КОНТРОЛЬ ПУЩЕ НЕВОЛИ

10 июля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 28, 10 июля-17 июля 1998г.
Отправить
Отправить

Если вы, владелец груза или водитель большегрузного автомобиля, решили воспользоваться услугами Ильичевской паромной переправы, то наберитесь терпения, а главное, запаситесь солидным запасом наличности...

Если вы, владелец груза или водитель большегрузного автомобиля, решили воспользоваться услугами Ильичевской паромной переправы, то наберитесь терпения, а главное, запаситесь солидным запасом наличности. Но и это не гарантирует от того, что после двух-трех дней, потерянных в порту, у вас не пропадет охота возить грузы таким маршрутом.

Первая в Украине автопаромная линия открылась в 1994 году и связала порт Ильичевск с турецким портом Дериндже. Путь для большегрузных автомобилей (TIR) был открыт. Работа парома сулила поток транзитных и импортных грузов и, соответственно, приток средств в государственную казну. Ильичевский порт как следует подготовился к приему иностранных гостей: были построены два досмотровых комплекса для одновременного оформления автомашин, следующих как с импортным, так и с экспортным грузом. Судоходным компаниям, осуществляющим перевозки на данных линиях, предоставили льготы в виде скидок по портовым навигационным и грузовым сборам.

И поток хлынул. Только с увеличением денежного почему-то сокращался грузовой.

Почему? Да ничего по украинским меркам сверхъестественного. Просто всевозможными ведомственными актами механизм оформления документов был усложнен настолько, что в ожидании получения различных подтверждений, ответов на запросы, гарантийных писем, согласований с вышестоящими инстанциями регионального и государственного уровня автомашины, в том числе и со скоропортящимися грузами, простаивали в порту по нескольку суток. А если к этому добавить еще получение разрешений, проставление печатей, штампов, которых в товарно-транспортной накладной должно быть аж шесть...

Во-первых, - и это закон - необходимо пройти пограничный контроль и таможню. А далее... Груз, следующий в Украину, подлежит обязательному отбору проб для проведения лабораторных анализов на выявление солей тяжелых металлов и радиационного контроля. Плата за услуги санстанций колеблется от $86 до $186, в зависимости от наименования груза. Если груз транзитный, то взимается только плата за проведение радиологического контроля - $7 с каждой автомашины. Интересен тот факт, что раньше этот контроль бесплатно проводили пограничники на уникальной аппаратуре. Однако Минэкобезопасности, вероятно, учуяв источник доходов, взяло эту функцию на себя.

За оформление фитокарантинного сертификата с вас возьмут еще от $4 до $20 с каждого наименования продукции. Следует отметить, что груз, следующий в Украину (апельсины, гранаты, помидоры), не выпускается без проведения фумигации (обработки газом). Так как условий для этой процедуры нет ни на территории паромного комплекса, ни в порту, фумигация проводится только на бумаге, но с взиманием платы за каждое наименование груза по так называемым «договорным тарифам». За экологический контроль требуется заплатить еще от $25 до $160, да еще за ветеринарный - за каждое наименование по $20...

Но и это еще не все. За использование дорог Одесской области иностранцам необходимо заплатить, во-первых, украинскому Союзу международных автоперевозчиков («Укринтеравтосервис») - от $5 до $180. И во-вторых, областному отделению этой организации - от $30 до $130. Если требование одесситов еще объяснимо, то сбор украинского СМАПа фактически является вторым налогом.

Ильичевский порт взимает с транзитных автомобилей только плату за брокерские услуги по изготовлению транзитных таможенных деклараций, и она, по сравнению с указанными выше затратами, невысока - от $6 до $31. Плюс еще плата за простой автомашин в порту (по $6 в сутки), которая идет на содержание территории и коммуникаций.

Как видим, для того чтобы выехать из порта, необходимо иметь сумму от 180 до 700 долларов. Тот, кто думает, что все эти деньги поступают в государственную казну и порту, глубоко заблуждается. Только от 50 до 110 долларов из них взимается согласно постановлениям Кабинета министров. Остальные же средства поступают в карман коммерческих организаций. Типичным примером является СП «Эколог» при Государственной инспекции охраны Черного моря. Оплата услуг этого СП во много раз превышает тариф, установленный для госинспекции. И таких СП, хозрасчетных предприятий, присосавшихся к паромному комплексу, много. А уровень их тарифов определяется ведомственными либо местными инструкциями.

Самое интересное - и на это неоднократно указывали турецкие судоходные компании, - что многие из описанных выше сборов не взимаются в портах Скадовск и Евпатория. Зарубежные перевозчики удивляются: как это государственные службы могут собирать деньги за свои услуги в одном порту и не собирать в другом? Но удивление быстро уступает место разочарованию, а автомашины, следующие транзитом в страны СНГ или Европы, все чаще идут в обход Украины, о чем свидетельствует увеличение грузопотоков через порты Триест и Новороссийск и снижение в три раза грузопотока через Ильичевский порт.

Сам порт решить эти проблемы не в состоянии. Поэтому Министерство транспорта обратилось к правительству с предложением утвердить единую для всех портов упрощенную схему пропуска автомашин и запретить коммерческим предприятиям осуществлять функцию контроля. Но самое главное, Минтранс предлагает взимать постоянную сумму (без дифференциации по виду груза и дальности перевозки), которая потом распределяется банком между контрольными службами. Изучается и опыт соседних стран, где также действуют паромные переправы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК