Уборочная пора у крестьян - время особое. Десяток погожих дней определяет по сути весь сельскохозяйственный год: затягивание уборки на 25-30 дней вместо оптимальных 5-7 приводит к потере 20-30% (порядка 10 млн. тонн) урожая только из-за осыпания зерна на корню. В денежном выражении это примерно 2 млрд. грн. убытка (если считать по 200 грн. за тонну).
На Херсонщине в нынешнем году получено всего 1403 тыс. тонн зерна при весьма скромной урожайности - 21,7 центнера с гектара. Можно только предполагать, какой недобор приходится на потери - катастрофически недостает уборочной техники. Если сегодняшнее положение с поставкой комбайнов аграриям сохранится, есть все основания утверждать, что через 5-8 лет страна вынуждена будет перейти к ручной уборке зерновых.
Специалисты-исследователи прогнозируют, что к 2003 году Украина может остаться без уборочной техники. Уже сегодня нам недостает примерно 43 тысяч зерновых комбайнов, а это более 40% потребности. Да и оставшиеся 60% техники работают в запредельном режиме: мало того, что в наличном парке большинство машин в 2-4 раза перекрыли нормативный ресурс, на каждый комбайн приходится сегодня по 235 га зерновых при рекомендованных Украинской академией аграрных наук 170 га. При таких условиях эксплуатации наверняка можно лишиться комбайнового парка задолго до 2003 года.
Надежда на обновление парка «Джон Дирами», «Кейсами», «Доминаторами» и т. п. довольно призрачна - западные фирмы очень даже не прочь оказать помощь, да карман у нашего сельхозпроизводителя пуст.
А что же отечественные производители? Притихли скептики, лоббисты, политические спекулянты и иже с ними - о способностях и возможностях украинских комбайностроителей сегодня стало как-то не модно разглагольствовать. Серьезную заявку на высокий класс сделали в этом году 50 «Славутичей». Не отстает и александрийский «Лан». Впору и возрадоваться - пошло дело… Если бы так.
На сборочном конвейере АО «Херсонские комбайны» застыли в ожидании комплектации 50 машин. Это вторая половина партии, которую намеревались изготовить в текущем году. Комбайны могли бы сойти с конвейера к уборке поздних зерновых. Сегодня еще вопрос, выйдут ли они из заводских ворот и к концу года. Причина прозаична - нет средств. Министерство АПК задолжало предприятию по лизингу более 6 млн. грн., а когда рассчитается - этого, пожалуй, не сможет сказать и сам «держатель» лизингового фонда г-н Супиханов.
Генералу отрасли и впрямь сложновато: поди, знай, когда средства прокрутятся через многоступенчатую лизинговую схему - их движение разработано в лучших традициях еще не совсем забытой многоуровневой вертикали недавних времен. Судите сами. МинАПК распределяет лизинговый фонд в областные центры, от них - в районы, и только после этого хозяйства могут получить право на приобретение комбайна. Живых денег, само собой, крестьянам никто не дает. Зато комбайн - вот он, уже работает на поле.
Идея лизингового финансирования выглядит разумно: государство кредитует производство жизненно важной техники, а сельхозпредприятия расплачиваются за машины как бы в рассрочку. Причем отдавать долги за комбайн можно как «живыми» деньгами, так и зерном в течение пяти лет. Однако разумная идея, как это зачастую случается, на деле сведена к абсурду - отдавать нужно… раза в два больше, чем стоит комбайн. Почти как за импортный аналог. Во, как у нас лысых стригут!
Откуда же бешеные накрутки? Как известно, лизинговый кредит предоставляется хозяйствам под 15% годовых. Чиновничья арифметика проста до примитивности: 15% умножают на пять лет, к полученным 75% добавляют еще немного и в результате заводскую цену 300 тысяч грн. «наваривают» тысяч этак на 250. Вот и выходит, что хозяйство вынуждено ежегодно отдавать примерно по 110 тыс. грн. И так все пять лет.
Не менее убийственно выглядит изощренная арифметика и при зерновом варианте. Не следует сбрасывать со счетов, что цена на пшеницу в этом году чуть ли не в 2,5 раза ниже прошлогодней (в долларовом эквиваленте). Каким же образом крестьянин сможет рассчитаться за поставки техники, которая, без сомнения, подорожает из-за падения гривни? Взять, к примеру, ту же Херсонщину. По подсчетам специалистов, уже в будущем году области будет недоставать примерно 2600 машин. Чтобы расплатиться за них, ежегодно нужно отдавать 286 млн. грн. (подчеркну - в ценах за технику текущего года). В пересчете на зерно это составляет около полутора миллионов тонн. То есть, весь урожай зерновых нынешнего года!.. Создается впечатление, что любое, самое благое начинание безальтернативно сводится к самопрокорму чиновников.
Спору нет, сегодня лизинг - едва ли не единственная возможность государственного финансирования производства дорогостоящей техники через кредитование сельхозпроизводителя. Но раз уж государство сказало «А», потрудитесь, господа, вспомнить и другие буквы алфавита. Требуются ли здесь особые обоснования: только если кредитование из лизингового фонда будет беспроцентным (ну, пусть под чисто символический процент), оно станет действенной помощью селу. Любая коммерциализация превращает этот фонд в обычную торгово-посредническую структуру. Для чего же тогда огород городить? Не случайно крестьяне воспринимают такой лизинг с прохладцей.
В житейском измерении и 300 тысяч за комбайн - цена запредельная. Реально снизить ее можно лишь при значительном увеличении ежегодного выпуска комбайнов. Херсонцы утверждают, что уже при 400 комбайнов в год их цена существенно снизится. Но на такие объемы еще нужно выйти. Проблем здесь - хоть отбавляй, и не столько они технологические или там организационные - что бы там ни говорили, а работать в Херсоне умеют. Тем не менее, находятся мудрецы с бредовой идеей перенести производство комбайнов в другой промышленный центр - не та, мол, у херсонцев квалификация, опыт не тот. (Многим, наверное, еще памятен скандал с партией комбайнов, работающих в Крыму. Где тут причины, где следствия? Тайна сия мраком покрыта.) Несерьезно как-то, прожектерством пахнет.
Нужны деньги. И нужны они в начальной стадии производственного цикла. Истина настолько банальна, что просто диву даешься - и о чем они думают там, в центре? Может, очередную задачку с процентами решают? Возьмите, вот год нынешний - первые лизинговые поступления пришли аккурат... к уборочной. Ну, а коль пришли, на кого собак вешать будем? Ясное дело, на кого…
В проекте бюджета на 1999 год планируется выделить средства для производства 300 «Славутичей» и 300 «Ланов». В то же время специалисты утверждают: даже если удастся наладить серийный выпуск 1000 комбайнов в будущем году и при двукратном увеличении этого выпуска в последующие годы, парк зерноуборочных комбайнов Украина сможет восстановить только к 2009 году. Однако при сохранении существующих правил игры маловероятно, что «крутые» лизинговые навороты будут способствовать претворению этой программы в жизнь.
Пока ясно одно: базовая модель комбайна работает, хотя для ее отладки потребуются годы. Процесс естественный и неизбежный. Идет непрерывный поиск выгодных партнеров, аккуратных поставщиков, добросовестных исполнителей. Налаживаются новые кооперативные связи, рушатся старые. Отрадно, что сегодня со всей Украины идут запросы, предложения о сотрудничестве, консультации… Набирает обороты «Славутич».