Восстановленный советский долгострой — туристско-оздоровительный комплекс «Левант» |
Летом, на отдыхе, отсутствие комфорта ощущается особенно остро. И на наши курорты смотришь, как на свою квартиру, в которой так хочется поскорей сделать ремонт и навести порядок. Но процесс затягивается. То денег нет, то времени, то прораб — «ворюга», то рабочие все делают не так… А нужно ведь, чтоб побыстрее!
Во всем мире инфраструктура отдыха является одной из самых инвестиционно привлекательных. Как обстоят дела в этой сфере в Украине в целом и в частности в украинской туристической Мекке — в Крыму? Своими соображениями на эту тему делятся глава Гостурадминистрации, два министра, мэр Ялты и представитель одного из крупнейших инвесторов.
Инвестиционная улитка
Что ни говори, а иностранные инвестиции в целом пока что в нашу страну не очень торопятся. По данным UNCTAD, среди 25 стран Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР Украина занимает 21-е место, имея лишь 16 долл. прямых иностранных инвестиций на душу населения. На первом месте по этим показателям Чехия (477 долл.), на последнем — Узбекистан (2,9 долл.). По состоянию на октябрь 2002 года, общий объем инвестиций в Украине составил 4,92 млрд. долларов США. Для сравнения: Польша получила такой объем на протяжении последнего года, в то время как нашей стране понадобилось 11 лет.
При этом капиталы распределяются крайне неравномерно. 81% инвестиций были вложены в восемь областей. Лидирует в этой восьмерке Киев, а АРК занимает почетное восьмое место.
Валерий Цибух: «Инвестиционного ливня пока
не предвидится»
— По оценкам экспертов, общие инвестиции в сферу туризма составляют более 250 млн. долларов, — говорит председатель Гостурадминистрации Украины. — Но утверждать, что произошел перелом ситуации, пока рано. Инвестиции в туризм стекаются пока ручейком. Хотя за минувшие два года процесс и активизировался.
В последнее время руководство страны уделяет этой теме повышенное внимание. Свидетельство тому — проведение в июле этого года совещания по вопросам улучшения инвестиционного климата. Президент Украины расставил акценты, обозначив, что привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику Украины — одна из приоритетных задач органов государственной власти на всех уровнях. Более того, это один из основных критериев оценки деятельности министерств, центральных органов исполнительной власти, областных и районных администраций, мэров городов. И судить об успешности их работы будут во многом исходя из откликов инвесторов.
Барьеры на пути «туристических» инвестиций те же, что и при инвестировании экономики Украины в целом. Хотя есть и свои нюансы. Например, только в прошлом году удалось ликвидировать одно из самых серьезных препятствий — гостиничный сбор, который доходил до 20% с оборота. Многие известные сети отелей, такие как Marriott, Six Continents и другие, отказались от выхода на украинский рынок именно из-за его наличия. И хотя сейчас проблема снята, инвесторам нужно немало времени, чтобы заново просчитать ситуацию.
Второе. Сейчас даже в свободных экономических зонах льготы для инвесторов не распространяются на оборудование и мебель. А ведь любому, кто сталкивается со строительством, известно, что создание внутреннего интерьера и прочей «начинки» иногда обходится дороже самого строительства.
Все это тормозит вложение средств. Но даже если деньги вложены, то цены в этих отелях высоки и часто не выдерживают конкуренцию на мировом рынке.
Есть еще одна наболевшая тема— сложность самой процедуры прохождения инвестиционного проекта вследствие громоздкости самой схемы и жуткой забюрократизированности чиновничьего аппарата. Иногда процесс согласования длится годами. Чтобы соблюсти все предписания, инвесторам нужно получить до 190 разрешений! Этот рекорд побил наш пятизвездочный отель «Премьер-Палас». А в той же Польше, например, все разрешения на строительство отеля получают за шесть недель! И результат налицо. В Польше более 80 отелей системы Accor, в то время как в Украине таких отелей нет вообще.
К тому же очень часто местные власти создают дополнительные «специальные» условия для инвесторов, забирая 10—20% от стоимости проекта, а то и больше на улучшение городской инфраструктуры. Принимая же во внимание стоимость проектов, особенно многозвездочных отелей, это несколько десятков миллионов долларов.
— И как вы эти проблемы решаете?
— В марте этого года принят указ Президента «О некоторых мероприятиях по развитию туристической и курортно-рекреационной сферы Украины». Мы разработали и передали в Минэкономики ряд дополнений, в частности об упрощении процедуры согласования проектов, предоставлению реальных льгот СЭЗ и ТПР. Надеюсь, к концу года будут ощутимые результаты.
Недавно законодательно расширен простор для деятельности «зеленого» туризма, в закон внесена формулировка о том, что «деятельность, связанная с ведением частного сельского хозяйства, не относится к предпринимательской деятельности». А это не только возможность создания недорогого, но качественного турпродукта, но и возрождение села, национальной культуры, ремесел. В результате имеем резкое увеличение числа таких «хаток». Теперь необходимо создавать механизм льготного кредитования их владельцев, по примеру кредитования.
Кроме того, немаловажно правильно оформить и представить проекты, презентовать их на международном уровне. Презентуем инвестпроекты по всему миру на международной конференции в Стамбуле, на саммите во Львове, на экономическом саммите стран–участниц Центрально-Европейской инициативы в Скопье. А в конце октября в рамках традиционного форума «Индустрия гостеприимства» готовимся провести первую международную инвестиционную конференцию и выставку инвестиционных проектов, представленных как бизнесменами, так и местной властью.
А вообще все это частности. Инвестиционный климат потеплеет с приходом массового зарубежного туриста, тем более что после известных событий 11 сентября, иракского конфликта нынче происходит перераспределение туристических потоков в благоприятном для Украины направлении. Нам необходим принципиально новый подход к координации социально-экономических мероприятий на курортных территориях. Постепенно вводить безвизовый режим для граждан ЕС, США, Канады, других стран, которые генерируют в себе как туристические потоки, так и денежный капитал. Один только Киев из-за сложного механизма пересечения границ ежегодно теряет свыше 50 млн. долларов.
— В целом ситуацию менять надо! — подтверждает вышесказанное министр по туризму и курортам Крыма Александр Таряник. — В этом году в аэропорту Симферополя открыли консульский отдел с правом выдавать визы на неделю. И народ поехал! Теперь рассматривается вопрос о том, чтобы срок пребывания зарубежных туристов увеличить в два раза. И условия создавать на государственном уровне. Во всем мире инвесторам предоставляют льготы: долгосрочное кредитование, освобождение от налогов на десять лет плюс бесплатное подключение ко всем коммуникациям.
За принятие общегосударственной программы как способа привлечения инвестиций ратует и министр финансов Крыма Александр Гресс.
— Крым — регион особый, — говорит он. — Вроде бы и создан для того, чтобы туризм был одним из самых прибыльных. Тем не менее курортная сфера на полуострове не является основным бюджетообразующим фактором. А при нормальных созданных условиях могла бы... Для этого необходимо принятие на всеукраинском уровне программы по Крыму, подкрепленной реальным финансовым ресурсом. Например, для Ялты — 50 млн. на создание инфраструктуры — и инвестор бы пошел! А у нас в последнее время тенденция такова, что принимаемые законы приводят к уменьшению отчислений как в бюджет АРК, так и в местные…
Что же касается малого и среднего бизнеса, к которому относится большая часть предприятий туристической сферы, то в здесь пока нет никакой стабильности. Отрасль постоянно лихорадит.
Взять хотя бы решение об отмене спецпатентов в самом начале сезона. За пять лет их количество выросло почти в пять раз! Отмена спецпатентов особенно остро сказывается именно на бизнесе курортов: если ничего не изменится, 30—40% общепита уйдет в тень. Остальные полностью разорятся. Лично я логики подобных действий не понимаю!
И, конечно же, для создания общего благоприятного климата необходимы такие банальные вещи, как принятие нового налогового законодательства, детенизация всей экономики и т. д.
Тем не менее, в Крым с каждым годом все больше вкладывают средств как юридические, так и физические лица. Особенно активно — в последние несколько лет. Цены на квартиры на ЮБК возросли в пять-шесть, на землю — в два-три раза. Идет освоение территорий. Денежных «частников» да и солидных инвесторов, по большому счету, не пугают ни медленная окупаемость, ни нестабильность.
С целью наибольшего благоприятствования инвесторам два года назад создана специальная экономическая зона «Порт Крым» и территории приоритетного развития (ТПР), которых в Крыму семь («Большая Ялта», «Алушта», «Судак», «Феодосия», «Керчь», «Восточный Крым», «Сиваш»). Всего на полуострове утверждены 49 инвестиционных проектов на общую сумму 276 млн. долларов США, из которых уже привлечено в реализацию 83,8 млн., или 30% утвержденной суммы.
Ялта
В общей сумме привлеченных инвестиций на все семь территорий приоритетного развития в Крыму на долю Большой Ялты приходится 53% объема. Здесь утверждены и реализуются 12 инвестиционных проектов на общую сумму 80 млн. долларов США, из которых привлечено уже более 45 млн.
В Большой Ялте — самая дорогая земля, квартиры, а на самом побережье практически не осталось свободных мест. За ней следует Алушта, которую облюбовали российские коммерческие структуры, в первую очередь Национальный резервный банк, общая сумма инвестиций которого на сегодня превысила 50 млн. долларов, а также концерн «Лукойл» и компания «Итера».
В рамках ТПР «Большая Ялта» созданы и успешно функционируют такие имиджевые для Крыма объекты курортно-туристической отрасли, как четырехзвездочный гостиничный комплекс «Ореанда», аквапарк «Голубой залив» в Симеизе, пансионат имени Терлецкого в Форосе. В стадии комплексной реконструкции и модернизации — международный детский центр «Артек» в Гурзуфе, строятся новые комфортабельные пансионаты «Глициния-2001», «Пальмиро-Палас».
Удачными проектами стали гостиницы «Времена года», «Бристоль», «Левант». В последнюю уже вложены три миллиона, а теперь в строительство очередного корпуса будут привлечены еще пять.
Об эффективности работы ТПР на сегодняшний день рассказывает мэр города, бывший предприниматель, директор гостиницы «Ореанда» Сергей Борисович Брайко. В свое время реализуя первый крупный инвестпроект в Крыму, он сам прошел через все инстанции и, что называется, на собственной шкуре ощутил все «за» и «против»:
— К сожалению, о совершенстве говорить не приходится. Тем более сейчас. После того, как в результате внесения поправок в Закон «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и СЭЗ «Порт Крым» и АРК», мы лишились права освобождать от налогов ввозимое оборудование. Законодатели мотивируют это тем, что такое оборудование не участвует в производстве. И сегодня никому не докажешь, что в курортной зоне тот же диван или кондиционер тоже участвуют в производстве, поскольку речь идет о предоставлении услуг. Это первое.
Второе — в ТПР приоритет должен распространяться не только на строительство баз размещения или винодельческую отрасль, но и на все сферы жизни, от ресторанов до индустрии развлечений.
Кроме того, такая территория должна включать в себя не только город, но и всю Большую Ялту в целом. Ведь вся она — важная курортная зона.
Третье — льготами ТПР вправе пользоваться не только крупные объекты, однако сегодня порог инвестирования — 500 тыс. долларов! Это достаточно много для местного предпринимателя, и порог этот следует снижать хотя бы до 100 тыс., чтобы в ТПР было по средствам войти и ресторанам, и косметическим салонам, и бассейнам и т.д.
Четвертое —должен быть до предела упрощен сам механизм работы с центром. Сегодня отчетность перед Киевом — процесс достаточно трудоемкий, и предприятия вынуждены содержать несколько человек для обработки статистики.
Пятое — необходимо решить проблему возврата НДС. Я не берусь обсуждать эту проблему, когда идет закупка товара на продажу, но когда НДС возникает при строительстве объектов, возврат должен быть гарантирован.
Шестое — хотелось бы упростить процесс растаможивания. Безусловно, контроль и учет необходимы. Но почему мы делаем экспертизу даже тех товаров, которые идут сюда с сертификатами достаточно известных фирм, качество которых не подвергается сомнению во всем мире? Зачем заново сертифицировать европейские ГОСТы?
Например, чтобы по всем правилам сделать экспертизу элитных итальянских дверей (которые идут по европейским ГОСТам, но не сертифицированы) на жаростойкость, мы должны одну из них сжечь в качестве экспериментального образца. Такая процедура проводится только в одной лаборатории страны, на нее надо потратить три-четыре дня. Да еще и деньги выбросить на ветер. Мы к таким поворотам как-то попривыкли, а вот иностранные инвесторы — ни в какую!
Седьмое — пресловутые «90 дней вывоза валюты из Украины» и многое другое…
Безусловно, если сам закон таким образом видоизменить, то курортная сфера станет для инвесторов более привлекательной. Но и сейчас работать можно. И мы делаем все, что в наших силах и даже более того.
— Например?
— Вкладывать деньги в Крым надо уже сейчас. Да, в какой-то мере это риск, который через годы обязательно обернется прибылью. Главное — рассчитать свои силы и средства. Мы в свое время рискнули и теперь имеем «Ореанду». Что же касается горисполкома, то в своей работе мы отказались от заведенной ранее практики городских властей взимать 30% от стоимости инвестпроектов в бюджет.
— И не просите у инвесторов денег даже на реконструкцию коммунальных сетей?
— Вообще никаких дополнительных требований. За исключением вопроса подключения к сетям. Если объект, который они строят, находится на расстоянии от общей системы коммуникации, точку энергопитания питания (ТП) и коммуникаций нужно подводить самим.
— Что же касается чиновничьей волокиты…
— Упростить сам механизм отвода земли и дальнейшего прохождения инвестпроекта мы не вправе. Это зависит не от нас, а от депутатов Верховной Рады Украины. С своей же стороны мы упростили процедуру прохождения на местном уровне. И я как мэр гарантирую, что со дня победы на конкурсе до реализации проекта (если инвестор все сделает вовремя) пройдет не больше двух-трех месяцев.
Что же касается земли, то сам процесс оформления землеотвода зависит от сложности рельефа, размера, границ и стоит от пяти до 50 тыс. гривен. Кроме того, землю можно приобрести на первом аукционе по продаже земли, который пройдет в Ялте в августе—сентябре с.г. Для упорядочивания всей цепочки инвестиционного процесса Ялта (первая из крымских городов) разработала Генеральный план инвестиционного развития, который обошелся в 1,2 млн. грн. План готов и будет скоро направлен в Кабинет министров Украины. После его утверждения земельные участки будут выделяться только под строительство объектов, предусмотренных генпланом.
Реализовываться они будут на территории приоритетного развития, где инвесторам предоставляется ряд таможенных, налоговых и других льгот. В частности, освобождение на пять лет от платы за землю, на три года — от налогообложения прибыли. Сам же объем налоговых и таможенных льгот по предлагаемым нами проектам может составить от 20 до 40% суммы инвестиций в каждом отдельном случае. Хотя без поправок к закону работать в ТПР очень сложно.
— Какие инвестпроекты вы предлагаете уже сейчас?
— Администрация города зарезервировала земельные участки под реализацию ряда инвестпроектов, и по 28 августа 2003 года принимаем заявки потенциальных инвесторов на участие в конкурсе на право их реализации. Назову только несколько инвестиционных предложений:
— строительство и эксплуатация закрытого аквацентра общей площадью один гектар, в полутора километрах от центра города на открытой площадке, с которой открывается великолепный вид на горы, море и Ялту (необходимо привлечь более 3 млн. долларов);
— сооружение гостиничного комплекса в двухстах метрах от моря и благоустроенного пляжа. Общая площадь земельного участка — около двух га. Стоимость — 10 млн. долларов США;
— реконструкция Пионерского парка под парк современных детских аттракционов. Парк традиционно считается местом отдыха ялтинцев, а благоустроенных детских парков с аттракционами в Ялте пока что нет. Кроме того, климатические условия позволяют аттракционам работать круглый год. Реконструкция обойдется в 600 тыс. долларов, при этом предполагается, что чистая прибыль уже в первый год эксплуатации составит порядка 100 тыс. долларов;
— строительство культурно-развлекательного и торгового центра, который будет включать подземную и наземную часть. Центр Ялты, участок площадью 1,5 га в непосредственной близости от набережной. Очень выгодное место. Необходимы инвестиции в размере 28 млн. евро;
— сооружение гостиничного комплекса на холме Дарсан в районе верхней станции канатной дороги. Площадь участка — 1,5 га. Тянет на 3,5 млн. долларов;
— создание центра отдыха и развлечений возле музея «Поляны сказок», в горном районе, откуда открывается живописный вид на водопады, Ялту и горы. Площадь участка — 10 га, сумма инвестиций — 7—10 млн. долларов. И многое другое.
Алушта: «Инвесторы! Надейтесь только на себя!»
По количеству инвестиций Большая Ялта, безусловно, лидер. Но уже сегодня ей в спину дышит Алушта, основной инвестор которой — Национальный резервный банк (НРБ) — уже вложил в Профессорский уголок 50 млн. долларов. На строительство пансионата «Море» ушло более 25 миллионов. И это еще не предел. В результате на восьми гектарах реликтового парка имеем уникальный комплекс отдыха с бассейнами, виллами, оздоровительным центром, собственным центром, собственным пляжем, по дорожкам которого с этого года «бегают» не только отдыхающие, но и забавные электромашинки. Ну прямо Ницца, и все тут!
Пансионат «Море» — крупнейшая российская инвестиция в экономику Крыма. В летний период его заполняемость стопроцентная. Аналогов комплексу на полуострове сегодня нет. И для его инвесторов — это только начало.
В самом пансионате полным ходом идет строительство современного медицинского корпуса. В стадии реализации — проект «Миндальная роща», предполагающий создание целой инфраструктуры с аквапарком, развлекательными комплексами, гостиницами и комплексами частных вилл.
Уже сейчас в «Миндальную рощу» вложено 10 млн. долларов, до конца года придут еще 20. Более того, 18 июня в НРБ получили «добро» и приступили к реализации нового объекта — комплекса частных вилл в Профессорском уголке стоимостью 10 млн. долларов.
Президент «НРБ-Украина» Вячеслав Юткин уже несколько лет работает по следующему графику: будни — в Киеве, выходные — в «Море». Проблем много, но в будущее Вячеслав Михайлович смотрит с оптимизмом:
— Мы считаем, что вкладывать деньги в Крым на этом этапе могут позволить себе в основном только крупные коммерческие структуры, которые заранее отдают себе отчет в том, что их вложения реально не окупятся в течение десяти лет. Мы не надеемся на быструю прибыль, но верим в саму перспективу Крыма как курорта мирового значения, сравнивая его сегодняшнюю ситуацию с аналогичной на южном берегу Франции в 50—60-е годы.
Крым на процветание просто обречен. Рано или поздно бум на отдых за границей спадет. Люди вернутся туда, где им комфортно и уютно, то есть к себе на родину. Кроме того, Крым — раскрученная марка, которой не хватает современного уровня комфорта, но, по большому счету, это вопрос времени и денег.
— Вячеслав Михайлович, два года назад вы были одними из первых, кто вошел в ТПР, когда она только сформировалась. Каково ваше отношение к ее эффективности на сегодняшний день?
— Мы вошли в зону, когда она действительно имела какой-то эффект, а на сегодня де-факто из нее вышли. Поскольку в связи с внесенными в законодательство изменениями ее значение почти полностью выхолощено, и наш новый проект «Миндальная роща» стоимостью 30 млн. долларов хоть и зарегистрирован в ТПР, но реализуется уже по свободной программе.
— Как же насчет общей инфраструктуры?
— Безусловно, мы понимаем, что на отдельно взятом клочке территории счастья не построишь — необходимо вкладывать средства в улучшение тех алуштинских коммуникаций, торговой сети и готовы это делать. Более года в мэрии города лежат наши предложения по строительству супермаркета общей стоимостью 3—4 млн. долларов. А еще — предложения по строительству мотеля в горах на подъезде к Алуште. Но пока они остаются без ответа.
— Вы готовы вкладывать средства только в Алушту?
— Отнюдь. Нам интересны варианты по ЮБК в целом.
— И последнее. Что бы вы посоветовали инвесторам, которые только готовятся к рывку на ЮБК?
— Разрабатывая смету расходов, учитывать реалии сегодняшнего дня, психологию властей, строителей, обсуживающего персонала. Заручиться поддержкой на максимально высоком уровне. Надеяться только на себя. «Светлое будущее» в Крыму обязательно наступит. А произойдет ли это через пять лет или десять —зависит от ситуации в стране в целом. Поэтому надо вкладывать средства и ждать, сначала реально ответив самому себе на вопрос, хватит ли на это ожидание средств, здоровья и выдержки.
И вообще, перефразируя известную истину, чтобы преуспеть, инвестору сначала надо «пройти Рим и медные трубы», а уж напоследок — «Крым».