МАКРОЭКОНОМИКА И ЖИЗНЬ

Поделиться
Наполовину в тени Премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко 9 сентября с.г. подписал и передал в Верховную Раду проект «Основных параметров макроэкономических показателей страны на 1998 год»...

Наполовину в тени

Премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко 9 сентября с.г. подписал и передал в Верховную Раду проект «Основных параметров макроэкономических показателей страны на 1998 год». Правда, как водится, ни 9-го, ни 10-го, ни утром 11-го сии параметры до народных избранников еще не дошли и предметом политических дискуссий еще не стали. На этой неделе дискутируют пока лишь две стороны - журналисты и представители экономического блока правительства и администрации Президента. Тема, скажем прямо, сезонная: как дальше жить будем?

Даже поднаторевшие в оптимистических планах правительственные прогнозисты на сей раз более чем осторожны: в лучшем случае нас ожидает макроэкономическая стабилизация, а в самом-самом лучшем, обставленном восемью страницами оговорок (но о них позже), - едва заметный рост. Если обратиться к цифрам, то реальный ВВП увеличится на 0,5 процента. Но это по сравнению с прогнозным пока итогом 1997-го. Если же столь желанный для Украины результат сравнивать с другими периодами, то станет очевидно, что ничего выдающегося на самом деле не ожидается. Ожидаемое значение реального ВВП таково, что даже до показателей не совсем успешного 1996-го мы так и не дотянем. Так, в лучшем случае слегка приподнимемся над болотной трясиной спада и попытаемся зацепиться за ближайшую кочку.

Трудности восприятия «Основных параметров...» усиливаются еще и по причине сугубо ведомственного свойства. Стиль разных авторов сохранен, а посему любители ретро могут найти здесь некоторое подобие масштабных начертаний в духе материалов очередного партсъезда. Например, на фоне прогнозного общего 0,9-процентного роста объемов в промышленности и 1,9-процентного - в сельском хозяйстве нам предсказывают увеличение производства турбин паровых в 2 раза, троллейбусов - на 27,8 процента, счетчиков однофазных, счетчиков расходования тепла, счетчиков газа и прочая-прочая - на 10 процентов каждого вида. Заодно можно прочесть с полстранички о состоянии дел в лесном и деревообрабатывающем комплексе и настоящее обоснование тех радужных перспектив, которые откроются после создания какого-нибудь СП, например, «Укрцеллюлоза»…

Ну а жаждущие конкретики в других сферах будут весьма разочарованы. Тайной за семью печатями остается, к примеру, расчетный курс гривни к доллару. На одном из этапов составления «Параметров...» он, по сообщениям информагентств, равнялся 2 грн./$. На словах в Минэкономики нам сообщили, что документ рассчитывался из соотношения 1,9 грн./$, но официальной записи об этом нет. Как нет и рамок валютного коридора-98. Еще раз продекларированная цель «удержания обменного курса гривни в пределах официального коридора» заменяет параметры оного и как нельзя лучше свидетельствует о перманентных проблемах во взаимоотношениях между Национальным банком и правительством...

Мы все о грустном да о грустном? Приходится. Поскольку есть такое предчувствие, что и с бюджетом-98 дела будут если не совсем плохи, то нехороши. Если в одобренной летом бюджетной резолюции парламент предписывал уложить его дефицит в аккуратненькие рамочки 5 процентов ВВП, то у Минфина меньше 5,5 процента (в абсолютных цифрах - 5,33 млрд. грн.) не получается. Это при всесторонне обсужденном и утвержденном уровне инфляции в 12 процентов за год. Если же допустить, что инфляция будет чуть повыше, скажем, процентов 13 (в качестве промежуточного рассматривался и такой вариант)... Но допускать нельзя, потому что 12 процентов - для нас закон. Значит, если искусственно не «надувать» ВВП (что уже может быть небезопасно для карьеры) и реально не сокращать расходы (чего в преддверии выборов опасаются еще больше), то надобно смириться с 5,33 млрд.

Конечно, какой-то люфт для маневра пока сохраняется - ведь в бюджетной резолюции речь шла о дефиците бюджета государственного, а в «Основных параметрах...» - о дефиците консолидированного, то есть государственный плюс местные, которые у нас согласно закону дефицитными быть не могут, но все равно разночтение неприятное. А если еще вспомнить - как помощник Президента Украины по экономическим вопросам Валерий Литвицкий на брифинге в минувшую среду - о Меморандуме Украины и МВФ, где вообще-то фигурировала цифра дефицита в 4,6 млрд. грн...

О МВФ, граждане-товарищи, лучше помнить постоянно. И о взятых от имени государства обязательствах, естественно, тоже - дабы не повторять печальную историю 1997 года, когда вместо кредита ЕFF, такого аппетитно-долгосрочного, долженствовавшего восполнить недостаток внутренних ресурсов, нам приходится довольствоваться кредитом stand-by. Вкупе с так и нереализованным пока выпуском еврооблигаций (да что там выпуск - даже кредитный рейтинг Украиной еще не получен!) это дает основания говорить о серьезнейших проблемах на ниве внешнего заимствования. А ведь рассчитывали взять ни много ни мало - порядка 1 млрд. долларов. Уже в 1997 году... Да, эксперты Deutsche Morgan Grenfell и JP Morgan - инвестиционных банков, являющихся лид-менеджерами украинских облигаций, к нам едут, 15 сентября их ожидают в Киеве, в связи с подготовкой материалов для определения рейтинга Украины, но теперь уже вряд ли стоит сомневаться, что даже при оптимальных темпах наши евробонды появятся только к зиме.

Тем временем в «Основных параметрах...» читаем: в 1998-м будет изменена структура покрытия бюджетного дефицита. Внутренние заимстовования сократятся, а внешние существенно возрастут и достигнут, по новой бюджетной классификации, 2,17 млрд. грн. (против 0,7 млрд. по прогнозу итогов 1997-го, которые еще под бо-ольшим вопросом). Для тех, кто не знает, поясню: согласно новой бюджетной классификации, итоговая сумма внешних заимстовований - это только то, что идет в бюджет, за вычетом средств на обслуживание основной части внешнего долга. Стало быть, реальная сумма полученных извне денег должна быть на 1435,5 млн. долл., или примерно на 2,6 млрд. грн. больше. Сдюжим?

У автора этих строк нет положительного ответа на вопрос о реальности наших планов. Судя по всему, нет его и у коллектива авторов «Основных параметров...», и у подписавшего их премьера Валерия Пустовойтенко. Иначе бы не включили в документ целых восемь страниц «Программных условий обеспечения макроэкономического прогноза на 1998 год». Замысел очевиден: если по каким-то причинам выполнение ряда мер срывается, это как бы автоматически снимает ответственность за достоверность прогноза с разработчиков. А они, как мы помним, при составлении прогноза номинального ВВП-97 так классно «ошиблись»... на 10 млрд. грн. Условия, однако, как на подбор: от «ограничения теневой экономики», «оздоровления финансов производственных предприятий» - до «устранения чрезмерного налогового протекционизма» и «организационного обновления, технологического перевооружения, уменьшения уровней энергозатрат и, как следствие, роста конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках». Понимай, кто как может!

Не думаю, что кто-либо сможет преуспеть в их комплексном выполнении, а следовательно, и в обеспечении экономического роста. Да и особого желания что-то не наблюдается: у украинских экономических реформ продолжаются каникулы. Налоговая революция свелась к вялотекущему штопанью отдельных законодательных прорех, реформа бюджетная так и не начиналась, с задолженностью по зарплатам и пенсиям мы дружно войдем в новый год - теперь правительство обещает погашать и в течение всего 1998-го.

Похоже на «заскоки» патефонной иглы на заезженной пластинке? И впрямь, еще бы шум по поводу очередной программы очередного правительства в октябре вкупе с бесплодными бюджетными дебатами в декабре - и сходство с 1995-м полнейшее. Тогда вопрос об очередном запланированном росте в официальной экономике отпадет автоматически, экономика неофициальная будет потихоньку продолжать кормить новых украинцев и подкармливать «старых», чтоб на пенсию в 45 гривен и на пособие для матери-одиночки в 4 грн. 50 коп. окончательно не повымерли. А все имеющиеся в наличии власти продолжат думать тяжелейшую думу: что делать и кто в очередной раз виноват. И снова формулировать первоочередные задачи. Зато какой ответ будет тем ужасным циникам, которые, насмотревшись телевизионной рекламы, утверждают, что в Украине только три проблемы: перхоть, кариес и женские недомогания!..

О МВФ, граждане-товарищи, лучше помнить постоянно. Дабы не повторять печальную историю 1997 года, когда вместо кредита ЕFF, такого аппетитно-долгосрочного, долженствовавшего восполнить недостаток внутренних ресурсов, нам приходится довольствоваться кредитом stand-by. Вкупе не реализованным пока выпуском еврооблигаций (да что там выпуск - даже кредитный рейтинг Украиной еще не получен!) это дает основания говорить о серьезнейших проблемах на ниве внешнего заимствования. А ведь рассчитывали взять ни много ни мало - порядка 1 млрд. долларов. Уже в 1997 году... Да, эксперты Deutsche Morgan Grenfell и JP Morgan - инвестиционных банков, являющихся лид-менеджерами украинских облигаций, к нам едут, 15 сентября их ожидают в Киеве, в связи с подготовкой материалов для определения рейтинга Украины, но теперь уже вряд ли стоит сомневаться, что наши евробонды появятся разве что к зиме.

Тем временем в «Параметрах...» читаем: в 1998-м внутренние заимствования сократятся, а внешние существенно возрастут и достигнут, по новой бюджетной классификации, 2,17 млрд. грн. (против 0,7 млрд. по прогнозу итогов 1997-го, которые еще под бо-льшим вопросом). Для тех, кто не знает, поясню: согласно новой бюджетной классификации, итоговая сумма внешних заимствований - это только то, что идет в бюджет, за вычетом средств на обслуживание основной части внешнего долга. Стало быть, реальная сумма полученных извне денег должна быть на 1435,5 млн. долл., или примерно на 2,7 млрд. грн. больше. Сдюжим?

У автора этих строк нет положительного ответа на вопрос о реальности наших планов. Судя по всему, нет его и у коллектива авторов «Параметров...», и у подписавшего их премьера Валерия Пустовойтенко. Иначе бы не включили в документ целых восемь страниц «Программных условий обеспечения макроэкономического прогноза на 1998 год». Замысел очевиден: если по каким-то причинам выполнение ряда мер срывается, это как бы автоматически снимает ответственность с разработчиков. А они, как мы помним, при составлении прогноза номинального ВВП-97 так классно «ошиблись»... на 10 млрд. грн. Условия, однако, как на подбор: от «ограничения теневой экономики», «оздоровления финансов производственных предприятий» - до «устранения чрезмерного налогового протекционизма» и «организационного обновления, технологического перевооружения, уменьшения уровней энергозатрат и, как следствие, роста конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках». Понимай, как хочешь!

Не думаю, что кто-либо сможет преуспеть в комплексном выполнении таких мер. Да и особого желания не наблюдается: у украинских экономических реформ продолжаются каникулы. Налоговая революция свелась к штопанью отдельных законодательных прорех, реформа бюджетная так и не начиналась, с задолженностью по зарплатам и пенсиям мы дружно войдем в новый год - теперь правительство обещает погашать их в течение всего 1998-го.

Похоже на «заскоки» патефонной иглы на заезженной пластинке? И впрямь, еще бы шум по поводу очередной программы очередного правительства в октябре вкупе с бесплодными бюджетными дебатами в декабре - и сходство с 1995-м полнейшее. Тогда вопрос об очередном запланированном росте в официальной экономике отпадет автоматически, экономика неофициальная будет потихоньку продолжать кормить новых украинцев и подкармливать «старых», чтоб на пенсию в 45 гривен и на пособие для матери-одиночки в 4 грн. 50 коп. окончательно не повымерли. А все имеющиеся в наличии власти продолжат думать тяжелейшую думу: что делать и кто в очередной раз виноват. И снова формулировать первоочередные задачи. Зато какой ответ будет тем ужасным циникам, которые, насмотревшись телевизионной рекламы, утверждают, что в Украине только три проблемы: перхоть, кариес и женские недомогания!..

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме