Экономический кризис и его перспективы
Первые месяцы текущего года опровергли оптимистичные прогнозы официальных лиц государства о том, что этот год будет годом стабилизации. В лучшем случае будет происходить торможение падения или, что еще более вероятно, темпы падения станут стабильными. Остается говорить только о таком позитиве, как большая предсказуемость деградации экономики.
Падение ВВП Украины за 1990-1996 гг. составило 61,6%, то есть ВВП 1996 г. представлял собой только 38,4% от ВВП 1990-го. Исходя из того, что темпы падения ВВП в 1996 г. были на уровне 10,1%, не имеют серьезного обоснования и официальные прогнозы об улучшении этого показателя в 1997 г. Тем более, что суммарный объем падения за январь-февраль 1997 г. составил 9%. Даже при том, что рост был скорректирован с +2% сначала до +1%, а потом до +0,3%, элементарная теория экономического цикла и учет экономических реалий Украины ставят под сомнение возможность таких колебаний.
Колоссальная задолженность по зарплате, отсутствие принятого бюджета на текущий год, кризис неплатежей, затоваривание складов украинской продукцией, прогрессирующая тенизация экономики и обнищание населения - это далеко не полный перечень проблем, с которыми государство устами нынешних «практикующих реформаторов» пытается достичь экономического роста.
По расчетам Европейского центра макроэкономического анализа Украины, в январе 1995 года реальная заработная плата в Украине составляла 71% от реальной заработной платы в России, но на начало 1997 года это соотношение упало до 54%. При том, что украинские товары и услуги, исчисленные в российских рублях в прошлом году стоили приблизительно столько же, сколько в России. На начало апреля 1997 года фактический уровень безработицы с учетом принудительных отпусков составляет 3,5 млн. человек.
Серьезные трудности отмечаются в сфере внешнеэкономических и валютно-финансовых отношений Украины со странами мира. Так, нефтепродукты составляют более 50% всех импортированных товаров, а доля черных и цветных металлов вместе с минеральными удобрениями составляет более 50% экспорта. Мировой же опыт свидетельствует, что страны с быстро реформированными экономиками, как правило, имеют возрастание доли конечной продукции в ее экспорте. Если на начало 1996 года объем внешней задолженности Украины составлял 30,4% от объема ВВП, то в 1997 году по некоторым оценкам страна может подойти к опасной черте, когда этот показатель приблизится к 80% ВВП.
Удручающим является уровень внешней зависимости государства. Почти 90% энергоносителей Украины импортируется из России, импортируется почти 100% свежего ядерного топлива, при потребностях в 40-45 млн. т нефти в Украине производится 4,5-5 млн. т. Около 40% бюджетного дефицита на этот год предполагается покрыть за счет внешних источников.
К сожалению, способности нынешнего высшего руководства воздействовать на экономические процессы в государстве катастрофически усыхают. То, что происходит сейчас, характеризуется двумя положениями - отсутствием идей и перекладыванием ответственности. Наиболее яркой иллюстрацией этого может служить мартовское выступление Президента в Верховной Раде и текст, который предназначался к раздаче народным депутатам.
Ни текст послания, ни само выступление не содержали идеи, которая могла бы сплотить нацию. Вместо того чтобы дать объективный анализ имеющихся трудностей, определить степень собственной вины и предложить обоснованные пути выхода из кризиса, Президент занимался поиском виновных и оправдывался весьма сомнительным образом. Что можно сказать об экономическом курсе государства, когда одними из главных позитивов минувшего года, названных в тексте для народных депутатов, являются рост производства пальто и детских полупальто «на 51%, а курток - на 14,3%» и развитие рыночной инфраструктуры («111 фондовых и товарных бирж»). Может быть, первое еще простительно государству с голодным и неодетым народом, однако 111 фондовых и товарных бирж - это символ отброшенности рыночной инфраструктуры на столетие, а никак не ее развития. Даже выпускники средней школы знают, что развитое рыночное государство обладает 2-3 биржами, но уж никак их количество не может зашкаливать за сотню. Совершенно невразумительно понимание проблем инвестиционной деятельности как по объемам, так и по источникам осуществления. Достаточно очевидны сомнительные истоки денежной стабилизации. Таких примеров можно привести множество.
На фоне усиливающейся деградации социально-экономической сферы государства раскручивается пропагандистская машина, которая берет на вооружение лучшие достижения времен «развитого социализма». Причем, та же машина какими-то невидимыми механизмами изматывает народ и делает его безмолвно озлобленным, не имеющим сил на активные гражданские действия. Чем больше официальная пропаганда твердит о «неизменности курса реформ», «успехах реформ», «правильности курса 1994 года» и т.д., ухудшается жизненный уровень населения и тем больше усиливается пропасть между парадным официозом и сумеречной реальностью.
Все это ставит под сомнение возможности осуществления «политики экономического роста», которая была изложена в тексте президентского послания, предназначавшегося для раздачи народным депутатам. Причем, речь в равной мере идет как об экономическом росте и стабилизации финансовой системы, так и об осуществлении реформ в социальной сфере.
Даже в нынешней сложной социально-экономической ситуации сохраняются возможности выйти на путь постепенной стабилизации и преодоления кризиса. Однако ряд ключевых моментов, которые могли бы изменить ситуацию к лучшему, к сожалению, остаются не принятыми.
На шестом году независимости Украины все еще исключительно актуальными являются разработка и обнародование концепции реформирования и развития экономики. Такая концепция должна иметь четко определенные приоритеты, этапы и сроки их реализации, конкретные параметры и задачи, должна опираться на сложившиеся национальные, региональные и геополитические реалии.
Большую роль в текущей дестабилизации социально-экономического положения играет отсутствие принятого бюджета на 1997 год. Это свидетельствует о кризисе взаимоотношений между ветвями власти и негативно воспринимается международным сообществом. Недоразумения с прохождением налоговых законопроектов не способствуют пониманию Украины в мире. Учитывая существенные дефекты в самой идеологии пакета налоговых законопроектов, остается актуальным поиск возможностей дальнейшего реформирования налоговой системы и на основе этого - осуществления изменений в формировании госбюджета на 1998 год.
Кроме этого, нельзя позитивно отнестись к установлению в государстве фискально-полицейского режима. Иллюстрацией последнего может служить фактический отказ от возврата налога на добавленную стоимость украинским экспортерам, практикуемый местными налоговыми органами, но по сути - незаконно. В рамках определения общенациональных экономических приоритетов целесообразным является создание конкурентоспособных негосударственных предпринимательских структур. Такие структуры, базирующиеся на национальном украинском капитале и имеющие форму транснациональных корпораций, могут рассматриваться как важный рычаг выхода украинских структур на внешние рынки, в первую очередь, региональные.
Важным направлением стабилизации экономической ситуации в Украине является решение проблемы прав собственности и совершенствования процесса приватизации. Исходя из признаков собственности, таких, как владение, распоряжение и пользование, целесообразным является модификация самого процесса приватизации с акцентом на наполнении функций распоряжения и пользования. Такое наполнение может базироваться на отработке механизма передачи собственности в пользование и распоряжение. При условии, что собственность используется эффективно в течение, скажем, пяти лет, ее можно полностью передать во владение тому, кто ею пользуется, в том числе по остаточной стоимости.
Непрерывно актуальным является стимулирование инвестиционных процессов за счет внутренних и внешних источников. 1,4 млрд. долл. иностранных инвестиций за все годы независимости - это откровенно сомнительный уровень. Кроме этого, в Украине, в отличие от России и других постсоциалистических стран, все еще отсутствует программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций с соответствующими рычагами и механизмом реализации.
В контексте притока иностранного капитала в Украину не является разумной ликвидация льгот всем совместным предприятиям. Это приведет к ухудшению отношения иностранного капитала к возможностям деятельности в Украине. Наиболее целесообразным является определение некоторого круга совместных предприятий (по расчетам - около 200) и заключение с ними налоговых соглашений. При таких соглашениях государство берет на себя обязательства по стимулированию деятельности СП, а предприятие обязуется уплачивать налоги с определенного уровня рентабельности.
Актуальными остаются и другие мероприятия, способствующие выходу Украины из состояния прогрессирующей деградации: проведение действенной структурной политики, преодоление тенизации экономики государства, коррекция отношений с международными финансово-кредитными учреждениями и ряд других.
Исходя из прогрессирующей деградации социально-экономического состояния Украины сложно однозначно спрогнозировать пути дальнейшего развития государства. Наиболее вероятными являются три из них.
Прежде всего, учитывая фактически полную безысходность положения высшего государственного руководства, вполне возможным является установление в государстве экономической диктатуры, как следствие прихода к власти нового жесткого режима. Одновременно, в условиях существенного ухудшения экономической ситуации в стране, можно ожидать установления жесткого политического режима при нынешнем Президенте, что приведет к экономической диктатуре. Хотя любая экономическая диктатура предполагает фактическое блокирование со стороны международного экономического сообщества и международных финансово-кредитных учреждений, а степень тенизации экономики и воздействие теневых сил на принятие общегосударственных экономических решений, будут всячески препятствовать установлению ее в государстве.
Вполне возможным является экономическое поглощение Украины другим государством или группой стран. С учетом высокой степени зависимости Украины от внешних факторов такое развёртывание событий нельзя исключить совсем. Вместе с тем, сложное экономическое положение соседей по СНГ и постсоциалистических стран Европы, а также демократические принципы функционирования развитых стран Запада не позволяют утверждать, что такое возможно уже в недалекой перспективе.
В то же время, высокая степень зависимости Украины от других государств приводит к опасности потери экономической самостоятельности и открывает перспективы для постепенного превращения страны в потребителя продукции невысокого качества, экспортера продукции черной металлургии, химии и страны, где будут размещаться вредные производства.
Способности нынешнего высшего руководства государства и объективные условия рыночной трансформации позволяют утверждать, что Украине уготован третий путь. Скорее всего, он может быть охарактеризован как дальнейшая деградация стабильными темпами - в том смысле, что если не будут приняты решения о проведении масштабной эмиссии, то вполне прогнозируемы темпы инфляции, курс национальной валюты и др. Исходя из прошлогодней динамики падения в основных отраслях национальной экономики, можно прогнозировать аналогичные тенденции и в текущем году.
Вместе с тем, от «деградационной стабилизации» экономики и от ожидаемых негативных тенденций не улучшится положение государства и не повысится жизненный уровень. Соответственно степени деградации экономики можно ожидать массовых акций протеста и других форм социального взрыва. Отсутствие механизма преодоления тенизации будет содействовать дальнейшему развитию этой сферы. За Украиной закрепится имидж маргинального государства, которое находится в Европе, но только территориально может характеризоваться как действительно европейское.
В зависимости от тяжести конкретной ситуации в социально-экономической сфере могут быть созданы условия для установления экономической диктатуры либо поглощения Украины другими государствами. Однако в любом случае сохраняются возможности для социального взрыва и досрочных изменений в государственном руководстве страны.
Вместе с тем проблемы экономической стабилизации и выхода государства из кризиса в существенной мере зависят от политических факторов, а также факторов внутреннего и внешнего воздействия на государство и его высшее руководство.