НЕ ДАЙ НАМ БОГ: РАКЕТЫ — НА КАСТРЮЛИ, СУДА — НА ЛОЖКИ

14 февраля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 7, 14 февраля-21 февраля 1997г.
Отправить
Отправить

Информация о положении в большинстве научных учреждений напоминает иногда сводки с фронта: то узн...

Информация о положении в большинстве научных учреждений напоминает иногда сводки с фронта: то узнаешь о том, что работники одного из НИИ работали всего лишь три дня в неделю, а теперь и вовсе в неоплаченном отпуске, то о немалых сокращениях в других институтах. Трудно бывает понять, что сталось с нами, с нашим обществом, если наука, признанная быть двигателем прогресса, остается не у дел?

Между тем одна из основных отраслей нашей промышленности, которая приносит немалый доход в бюджет, - судостроение представляет собой не только непосредственно судостроительные заводы, а и научно-исследовательские, проектные организации - те учреждения, где концентрируются самые наукоемкие производства и вершина инженерной мысли, без чего о престиже отечественного судостроения не может быть и речи. Как же живут ныне проектанты кораблей?

В НИИ технологии судового машиностроения прекращение централизованного финансирования предвидели и поэтому смогли заранее смоделировать ситуацию, проиграть варианты, перестроиться на работу в условиях хозрасчета, чтобы выживать с помощью договоров с предприятиями, рассчитывая только на свои силы.

Заключение договоров - серьезная забота НИИ. Николаевские «ходоки» сами посещают предприятия, предлагают свои услуги. Конечно, приоритетом пользуются украинские предприятия, но заключаются договоры и с Молдовой, Беларусью, Россией... Естественно, стараются найти устойчивых в финансовом положении партнеров. Таких заказчиков - 50 - 60% и они дают до половины прибыли. Мощным заказчиком выступило ПО «Южно-Украинская АЭС». Украинскими проектантами выполнялись также работы для Херсонского комбайнового завода.

Конечно, хорошо, что проектанты-судостроители столь далеко распространили сферу своего интереса и нашли точку соприкосновения с сельским хозяйством, разработав, например, технологию вакуумной сушки зерновых культур, - это дело ориентировано на небольшие хозяйства и фермы. Но все же основная забота проектантов из НИИ, их приоритет - судостроение.

Бывшее ЦКБ, а нынче АО «Черноморсудопроект» - уже два года как независимая структура. Здесь сами формируют свою нагрузку, разрабатывают свой бюджет... Ну а коль нынче приходится всерьез считать деньги, то пришлось изыскивать и новые технологии, сократить оборот документов.

Стоит ли в таком случае удивляться, что все судостроительные заводы (Черноморский судостроительный, имени 61 коммунара, «океан») используют в основном проектную документацию именно «Черноморсудопроекта»? Или тому, что более двадцати стран мира пользуются нашими судами, признавая тем самым их высокий проектный уровень?

К сожалению, наш отечественный рынок не всегда еще может поддержать (в том числе и финансово) инженерную мысль. Например, в том же «Черноморсудопроекте» за два года начаты, но не закончены более двадцати научных разработок, а пять судостроительных предприятий имеют долг перед проектантами в общей сумме более двух миллионов гривен. Вот и приходится николаевцам предлагать свои услуги на международном рынке - иностранным заказчикам. Деньги на Западе считать умеют, и раз западные заказчики подсчитали, что им выгоднее обращаться к украинским проектантам судостроения, значит, это действительно так.

Ну а что же свои? В одном из николаевских НИИ с судостроительным профилем у автора этих строк состоялся довольно неожиданный для такого места и оттого незабываемый разговор на тему... разработки выпуска позолоченных ложек. Что ж, ложки - конечно, дело хорошее. Но, кажется, это мы уже однажды проходили: танки - на трактора, ракеты - на кастрюли, кровати - на костыли, а крейсер «Варяг», построенный на николаевском Черноморском заводе, - на металлолом. Инициаторы «творческих» изысков последних лет, которым вернее бы подходило слово «шараханье», словно бы призабыли мудрое «беда, коль пироги начнет печи сапожник»... Между тем, имея такой сильный научный потенциал в проектировании судостроения, мы вправе рассчитывать на достойное место на мировом рынке, и горе нам, если окажемся там только с пресловутыми ложками.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК