КОНЦЕПЦИЯ ЕСТЬ, РЕФОРМЫ — В ПЕРСПЕКТИВЕ

17 июля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 29, 17 июля-24 июля 1998г.
Отправить
Отправить

Интервью с министром АПК Украины Борисом Супихановым - Господин министр, на одной из недавних прес...

Интервью с министром АПК Украины Борисом Супихановым

- Господин министр, на одной из недавних пресс-конференций заместителя главы администрации Президента по вопросам АПК Павла Гайдуцкого было отмечено, что 1997 год сельхозпредприятия завершили с убытками в 3,6 млрд. грн. при уровне рентабельности - 24%. Что привело к такому горькому результату?

- Да, уровень рентабельности получили минусовый - 23,9%. Производство всех видов сельхозпродукции, за исключением зерна и подсолнечника, является убыточным, так как затраты на производство и реализацию превышают выручку. Причины? Их целый комплекс...

Главной причиной убыточности АПК, в частности сельскохозяйственного производства, я считаю несоответствие цен на средства производства и товары сельскохозяйственных отраслей. А почему такое несоответствие сложилось? В 1992 году государство пошло на так называемую либерализацию цен. Россия ввела мировые цены на главные энергоносители. Все отрасли экономики Украины оказались перед обвалом и хаосом, который привел к колоссальной инфляции. Это - одна причина, а вторая - это потеря рынков реализации продукции. Вот так коротко я бы сказал.

- Президент подписал целый ряд указов, непосредственно касающихся АПК. Как вы прогнозируете, по каким направлениям будет получен результат, где вы видите прибавку?

- Если говорить об указах, то я бы вернулся к 23 марта с.г., когда Президент подписал один из основных указов - «О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей» и в нем определил все направления, по которым нужно сегодня принимать решения. Так вот указы, которые касаются и единого фиксированного налога на сельхозпроизводителя, и реструктуризации, и частичного списания задолженности перед бюджетом и Пенсионным фондом, идут в русле вышеупомянутого документа от 23 марта.

Однако... Указ, каким бы хорошим он ни был, не может работать сам по себе, если он не будет интегрирован в комплекс мер. То есть сегодня реструктуризовать и даже списать какую-то часть долгов и этим ограничиться - это не означает решить все проблемы. А вот, с одной стороны, реструктуризовать долги, с другой - облегчить налоговый пресс, с третьей - технически и технологически обновить производство, с четвертой - возобновить действие товарно-денежных отношений через финансово-кредитный механизм, который, по сути, сегодня отсутствует, а еще - создать рынки реализации продукции - внутренние, внешние... Когда все эти действия будут осуществляться одновременно и последовательно, тогда мы достигнем желаемого результата.

- Обязательно одновременно!..

- Совершенно верно. Предыдущие несколько лет реформирование на селе мы сводили к паеванию земли и имущества, а потом удивлялись: почему реформы не идут? Если сегодня все сведем только к реструктуризации долгов, например, будет то же самое. Необходимо правильно расставить акценты и распределить свои силы. И указы направлены на то, чтобы создать комплекс предпосылок для выхода сельскохозяйственной отрасли из кризиса.

И они, эти документы, не последние по АПК. К примеру, уже подготовлен проект закона об ипотеке, он предусматривает возможность закладывать право на аренду земли в банк для получения инвестиций - это еще один шаг вперед. Таким образом мы надеемся хоть в какой-то мере возобновить кредитование села, ведь сейчас оно кредитуется лишь на 2-3 % от потребности. Но с другой стороны - никто же не будет кредитовать неэффективное производство...

А чтобы обновить производство, сделать его эффективным, нужны деньги, которые и даст банк в кредит под ипотеку земли. Думаю, все меры, о которых я говорил, дадут возможность смягчить тот кризис, что мы нынче имеем в АПК, и начать поступательное движение вперед.

- Одним из ведущих в пакете документов по АПК является указ о списании и реструктуризации налоговой задолженности крестьян перед бюджетом. Поможет ли он сельхозпроизводителям вздохнуть свободней уже сегодня?

- Конечно, поможет.

- Каким образом?

- Разблокирует картотеку. Задолженность отрасли перед бюджетом и Пенсионным фондом на сегодня составляет 3,5 млрд. гривен, из них 3,1 - долги сельскохозяйственного производства. 142 млн. гривен пени, штрафов будут списаны вообще. Хозяйства получат возможность разблокировать счета в банке и пользоваться деньгами.

Ведь почему мы сегодня перешли на бартер? Это элементарно. Допустим, я - руководитель хозяйства, у меня счет заблокирован прежними долгами, и сколько бы я ни зарабатывал денег, все они идут на погашение каких-то моих, а может, и не моих, а предшественников, долгов, с которыми нереально расплатиться вообще. Так скажите: я буду работать в сфере денежного обращения?! Ни за что! Да я вывезу молоко и продам за «наличку». При этом найдется еще много посредников и «помощников», которые заработают на моем молоке. И мы уйдем от налогообложения в тень.

Реструктуризация и частичное списание задолженности перед бюджетом позволяют выйти на свет Божий. Кроме того, президентский указ вводит единый налог на землю, налог фиксированный, составляющий сегодня по Украине порядка 40 гривен на гектар. Поэтому работаете вы или не работаете - ваше дело, а коль земля есть - платите налог. Не хотите работать и платить - пожалуйте на банкротство.

Говорят: а люди? Как же они, куда мы их денем?.. Выдумки все это! Люди не пропадут: есть ипотека земли, есть земельный сертификат у человека, и эта земля перейдет к тому, кто умеет работать. Людям нужно объяснять, что если Ивана Ивановича выгонят, колхоз обанкротится, но конца света не будет. Потому что рядом с Иваном Ивановичем есть Иван Петрович, который хорошо работает, и он сегодня говорит: дайте еще земли, я буду работать больше. Но тот же Иван Иванович против, он говорит: «Ні, ми не можемо, ми - колгосп, люди за нами...».

Селяне должны четко понимать, что банкротство предприятия не есть банкротство села в целом. Это лишь банкротство конкретного нерадивого руководителя, менеджера, который не справился с сегодняшней экономической ситуацией. Спору нет, она сложная, трудная, требует от руководителя неординарных действий, колоссальной энергии, напористости, профессионализма, порядочности. А у многих ли найдешь такие качества? Таких менеджеров очень мало. Так вот государство дает еще один шанс: «Ну, хлопцы, еще раз попробуйте». Однако при этом каждый обязан знать, что любая реструктуризация, любое списание не дадут эффекта, если сохранятся иждивенческие настроения.

- Нужно менять психологию руководителей сельхозпредприятий...

- Не только психологию - кадры надо менять физически.

- А перевоспитывать нынешние?

- Бесполезно. Самый лучший перевоспитатель - страх потерять работу, страх оказаться на обочине. Вот так! Может, слово «страх» не совсем точно мной подобрано и звучит как-то унизительно по отношению к нам самим, но я убежден: борьба за выживание - движитель повышения производительности труда. И мы не можем не учитывать человеческий фактор. Кадры решают все, это - аксиома. А мы от нее отмахнулись, подстригли всех под одну гребенку...

- Вы уже упоминали о бартере, о его причинах, но ведь недавно издан специальный указ Президента о сокращении удельного веса бартерных операций, и это, думается, не случайно. Что принципиально нового предлагается?

- Бартер - это зло страшное. Но зло, из которого некоторые конкретные лица извлекают громадную выгоду. Они «по бартеру», «под бартером», «за бартером» у государства украли - себе в карман положили. Бартер - это уход в тень, это невыплаты заработной платы, пенсий, отчислений в социальные фонды. Субъективная причина его существования заключается в личной заинтересованности руководителей предприятий.

Указ о снижении бартера будет работать в связке с указами о едином фиксированном налоге и реструктуризации долгов, которые выводят сельхозпроизводителя из тени, а значит, устраняют объективные причины существования бартерных операций. Знаете, административным путем решить проблему отказа от бартерных операций сложно. И вообще, «запретить - не пущать» - эффективность таких мер очень невысока, но они необходимы. Фискальные меры, скажем, по ограничению бартера, должны быть. Понятно, что в стране кризис неплатежей, но субъекты хоздеятельности не должны забывать, что теперь лишь 25% операций можно осуществлять по бартеру, и каждый месяц этот процент нужно снижать. Так что указ Президента по этой проблеме непременно даст положительный эффект.

- Мы с вами обсудили сейчас документы, которые сегодня у всех на устах. И все же хотелось бы услышать - существует ли в природе целостная концепция развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности на ближайшие пять- десять лет?

- Концепция - есть: подписан указ Президента о концепции развития агропромышленного комплекса. Более того, еще два года назад правительством по представлению нашего министерства была рассмотрена концепция развития АПК до 2010 года. К сожалению, Верховная Рада не успела ее рассмотреть. На сегодня уже подготовлены программа развития экономики Украины до 2000 года и прогноз до 2010 года. Они рассматривались Кабинетом министров, сейчас уточняются и будут представлены Верховной Раде. И там один из разделов также посвящен путям развития агропромышленного комплекса. Должен подчеркнуть: только для реализации указа Президента о концепции развития АПК нам необходимо подготовить до 70 правовых актов.

Направления развития АПК обозначены на ближайшие 10 лет. Это, во-первых, технико-технологическое обновление, во-вторых, - создание рыночной инфраструктуры, в-третьих, - создание финансово-кредитного механизма, в-четвертых, - ипотека земли, в-пятых, - завоевание внешних рынков. Механизм решения этих проблем достаточно сложен, многоступенчат: принятие закона - подзаконный акт по его реализации - преломление акта на региональном уровне.

- Господин министр, какой видится роль Министерства АПК в реализации всей этой программы?

- Хочу сразу оговориться: министерство экономикой управлять не должно. Есть сегодня корпорации, объединения по интересам - Укрптицепром, Укрживотноводпром, Укрсахар, Укрхлеб, технологически объединяющие товаропроизводителей; совсем недавно была создана Украгротехиндустрия - корпорация, которая объединила машинно-технологические станции всей страны. Вот на ком держится технологическое обеспечение отраслей, подотраслей, продовольственных подкомплексов.

К примеру, мы с вами выращиваем табак. Нам интересно встречаться? Конечно. «Какой у тебя вырос табак?» - «Такой». - «А что ты делал?» - «То, то». - «Слушай, а тебе мешает закон такой-то?» - «Мешает». -«Так давай ставить вопрос. Давай аргументы, пусть министерство выходит с инициативой в Кабмин, в администрацию Президента». Вот в чем роль министерства. Оно должно опираться на эти профильные структуры, оставляя за собой право экспертной оценки интересов этих ассоциаций, корпораций и представления этих интересов, если они отвечают общегосударственным, в органах исполнительной власти. Министерство должно генерировать законодательную базу и, используя возможность законодательной инициативы правительства, добиваться принятия нужных законов. Оно должно быть центром рождения политики отрасли, создавать правила игры, при которых все могли бы играть нормально.

Вот такой я вижу модель министерства. А что касается того, когда эта модель заработает на полную мощь, скажу: сегодня это невозможно. Сегодня мы вынуждены консолидировать у себя административные функции, необходимость в которых в будущем отпадет. Потому что все мы - дети вчерашнего дня, и поэтому я нынче не стесняюсь позвонить в область и спросить, как идут дела, переговорить с руководителем отрасли в регионе, что-то подсказать, может, и покритиковать, ведь у нас еще не работают экономические механизмы регулирования в АПК. Есть еще личностный фактор: привык человек, что его все время подгоняют, и ждет порой, чтоб подтолкнули сверху, подстегнули. Это - реальность. Можно много рассуждать, что этого делать нельзя, что это - вчерашний день и т.д., и т.п., но если я вижу, что руководителя надо погонять, я погоняю.

Что сегодня я отчетливо ощущаю как руководитель отрасли - это нехватку в АПК профессионалов на всех уровнях. Кадрами в последние годы мы занимались плохо, особенно управленческими. В регионах много работников в возрасте, а следует опираться на молодых, людей незакомплексованных, незаангажированных, хорошо подготовленных. Т.е. мы уже уходим от расхожего принципа подбора кадров на местах, когда кандидат на должность руководителя в АПК непременно должен пройти ступеньки от рядового механизатора до менеджера районного или областного масштаба. Теперь самое главное - информация. Я сегодня окончил университет, я умею работать на компьютере, могу войти в любую информационную систему и знать все. Я не стоял на сеялке, да и зачем мне это надо? А вот надо узнать состояние рынка, что нового в селекционной работе и так далее... Человек, который обладает информацией, владеет миром.

- Мы уже говорили об ипотеке, которая предполагает движение земли от одного хозяина к другому. А вот скоро ли земля в нашей стране станет полноценным товаром и нужно ли это вообще?

- Земля, как и все остальное, есть товар. Это не зависит от чьего-либо желания считать ее таковой или нет. Товар этот может принадлежать государству, но все равно земля - товар. Это - капитал. Это - основное средство производства. Как станок, как трактор, как болванка... Это нужно знать и понимать.

Есть объективные экономические законы, которые никто не в состоянии отменить, ни с какими политическими взглядами. И если мы их нарушаем, то они мстят нарушителям. Однако хочу подчеркнуть, что дискуссиями о том, быть или не быть рынку земли в Украине, мы пытаемся увести целую категорию людей в сторону и в политических спорах забываем об экономике.

На мой взгляд, сегодня мы должны быть четко сориентированы на Конституцию, где речь идет лишь о частной и государственной собственности на землю. Никакой коллективной формы собственности Основной Закон не предполагает. Нам необходимо помнить, что земля должна принадлежать тому, кто на ней работает, он и должен ее покупать. У нас еще, к сожалению, такого слоя населения нет, его нужно создать, нам надо вырастить своего куркуля, если хотите, хозяина, способного купить эту землю.

Когда это будет - через пять-семь лет? Вот тогда можно будет говорить о полноценном рынке земли. Ну, а как сделать, чтобы земля уже сегодня работала? Да так, как я уже сказал: мы должны создать условия для движения земли через ипотеку.

- Вы уже коснулись, господин министр, темы внешних рынков. Мне бы хотелось поговорить о рынке российском, на котором наша страна в последние годы резко сдала позиции. Известно, что Россия была всегда крупнейшим потребителем украинского сахара, животноводческой и другой сельхозпродукции. Что делается для того, чтобы украинские производители вернули утраченное?

- В этом году в апреле министерство провело с правительством Санкт-Петербурга рабочую встречу, создало там свое постоянное представительство. Была организована выставка-ярмарка, в которой участвовали 75 пищевых предприятий Украины. Сегодня в Северную Пальмиру уже пошли товарные потоки - кондитерские, ликеро-водочные и так далее. Есть договоренность с правительством Санкт-Петербурга о расширении сферы нашей деятельности.

Ассоциация «Хлеб Украины» открыла свои представительства в России, Белоруссии, Азербайджане, Грузии. Сейчас мы работаем со Смоленской и Кемеровской областными администрациями, созданы предпосылки для выхода нашей продукции на рынок Бурятии, других регионов России. Таким образом внедряемся не через федеральную власть, так как в России нет Госплана, Госснаба, к которым можно обратиться и они дадут «цэу» брать украинские товары.

Необходимо идти непосредственно на оптовые региональные рынки и там работать. Это дело сложное, многотрудное, ведь нужно не только заполнить свободные ниши своими товарами, но и вытеснить конкурентов с уже занятых ими секторов сельхозрынка. Я уверен твердо, что наша животноводческая продукция найдет свой путь в Россию, с зерном - проблема, а животноводческая найдет, да и плодоовощная тоже. Как видите, мы с Россией сегодня налаживаем торговое сотрудничество, восстанавливаем утерянные позиции, с прицелом на наращивание объемов поставок в дальнейшем.

- В разгаре жатва колосовых. Есть ли надежда на большой хлеб-98?

- «Большой» - это какой?

- Ну, скажем, 40 миллионов тонн зерна...

- 40 миллионов тонн зерна не получится. Читатели должны знать, что из-за погодных условий пять областей страны - Сумская, Харьковская, Полтавская, Донецкая, Луганская и часть районов Днепропетровской потеряли яровые зерновые, они просто сгорели. Температура воздуха достигала +39 градусов, на почве было +67, такая температура была последний раз в 1954 году, и яровые культуры - ячмень, горох, овес не выдержали. Поэтому боремся за уровень прошлого года и, если мы его достигнем, это будет большая наша победа.

- Возвратимся, если вы не возражаете, от текущих проблем к стратегическим. Нужна ли комплексная протекционистская политика государства по отношению к АПК Украины?

- Однозначно - нужна. Протекционистская государственная политика в отношении потенциально экспортной отрасли экономики, каковой и является сельхозпроизводство и переработка, есть одно из условий существования этого государства. Поэтому мы работаем над тем, чтобы защитить внутренний рынок от экспансии зарубежных продуктов питания, это во-первых. Второе - протекционизм будет проводиться и в сфере технико-технологического обеспечения. Возможно, в форме введения жестких квот на ввоз новой импортной техники, ограничений на создание совместных предприятий по производству тракторов, комбайнов.

Однако... любая протекционистская политика должна базироваться на нормальном бюджете. Увы, мы имеем сегодня несколько иную картину. Поэтому протекционизм должен заключаться не только в поддержке цен и доходов товаропроизводителей, но и обязательно в поддержке цен и доходов рядовых покупателей. То есть если мы какую-то цену будем недобирать, государство должно компенсировать потери селянам.

- И в заключение. Вы верите, что лет эдак через десять поедете в Америку как частное лицо и окажетесь на чикагском оптовом продовольственном рынке, где будут фрукты и овощи со всего мира и, в частности, клубника, выращенная в Украине, скажем, в Глевахе, что в 40 километрах от Киева?

- Я верю, но только прежде всего там будут продаваться наша кукуруза, наша продовольственная пшеница, наш подсолнечник. Это - нормально. А в перспективе - почему бы и не клубника? Почему клубника должна быть из Аргентины или Калифорнии, а не из Глевахи? Наша клубника будет вкуснее, чем калифорнийская, это я гарантирую.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК