И БУДЕМ НАСТУПАТЬ
25 июня таможенники нашего государства отмечают свой профессиональный праздник. О буднях и проблемах, о достижениях и планах Государственной таможенной службы рассказывает ее руководитель, действительный государственный советник таможенной службы Леонид Деркач.
- Леонид Васильевич, давайте начнем беседу с наиболее острых проблем ГТС.
- У нас проблем не меньше, чем у любой другой структуры. А почему? Да потому, что мы существуем шесть лет, потому что начали почти с нуля. 25 июня 1991 года - за два месяца до провозглашения Акта о независимости нашего государства - был принят Закон о таможенном деле в Украине. На тот момент в таможенном ведомстве страны работали примерно 2 тысячи сотрудников, хотя и работы было поменьше: по сути, Украина имела лишь одну границу - западную. Ни с Беларусью, ни с Молдовой, ни с Российской Федерацией границ не было.
Сегодня общая протяженность государственной границы составляет 8215,9 км. Обустройство границы протяженностью 952,7 км (имеется в виду украинско-белорусская граница), 2484 км - с Россией, а также 1142,4 км с Молдовой - предполагает выполнение огромной работы. В некоторых местах, например в Амвросиевке, Бачивске, мы организовали стационарные пункты пропуска. К сожалению, очень многие таможенные пункты пока не удалось оборудовать до конца, и причина здесь та же, традиционная - нехватка средств.
Если в 1994 году, к примеру, хоть какие-то средства на обустройство таких пунктов выделялись из госбюджета, то уже в 1995-м - порядка 8 % потребности, т.е. просто крохи. Поскольку Украина - страна транзитная (кстати сказать, по показателю транзитности территория нашего государства занимает одно из ведущих мест в Европе), страна, имеющая немалые проблемы в таможенной системе, Международная таможенная организация (МТО), а также ГАТТ/СОТ дали свое согласие на то, чтобы часть таможенных сборов расходовалась на обустройство украинских границ.
Далее... Если говорить о технической оснащенности украинских таможен, то необходимо отметить: на сегодня она находится на уровне 40-45% тех требований, какие предъявляются стандартами МТО. К примеру, наша кинологическая служба переживает, образно говоря, возраст раннего детства. 98 собак, которыми она располагает, конечно же, не в состоянии обеспечить и четвертой части наших потребностей. В некоторой степени проблему удается решить с помощью коллег из Франции и Германии: они не только обеспечивают нашу службу собаками, но и помогают в вопросах обучения их и дрессировки.
Все еще недостаточно аппаратуры, которая позволила бы, не вскрывая чемодан, кейс или сумочку пассажира, контролировать, например, нет ли там оружия, наркотиков или радиоактивных материалов.
Возвращаясь к финансовому обеспечению службы, хотел бы отметить и такой аспект: ГТС Украины вынуждена арендовать более 330 объектов и выплачивать арендодателям весьма значительные суммы бюджетных денег. В минувшем году на эти цели мы потратили свыше 3,6 миллиона гривен. Таможенная служба направила свои предложения в Кабинет министров, ждем результатов.
- А проблема кадров - насколько она для вас остра?
- Это, без сомнения, проблема особой важности. Если говорить по большому счету, следует признать, что на первом этапе организации таможенного дела в Украине, с 1992-го по 1994-й, ряды таможенников пополнялись далеко не лучшим образом. Что это значит применительно к условиям нашей службы, поясню. Если таможенный переход создавался рядом с селом или небольшим городом - а такая ситуация наиболее типична - на роботу брали тех, кто соглашался. Ведь других работников в это село не привезешь, квартиру для них не построишь, жену или мужа на работу не устроишь и т.д. Одним словом, мы были поставлены в очень жесткие условия в плане кадрового обеспечения нашей структуры. В свете изложенного трудно переоценить значение Указа Президента Украины от 29 ноября 1996 года «О Государственной таможенной службе Украины».
В указе был поставлен преследовал ряд принципиально важных задач. И одна из них - освободиться от тех сотрудников, которые по своим профессиональным и моральным качествам не отвечают нашим критериям, а, случалось, и скомпрометировали себя. Могу сообщить, что к концу первого квартала 1997 года завершилась аттестация персонала и около 1200 сотрудников не были приняты на работу во вновь образованные таможенные структуры.
- Какова общая численность служащих в таможенной системе Украины?
- По состоянию на конец мая в нашей системе трудится немногим более 17 тысяч человек. И проблемы подготовки кадров сохраняются. Как вы, вероятно, знаете, в ряде городов работают курсы по подготовке и переподготовке - в Киеве, Харькове, Львове, Одессе, Ужгороде. Короче говоря, география наших учебных центров довольно широка, но качество подготовки специалистов еще недостаточно.
В наших ближайших планах - создание единых центральных курсов в столице с одновременной ликвидацией курсов в регионах. Надеюсь, что использование потенциала киевских вузов, привлечение к учебному процессу ведущих сотрудников нашего центрального аппарата, Киевской региональной таможни позволит повысить уровень подготовки и переподготовки среднего звена таможенной службы.
И еще одно немаловажное обстоятельство. До недавнего времени в Украине практически не велась подготовка таможенников с высшим образованием. Поэтому Президент Украины и принял решение о создании Таможенной академии. К сожалению, нам не удалось для нее найти подходящего помещения в Киеве. Однако мы договорились с руководством Минпрома о передаче службе учебного помещения с общежитием в Днепропетровске. И в нынешнем году мы намерены принять для стационарного обучения первых 125 студентов.
- А как вы планируете обеспечить своих новобранцев самым главным - преподавателями, профессурой?
- Убежден: любая программа должна реализовываться поэтапно. Сегодня мы говорим о приеме первых студентов на первый курс - общеобразовательный. Иными словами, еще нет необходимости создавать в академии все специальные кафедры, начинаем с кафедр общеобразовательной подготовки. заручившись поддержкой правительства, рассчитываем вскоре получить жилье для преподавателей. А пока ведем переговоры с несколькими ведущими вузами страны - Киевским экономическим университетом и Национальным университетом имени Т.Г.Шевченко, с Харьковской юридической академией. Уже определилась и группа специалистов, готовых переехать в Днепропетровск.
- Правда ли, что и в ближнем, и в дальнем зарубежье есть немало желающих обучаться в нашей Таможенной академии?
- Да, это так. Руководство академии изучает обращения из Армении, Турции, Узбекистана, Азербайджана, Беларуси относительно обучения в Украине их сотрудников. Предлагаемые условия довольно выгодны: обучение одного зарубежного студента могло бы приносить учебному заведению более 3 тысяч долларов США ежегодно, что позволило бы нам частично обеспечить финансирование преподавательского корпуса. Но это, по-видимому, в будущем.
- А каков сегодня удельный вес сотрудников с высшим образованием в Государственной таможенной службе Украины?
- Около 78 % общего количества. Естественно, преобладают специалисты с экономическим и юридическим образованием.
- По заключению экспертов, переход, открытый в начале этого года в Рава-Русской, получил высокую оценку как объект, который вплотную приближается к параметрам ВТО. Безусловно, это приятная новость. Однако один хороший переход для страны, имеющей едва ли не самый высокий коэффициент транзитности в Европе, явно недостаточен. Как скоро появятся в Украине новые переходы подобного уровня?
- С моей точки зрения, переход в Рава-Русской действительно хорош, но, учитывая специфику транзитного государства, его нельзя назвать эталонным. При уровне нынешней технической оснащенности, технологической схеме пропуска грузов и людей я бы назвал этот переход объектом вчерашнего дня. Почему? Да потому, что он не позволяет наиболее эффективно пополнять государственную казну. С учетом этого мы ведем сооружение второй очереди перехода по новой схеме, которая будет способна предоставить водителю не только питание и полноценный отдых в ночное время, но и техническое обслуживание машины, заправку. Первый шаг в реализации этой схемы уже сделан, но в Чопе, где пущена в эксплуатацию первая очередь автопорта, рассчитанного на одновременный прием 150 большегрузных машин.
Если нам удастся создать автопорты на основных магистралях, если водители, пересекающие Европу, будут знать, что в Украине они получат комплекс услуг и им не придется ночевать в поле, опасаясь за свою судьбу и сохранность груза, они будут ехать через нашу территорию. Следовательно, они будут везти в Украину деньги, а грузы через нашу территорию пойдут в Россию, Молдову, Беларусь и дальше.
- Вы так много внимания уделили Рава-Русской таможне, что невозможно удержаться от вопроса об инциденте, когда именно там «зевнули» партию наркотиков. Возможно, ларчик открывается просто: взятка?
- Не думаю, что здесь имела место взятка. по большому счету, этот груз наши работники должны были обнаружить. Хотя с помощью собак это вряд ли возможно, т.к. автомобиль ранее использовали для перевозки лошадей, отсюда специфический запах. Конечно же, должны были проверить - простучать, но такая работа по силам лишь специалистам самой высокой квалификации.
На Западе с целью выявления пустот применяют специальные приборы. Увы, наш уровень технической оснащенности пока отстает от европейских норм. А поскольку покупать такую аппаратуру для нас накладно, мы заключили договоры с рядом институтов Национальной академии наук, другими исследовательскими центрами. Сегодня ГТС финансирует разработку 17 научно-технических проектов. Вскоре получим и соответствующее оборудование. Не буду говорить о его назначении, но скажу, что контрабандистам оно, образно говоря, принесет немало неприятностей...
- Расскажите, пожалуйста, когда вы ожидаете принятия нового Таможенного кодекса Украины и о том, какие законопроекты готовятся правительством с целью совершенствования правовой базы в этой сфере.
- Уже несколько месяцев, как мы подготовили всю дополнительную информацию по кодексу и передали ее в Кабинет министров. Премьер-министр Павел Лазаренко и вице-премьер Сергей Тигипко ознакомились с проектом и дали «добро» на его представление в Верховную Раду. Ожидаем, что в ближайшие недели народные депутаты начнут обстоятельную работу над этим документом.
Относительно второй части вашего вопроса должен сказать следующее: примерно с октября 1995 года мы инициировали серьезную работу, направленную на упорядочение системы льгот, той системы, благодаря которой госбюджет недополучил в течение 1995-го свыше 1,39 миллиарда гривен. В минувшем году Верховная Рада отменила ряд льгот, но и по сей день здесь осталась небольшая ниша. Всё ещё имеются отдельные «лазейки» в законодательных актах, регулирующих порядок освобождения от уплаты пошлины и НДС. Вместе с Кабинетом министров мы работаем над тем, чтоб и эту нишу закрыть.
Думаю, уместно еще раз напомнить, что работа по упорядочению и ликвидации многих необоснованных льгот самым непосредственным образом связана с защитой внутреннего рынка и отечественного товаропроизводителя. Ибо наличие многих льгот приводило к тому, что тарифные методы регулирования импорта практически не действовали. К примеру, были повышены ввозные пошлины на две сотни зарубежных медпрепаратов - именно на те, которые выпускаются украинскими предприятиями и полностью удовлетворяют наш рынок как по качеству, так и по количеству.
- Как вы оцениваете деятельность таможенной системы в целом?
- Вряд ли кто-нибудь станет сегодня утверждать, что в работе таможенников Украины нет позитивных перемен. Инициированные нами и реализованные при поддержке Президента Украины, правительства, Верховной Рады проекты позволили существенно повысить эффективность таможенной системы. При этом мы не увеличили численность таможен, не просили дополнительных ассигнований. Если же сравнить суммы поступлений от нашей деятельности в государственную казну, которые были обеспечены в 1994 году и в 1996 году то в реальных ценах рост превысит 300%. с начала текущего года по 10 июня Украинская таможня перечислила в госбюджет более 977 миллионов гривен. Могу назвать и такие цифры: в 1995 году один сотрудник таможенной системы зарабатывал для страны 51 тыс. гривен, в 1996 году - более 82 тыс. гривен.
Существенные подвижки также достигнуты по линии противодействия контрабанде и нарушениям таможенных правил. В минувшем году наши сотрудники возбудили дел по контрабанде на общую сумму свыше 44 млн. гривен, а также 42450 дел о нарушении таможенных правил на сумму 87,2 млн. гривен.
Думаю, мы можем записать в свой актив и работу по упрощению таможенных процедур. Имеется в виду, например, наше предложение о создании «зеленых» и «красных» коридоров. Этот проект уже внедряется в наших аэропортах и на некоторых пограничных таможнях. Упрощению таможенных процедур, сокращению очередей хорошо послужит и идея создания автопортов, о чем говорилось выше.
- В связи с многочисленными фактами, свидетельствующими о злоупотреблениях в сфере гуманитарной помощи, было принято решение об отмене беспошлинного ввоза в Украину таких грузов. Как мы хорошо помним, это решение вызвало довольно высокую волну эмоций в различных кругах. Некоторые зарубежные представительства заявили о том, что их страны намерены прекратить отправку гуманитарных грузов в нашу страну. Теперь действует временное положение, согласно которому комиссия при Кабинете министров Украины принимает решение об освобождении или неосвобождении гуманитарных грузов от пошлин и сборов. Считаете ли вы, что таким вот образом решены основные проблемы, связанные с гуманитарной помощью?
- Практически решены. Хочу отметить, что гуманитарная помощь - именно гуманитарная, а не суррогат какой-либо - проходит через наши таможни очень быстро. Вышеупомянутая комиссия принимает решение и передает нам соответствующую документацию. Однако имеют место и ситуации, когда мы получаем материалы по таким грузам, а в них указывается, что «гуманитарные» грузы идут по договорам. В этих случаях мы возвращаем и материалы, и грузы, хотя определенное давление на нас и пытаются оказывать.
Мои беседы с послами Германии, Швейцарии и других государств дают основание утверждать: организации или граждане зарубежных стран, занимающиеся сбором и отправкой гуманитарных грузов, одновременно аккумулируют и средства на их транспортировку. Тем более, что деньги это не слишком большие. Полагаю, никого не нужно убеждать в том, что гуманитарная помощь - это предметы первой необходимости: медоборудование, медикаменты, одежда...
Когда же гуманитарный груз содержит офисную мебель, жевательную резинку, деликатесные консервы, холодильники и т.п. - это явное лукавство. Таможенная служба старается действовать здесь только в поле закона.
- После известных кадровых перемен в министерстве транспорта некоторые газеты пришли к выводу, что таможенная служба выиграла длительную ведомственную войну. Очевидно, мы можем надеяться, что проблема транзитных грузов теперь полностью урегулирована, а законные поступления в бюджет от таких грузов не осядут в чьих-то карманах. Где, по вашему мнению, существует или намечается новая «черная» дыра, аналогичная железнодорожной?
- Откровенно скажу, мы ни с кем не воевали. Я всю свою жизнь придерживаюсь той точки зрения, что самый маленький мир лучше самой маленькой войны. В случае, о котором шла речь, все было гораздо проще: мы рассматривали и анализировали статистические данные, прорабатывали их и делали заключение для того, чтобы аргументировать свои требования. 4 апреля сего года Кабинет министров Украины принял постановление №206, которым были расставлены все точки над «i».
Сегодня всем понятно, кто занимался транзитом, кто - лжетранзитом и какие потери от этой «деятельности» несло государство. Говоря откровенно, это правительственное решение далось нам с трудом. Еще и поныне раздаются упреки: дескать, транзитные грузы не пойдут через Украину, залог брать нельзя, бюджет может много потерять, если грузы не пойдут. Да они, эти грузы, и не проходили! Возьмите статистику. В апреле 1997 года были оформлены 262 транзитные декларации, а фактически прошли транзитом 22 груза. Позволительно спросить: а где же еще 240? Скорее всего, они «утонули», т.е. были реализованы на территории Украины. Кстати, общая стоимость пошлин и сборов от этих 240 транзитных грузов приближается к 50 миллионам гривен, которые мы получили в виде залога за транзит.
Если говорить о «черных» дырах, то на данный момент самая большая и сложная проблема - наши границы. Имею в виду «прозрачные» границы с Беларусью, Россией и Молдовой. Судите сами: украино-российская граница протяженностью 2484 км имеет 60 пунктов пропуска, а количество дорог (и больших, и малых) достигает 1500.
Противодействовать незаконному перемещению грузов очень сложно. Приведу такой пример: вместе с пограничниками и СБУ мы периодически проводим рейды на этих границах и за двое-трое суток, как правило, удается обнаружить до 100-150 автомобилей с контрабандой. Вывод очевиден: прикроем границы - ликвидируем и ниши для нарушителей таможенного законодательства. До окончательного решения этой проблемы - а для этого, как известно, необходимы и политические, и экономические предпосылки - наша служба вместе с МВД, пограничниками организует так называемые блок-посты. Ведь как бы ни заезжали на нашу территорию люди с нелегальным грузом, выходить-то надо на большие дороги. И здесь уже не скроешься. Конечно же, эта мера временная. Тем не менее она дает определенный эффект.
Сегодня таможенную службу особенно волнует ситуация на границах с Молдовой. Именно оттуда на территорию Украины идет большой поток грузов по подложным документам. Ищем противоядие...
Еще одна проблема, над которой мы активно работаем, связана с появлением лжефирм: на день-два дня создается некая структура, которая привозит груз на нашу территорию и после этого как бы растаёт.
Что же касается так называемых «лжетранзитников», то, указывая в декларации маршрут доставки груза, скажем, «Бельгия - Казахстан», эти ловкачи намереваются въехать в Украину и без уплаты налога реализовать свои товары.
- Каковы действия таможенной службы в таких случаях?
- Мы оперативно связываемся с коллегами в Казахстане и обычно получаем информацию о том, что указанной фирмы-получателя не существует. Ситуация проясняется: груз идёт по фиктивным документам. Действуем адекватно...
Нужно отметить, что транзит - дело тонкое. Таможенники некоторых западноевропейских стран, к примеру, на транзите теряют 27 - 31% платежей ежегодно - это при их-то строгости и педантичности! Начиная с октября 1996 года, когда украинские таможни ввели сопровождение грузов на автомобильных переходах, мы не потеряли практически ни одного «камиона». В ближайшее время ожидается решение правительства, подготовленное нашей службой, о том, чтобы и на автомобильных переходах применялся залог за ввозимый груз. В случаях, когда транзит будет прерван, залог будет направлен в государственную казну.
Короче говоря, мы наступали и будем наступать на тех, кто не в ладах с законом.
- Читателям нашей газеты было бы интересно узнать о ваших увлечениях, о том, как вы любите проводить досуг.
- Люблю спорт. В свое время 12 лет «отгреб» на байдарке... Потом началась учеба на физтехе, пришлось выбирать между спортом и университетом. Выбрал учебу, стал инженером-механиком по летательным аппаратам. С 1957 года занимался ракетной техникой.
- Каким видом спорта вы увлекаетесь теперь?
- Периодически играю в баскетбол. Наша футбольная команда, укомплектованная сотрудниками центрального аппарата службы, не так давно провела матч с командой банка «Аваль». Победить «банкиров» не удалось, победила дружба. Думаю, мы могли бы сыграть и с командой Государственной налоговой администрации, СБУ, МВД…
Есть еще одно большое увлечение: собираю альбомы репродукций знаменитых художников мира.
- А сами вы не рисуете?
- Нет. Мне очень нравится после напряженной работы посидеть над альбомом Шишкина, окунуться в тень его сосен, мысленно отдохнуть на нетоптанной траве...