проголосовали 223 депутата при необходимых 226, после чего законопроект был отправлен на повторное второе чтение.
Предполагалось, что закон урегулирует деятельность НПФ и создаст все условия для образования и функционирования негосударственной пенсионной системы. В частности, одним из основных принципов этого проекта должно стать сведение к минимуму рисков активных операций НПФ, что сделает банкротство фонда (или создание под видом фонда классической финансовой пирамиды) практически невозможным. А строгий государственный контроль как со стороны ГКЦБФР, так и Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг, обеспечит прозрачность и стабильность работы НПФ.
Как заявил в начале этого года во время рассмотрения в первом чтении законопроекта министр труда и социальной политики Михаил Папиев, «принятие такого закона стратегически важно для страны». «НПФ — неотъемлемая часть трехуровневой пенсионной реформы‚ которую проводит правительство Украины‚ однако деятельность негосударственных пенсионных фондов недостаточно регламентирована законодательством», — отметил министр. По словам первого заместителя главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности Виктора Капустина, четырехмесячная работа рабочей группы над этим документом дала свои результаты: теперь законопроект больше отвечает законодательству Украины, Гражданскому кодексу, а также Законам «О страховании» и «О финансовых услугах». О необходимости правового регулирования деятельности НПФ заявляют и в Ассоциации негосударственных пенсионных фондов, которая отстаивает интересы рынка.
Нелегитимные НПФ?
Как известно, будущая пенсионная система Украины предусматривает существование трех уровней пенсионного обеспечения. Первый — солидарный, когда налогоплательщик вносит деньги «в общий котел», а выйдя на заслуженный отдых, получает минимальную, но гарантированную социальную помощь. Второй — обязательные индивидуальные пенсионные счета, существование которых позволяет налогоплательщику получать пенсию по старости в зависимости от суммы, которая накоплена им на таком счету. И, наконец, третий — негосударственные пенсионные фонды: воспользовавшись их услугами, будущий пенсионер может получать дополнительную негосударственную пенсию. Преимущества и недостатки существующей солидарной системы обсуждались уже не раз — в конце концов ее реальным воплощением является нынешний размер пенсий и уровень социальных гарантий пенсионеров. Индивидуальные пенсионные счета пока также не стали повсеместной практикой. Хотя на базе отдельных предприятий и в отдельных регионах проводились экономические эксперименты относительно внедрения персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования.
Что касается третьего уровня пенсионного обеспечения, то он активно развивается. На сегодняшний день в Украине зарегистрировано около 110 НПФ, из которых реально работает около 20. Среди них 17 НПФ сотрудничают только с конкретными предприятиями и коллективами. Например, стать участниками корпоративного пенсионного фонда «Киевэнерго» могут только работники предприятия, к тому же проработавшие на нем не меньше пяти лет (уставом компании определено, что на пенсионное обеспечение может быть отчислено до 5% прибыли). Несколько фондов функционируют как открытые. Работа остальных вызывает сомнения, хотя в системе НПФ в целом законодательно не определены права пенсионера, а также гарантии защиты его вкладов.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в Украине действуют по принципу аккумулирования средств участников и заключения с ними пенсионных контрактов с последующей выплатой по достижении пенсионного возраста дополнительной негосударственной пенсии. Предполагается, что НПФ станут немаловажной составляющей будущей трехуровневой пенсионной системы.
С 1999 года в Украине действует Ассоциация НПФ, учредителями которой изначально выступили восемь фондов, а в настоящее время в ее состав входит 16 таких организаций с 50 штатными сотрудниками. Количество участников системы — около 25 тыс. человек. По данным Ассоциации, на конец 2000 года общие активы фондов составляли 22,77 млн. грн., или 0,01% ВВП. В настоящее время НПФ Украины обходятся без администраторов, самостоятельно управляя пенсионными активами. Основу размещения последних составляют депозиты банков. Акционерами НПФ, как правило, являются коммерческие банки, страховые компании, профсоюзы и работодатели.
Пока эти финансовые по своей сути организации действуют вне правового поля, специалисты финансового рынка скептически относятся к их работе, сравнивая подобные структуры с пресловутыми пирамидами. В то же время указом Президента от 11 декабря прошлого года создана Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг — регуляторный орган, который будет выдавать лицензии НПФ и осуществлять контроль за их деятельностью.
Законодательные тернии
В Ассоциации НПФ надеются, что в условиях правовой неурегулированности деятельности НПФ, регистрация и перелицензирование пенсионных фондов новым регулятором сделает работу НПФ более прозрачной. «По крайней мере, мы получим 100-процентную легитимность и гарантии государства в том плане, что сможем работать как официальные финансовые посредники», — отмечает президент Ассоциации НПФ Вячеслав Копейкин.
Контроль за деятельностью НПФ со стороны регулирующего органа вряд ли сможет компенсировать отсутствие профильного закона. Тем более что структура Госкомиccии еще не отрегулирована, и, по словам Виктора Суслова, в полную силу возглавляемый им орган сможет начать работать лишь с осени. Кроме того, ощущается нехватка финансирования деятельности этой структуры со стороны государства: «4,6 млн. грн., выделенные из бюджета на финансирование комиссии в текущем году, — сумма, недостаточная для эффективного развития», — считает Виктор Суслов.
Таким образом, необходимость скорейшего принятия и введения в действие Закона «О негосударственном пенсионном обеспечении» очевидна. Как отметил член комитета по финансам и банковской деятельности народный депутат Сергей Терехин, не установленные для действующих НПФ нормативы ликвидности, а также по вложению и диверсификации активов, могут привести к повторению трастовых афер, только под другой личиной.
Негосударственные пенсионные фонды, входящие в состав Ассоциации НПФ
Украинский НПФ «Добробут»
Народный пенсионный фонд «Украина»
НПФ «Укооспілка»
НПФ «Киевэнерго»
Негосударственный дорожный пенсионный фонд им.В.Т.Гуца
Пенсионный фонд «Энергетик»
НПФ «СПАС»
НПФ «Арма-Пенсион»
НПФ «Перспектива-99»
НПФ железнодорожных предприятий (г.Полтава)
Первый международный НПФ (г.Харьков)
Крымский НПФ «Далекс» (г.Симферополь)
НПФ Крымпотребсоюза (г.Симферополь)
Страховая компания «Укргаз»
НПФ «Надра»
Первый Украинский НПФ
НПФ «Незалежність» (г.Львов)