КРИЗИС В ЭКОНОМИКЕ ОБЕЩАЕТ СКОРО ЗАКОНЧИТЬСЯ

10 апреля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 15, 10 апреля-17 апреля 1998г.
Отправить
Отправить

Пока политики между собой выясняют, кто, кого, почем (и зачем, собственно) избрал, остальное население, во главе с НБУ, внимательно смотрит вверх...

Пока политики между собой выясняют, кто, кого, почем (и зачем, собственно) избрал, остальное население, во главе с НБУ, внимательно смотрит вверх. Ждет, когда обвалится. В смысле, когда прояснится настолько, что власти уже никак не смогут констатировать «рост производства в некоторых отраслях экономики» при общем затяжном кризисе, а будут вынуждены сказать: все, ребята, кризис закончился. Началась катастрофа.

Написанное не является мрачным пессимистическим (или мистическим) пророчеством. Предлагаем рассматривать это как сценарий развития событий. Один из вероятных. Или, если хотите, наиболее вероятных.

***

Можно начать с лета прошлого года. Впрочем, ровно с тем же успехом начать можно и с лета года позапрошлого. Вряд ли кто-либо из властей, все это время двигавшихся «курсом экономических реформ, определенным в октябрьском, 1994 года, докладе Президента», сможет внятно пояснить: где эти самые реформы есть? А если где-то они (реформы) были, то кто их видел последним?

Причем давайте договоримся сразу, что реформы - это не подписание ура-контрактов с дэу, джондирами и прочими онексимами. Не потому, что контракты - это плохо, и даже не потому, что сплошь и рядом куда-то деваются то сами контракты, то те, кто их подписал. А просто потому, что не реформы это, а форма существования власти в их отсутствие.

Я, к примеру, тоже хочу подписать с кем-нибудь взаимовыгодный контракт. С кем-нибудь таким зарубежным. Да кто ж его со мной заключит, если я здесь живу. Причем живу не-депутатом, не-министром, не-… и так далее по вертикали. Всем же ясно, что единственной, да и то, как показал опыт, ненадежной гарантией с моей стороны может служить только доступ к власти. Вот это как раз и есть не-реформы в действии.

Итак, мы выяснили, что отсутствие реформ - это когда шумит и движется только наверху и то недолго. Внизу (в лучшем случае) еще шевелится и слабо зарабатывает на прожитье чем попало.

Реформа бывает: денежная (ставим одинокую птицу), налоговая, бюджетная, пенсионная, социального обеспечения и социального же страхования, собственности, платежной системы, банковской системы, здравоохранения, наконец. Все вместе - реформа структурная. Спрашивается - где? Нет ответа. Зато уже просматривается результат.

***

Ничего из бюджета не финансировать, кроме как задолженность по зарплатам и пенсиям. Приблизительно так сказал Президент, председательствовавший на последнем (по времени) заседании Кабмина. От такого почему-то хочется разбить бутылку шампанского об угол здания президентской администрации, как это делают, провожая большой корабль в соответствующее плавание. И вот почему.

Показатель дефицита бюджета правительство с начала года превысило вдвое. Часть сверхплановых расходов профинансировал НБУ, эмитировавший более полумиллиарда гривен только в марте.

На создание предвыборной благодати - выплату тех же пенсий, зарплат, стипендий и т.п. - ушли миллионы долларов, позаимствованных извне. Заимствованных под высокие проценты и государственные обязательства.

Как следствие, МВФ отказал Украине в возобновлении программы стенд-бай общей суммой в 550 млн. долл. (из которых успели получить меньше половины). Соответственно, приостановил финансирование двух крупнейших структурных проектов (общей суммой в 600 млн. долл.) и Всемирный банк.

Конгресс США, видимо, вдвое урежет марш. То есть опять-таки сократит запланированную помощь Украине.

Правительство имеет значительные обязательства по гособлигациям внутреннего займа, а подманить новых инвесторов, желающих вложить свои деньги в украинские ОВГЗ, так и не удается. В частности, инвестор не слишком любит красный цвет в новом парламенте и всяческие перемены в составе исполнительной власти - ему не по душе политические риски. В результате правительство с начала года потратило на обслуживание ОВГЗ на 350 млн. долл. больше, чем выручило от продажи своих обязательств.

Вдобавок ко всему партии и отдельные граждане, замеченные в участии в предвыборной кампании, начали активно переводить оставшиеся после выборов гривни в доллары. Что также не способствует престижу и здоровью национальной денежной единицы.

Сумма перечисленных обстоятельств настолько сужает маневр любой власти, что ей остаются по сути только два способа поведения. И не будем называть один из них дорогой в никуда: ведь нас по ней ведут.

***

Итак, власти отсекли последнюю возможность получения кредитов и сколько-нибудь существенной помощи извне. Но при этом не стоит забывать, что пока зарубежье еще ожидало от Украины хоть каких-то преобразовательных усилий, наша страна сделала немало займов. По ним придется платить, и довольно скоро. Точно так же, как необходимо не приостанавливать выплат и по займам, называющимся внутренними.

Первый способ поведения как раз и состоит в том, чтобы не нарушать этих (есть еще и другие - о них дальше) своих обязательств и сохранить не только лицо страны, но и шанс на новые поступления - и от МВФ, Всемирного банка, частных инвесторов и от любых инвесторов в ОВГЗ.

Но для того, чтобы действовать таким образом, необходимо очень быстро - буквально месяца за три-четыре, проделать все, чего не захотели, будем откровенны, проделать украинские распорядители власти за три-четыре года. Суть всех реформ с интересующей нас точки зрения состоит в том, чтобы правительство перестало, наконец, делать вид, что платит зарплату большей части населения. Большая часть населения в состоянии заплатить себе сама - просто надо дать ей еще какую-нибудь возможность это делать - кроме рэкета и лотков.

Точно так же большая часть будущих пенсионеров в состоянии самолично обеспечить себе пенсию - просто надо дать ей возможность легально получать свои доходы. Реформа называется. И не только пенсионная - сама по себе она не сработает - а структурная. Причем даже при самом блестящем и быстром ее проведении результат будет не слишком скоро: год, два, а то и все три. Прежде, чем почувствуем разницу.

Но шансы на такой поворот событий невелики, поскольку наше государство вполне осознанно находится в состоянии перманентной войны с нашим населением. Ведь война, как ни крути, ведется за наш с вами счет: мы им платим зарплату - хоть по ведомости, хоть по чемоданам с наличкой считайте, а все-таки - мы.

***

Есть у власти и другие обязательства, те, что выданы бюджетникам и пенсионерам (о госзаказе пока умолчим). Их тоже действительно надо выполнять - раз уж руки не дошли вовремя до постепенного и разумного сокращения бюджетной сферы. Предлагается забыть обо всем, кроме этих долгов, и из текущих доходов бюджета выплачивать только их. Это именно тот, второй, путь, о котором говорилось выше. Все хорошо, но есть два небольших нюанса.

Во-первых, даже всех текущих доходов бюджета не хватает, чтобы вовремя выплачивать сегодняшние, а не прошлогодние, зарплаты и пенсии.

Во-вторых, если ничего не платить сегодня, а только гасить накопившиеся долги, процесс погашения растянется месяцев на шесть-восемь. В результате, понятно, возникнет новая задолженность того же «срока давности».

Третий нюанс прелестен даже на фоне первых двух: такое поведение властей невозможно в принципе.

Только на зарплаты, говорите? А как же приоритетное финансирование приоритетных отраслей? Угольной, например? А дотации селу? А откуда возьмут свою зарплату заводы (колхозы), работающие на госзаказ (контракт)? Господи, ну какая разница - кто будет стоять под окнами - врачи и учителя или рабочие ВПК? Власть ведь всех обязывалась кормить… Ну да, ну да, есть еще «Проминвест» и «Украина» - пускай и дальше кредитуют приоритеты.

Кроме того, есть еще налоговая, которая честно отрабатывает свой хлеб: в строгом соответствии с существующим налоговым законодательством стимулирует умственную активность плательщиков. Из которых любой уже вполне готов зарабатывать деньги, читая лекции на тему «Куда прятать все доходы» в слаборазвитых цивилизованных странах.

А в случае выполнения благого намерения выплатить всем и все - какие замечательные денежные купюры получит на руки население (к зиме приблизительно)! Все ведь уже подзабыли, как выглядит целый миллион на одной бумажке.

***

Все-таки думается: ну не враги же они себе - там, наверху. Не нужны ведь им всяческие катаклизмы. Тем более, среди представителей любой власти очень часто попадаются люди умные и даже образованные. Думается: может, все и обойдется? А пока думается, исподволь проясняется, что и в самом деле: себе - не враги…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК