Молчание - золото. И в этом лишний раз имел возможность убедиться премьер-министр Валерий Пустовойтенко во время встречи с российским премьером Сергеем Степашиным.
Стоило только премьеру Валерию Пустовойтенко во время пресс-конференции промолчать в ответ на заявление председателя правительства РФ Сергея Степашина, что, мол, по сумме общего долга за газ вопросов нет ни у кого и Украина должна 1,8 миллиара долларов, как был создан прецедент. До этого официальный Киев признавал государственными долгами не более 1 млрд. долларов и, наученный «гарантийным» опытом премьерства Лазаренко, всячески подчеркивал, что не намерен отвечать по долгам независимых оптовых поставщиков газа. Правда, спустя несколько часов после упомянутого инцидента украинский премьер был вынужден как раз в том же самом и убеждать журналистов, обескураженных реальностью ситуации: Украина признает государственными долги за газ 1,8 млрд. долл. Во всяком случае, именно так воспринималось молчаливое согласие главы Кабмина Украины после уверенной реплики председателя правительства РФ. На самом деле, как свидетельствует протокол пятого заседания Смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству, подписанный в Киеве 16 июля, эта сумма взята отнюдь не с потолка: долги государства и оптовых покупателей природного газа, а также пени за просроченные платежи 1993-94 годов как раз в сумме и составляют такую астрономическую цифру. Другое дело, собираются ли прежние и нынешние операторы рынка газа платить по заявленным счетам.
«Нам бы день простоять да ночь продержаться»?
Большая часть пунктов протокола комиссии продублировала документ, подписанный по итогам июньских переговоров в Москве, в ходе которых первый вице-премьер Владимир Куратченко прошел свое боевое крещение как куратор украинского ТЭКа. В новом протоколе фигурируют те же 160 млн. долл. денежных средств, которые до конца текущего года обязался перечислить «Газпрому» НАК «Нефтегаз Украины». Те же 260 млн. долл. долга оптовых покупателей газа (ЗАО «Интергаз», ПФК «ЕЭСУ», ОАО «Мотор-Січ», ООО «Центр-Сигма»), погашению которых правительство Украины «будет содействовать». Тот же товарный зачет за газовые долги на 1 млрд. долл., который практически не действует из-за диспропорции внутренних цен на рынках Украины и России. Та же пеня в 267,3 млн. долл. за просрочку платежей 1993-94 годов, которая может быть использована для снижения на 20-25% цен на те же товарные поставки. В целом - то же неуемное желание уверить кредиторов в собственной платежеспособности и оттянуть время. В этот раз удалось отсрочить принятие конретных решений на месяц: «Стороны договорились до 1 августа 1999 года утвердить согласованный график погашения задолженности за газ с помесячной отчетностью о его выполнении правительствами обеих стран». В месяный срок россияне также рассмотрят украинские предложения о введении специального коэффициента цен по отношению к украинской продукции, поставляемой по товарному зачету согласно межправительственному протоколу от 3 ноября 1998 года.
ПФК «ЕЭСУ»:
«да» - пишем,
«нет» - в уме
Особый интерес представляют предложения сторон, вынесенные в пункт 3.2 протокола, поскольку речь здесь идет о старых долгах ПФК «ЕЭСУ». Итак: «Российская Сторона настаивает на выполнении ранее взятых Украинской Стороной обязательств по погашению задолженности корпорации «ЕЭС Украины» перед Минобороны России поставками материально-технических ресурсов на сумму 350 млн. долл. и 88,5 млн. долл. для ОАО «Газпром» в счет погашения задолженности за поставленный российский природный газ». И далее: «Российская Сторона обращает внимание Украинской Стороны на то, что постановление Кабмина Украины от 5 апреля 1999 года № 530 до настоящего времени не выполнено, в результате чего поставки материально-технических ресурсов для Минобороны РФ не возобновлены».
Россияне не устают напоминать нынешнему украинскому правительству о выданных в период расцвета ПФК «ЕЭСУ» госгарантиях. На что Кабмин не устает отвечать, что, мол, по поводу выданных «гарантий» следует обращаться в Сан-Франциско по месту временной прописки самих гарантов. Похоже, постановление № 530 о снятии с ПФК «ЕЭСУ» запрета на внешнеэкономическую деятельность - это тот максимум, на который могло пойти нынешнее правительство Украины и который, по идее, позволяет корпорации рассчитаться по старым долгам.
Но частичное снятие санкций с «ЕЭСУ» не решает проблемы в принципе, поскольку блокада снята только в части внешнеэкономических поставок в адрес Минобороны РФ. По словам руководителя юридического департамента ПФК «ЕЭСУ» Сергея Бахарева, для расчетов с кредиторами созданы лишь формальные условия, которые фактически не позволяют начать расчеты по контракту с Минобороны РФ №148, заключенному в 1996 году. Тогда $350-миллионный долг «ЕЭСУ» через механизм государственных налоговых освобождений (была придумана и до сих пор, похоже, не изжила себя такая схема у россиян) фактически был переуступлен «Газпромом» российскому Минобороны. Контракт предусматривал поставки продукции невоенного назначения (продовольствие, обмундирование, стройматериалы и т.п.) в счет погашения долга «ЕЭСУ» за газ на сумму 136 млн. долл. до середины 2000 года и на сумму 200 млн. долл. - до конца 2000 года. Как уверяют в «ЕЭСУ», даже если кто-то из их дебиторов согласен оплатить таможенную пошлину при поставках российским военным части уже готовой продукции, сделать это практически невозможно: на таможне требуют оригинал вышеупомянутого контракта (№ 148), который до сих пор находится в Генпрокуратуре после выемки документов по ряду уголовных дел. Генпрокуратура же выдать оригинал не может, поскольку следствие еще не завершено. В юридическом департаменте ПФК «ЕЭСУ» утверждают, что долги дебиторов даже превышают долги самой корпорации Минобороны РФ, но чтобы осуществить платежи, необходимо обеспечить товарооборот примерно в 1 млрд. долл., что опять же невозможно было ввиду запрета на любые внешнеторговые операции за исключением товарных поставок в адрес Минобороны РФ. Замкнутый круг. В результате поставки «ЕЭСУ» заблокированы, несмотря на «принятие Украинской Стороной решений, позволяющих корпорации «ЕЭС Украины» возобновить с апреля 1999 года поставки материально-технических ресурсов на сумму $350 миллионов для Минобороны РФ в счет погашения «ЕЭСУ» задолженности за поставленный российский природный газ».
«ЗН», пожалуй, менее всего склонно сочувствовать «многострадальной» корпорации, но непоследовательность украинского правительства, которое, с одной стороны (весьма логично. - Авт.), не признает долгов оптовых поставщиков, а с другой - не создает необходимых условий для самостоятельных расчетов отдельных трейдеров, очевидна.
Первым делом - самолеты?
И все-таки какой такой «прорыв», как выразился российский премьер, совершили Украина и Россия во время пятого заседания Смешанной межправительственной комиссии в разрешении проблемы оплаты долгов за поставленные энергоносители?
Быть может, под этим подразумевается косвенное признание госдолга в 1,8 млрд. долл.? Так нет же, коль В.Пустовойтенко хоть и с задержкой, но все-таки опроверг возможность оплаты государством задолженностей трейдеров.
Наверное, найден механизм проведения нового зачета российских долгов украинским предприятиям ВПК за газовые долги Киева, о чем за несколько дней до визита С.Степашина так убедительно рассказывал журналистам Л.Кучма? Тоже пока не получается: соответствующим министерствам даны поручения в течение месяца завершить разработку механизма погашения. Причем ранее эксперты сторон согласовали как принятый вариант погашение 300 млн. долл. российских долгов в счет поставок газа тем же украинским предприятиям ВПК.
А может быть - качественный прогресс в погашении долгов может быть достигнут, благодаря реализации пункта 5.7. раздела протокола «О военно-техническом сотрудничестве»? В нем «Российская Сторона выразила заинтересованность в передаче из Украины в РФ определенных видов авиационной техники, отдельных видов вооружения, а также средств технического обслуживания к ним». До 1 августа стороны должны создать специальную рабочую группу из представителей отраслевых ведомств, «Газпрома» и МЭК Itera для «решения вопросов передачи из Украины в РФ согласованного вооружения и военной техники в счет погашения задолженности Украины за поставленный природный газ по схеме, предложенной Российской Стороной».
Но тут сразу возникает несколько вопросов: по какой именно схеме? Какие-такие «определенные виды авиационной техники и отдельные виды вооружения» интересуют россиян? Неужто стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160, которые сначала хотели продать той же России, а затем попросту разрезать за ненадобностью?
Кстати, в феврале 1998 года российские военные эксперты отмечали неплохое состояние восьми Ту-160 и десяти Ту-95МС, дислоцированных в Прилуках и Узине, которые после проведения необходимых работ могут быть взяты на вооружение. Учитывая то, что только на содержание самолетов на базах Украина ежегодно расходует эквивалент почти 700 тыс. долл., неплохо бы не продешевить.