После того как «ЗН» 21 ноября 1996 года публично «огласило» спор о выборе авиатехники для национальной авиакомпании - «Boeing» или «Airbus Industriе»? - редакция получила дополнительную информацию от фирмы Simat, «Helliesen Eighner Inc.» (SH&E). Мы признательны г-ну Девиду Трайтелю за предоставленную возможность разъяснить читателям «ЗН» некоторые нюансы, связанные с выбором самолетов для «Авиалиний Украины», располагая доводами экспертов обоих проектов, предлагаемых Украине.
Американская фирма SH&E была приглашена авиакомпанией «Авиалинии Украины» (вместе с двумя другими организациями, включая «Brian M.Freeman Enterprises»), для проведения независимой и объективной оценки и анализа двух самолетов, оказания содействия в проведении переговоров и помощи в организации финансирования программы модернизации. Обязанности фирмы - помочь авиакомпании и украинскому правительству принять наилучшее решение по заказу самолетов, учитывая все факторы.
Соответственно, SH&E провела оценку технических данных и возможностей самолетов, эксплуатационных расходов, заказных цен на самолеты, пакетов поддержки от производителей и предложений по финансовой помощи в оборотном капитале, необходимом для их эксплуатации.
По мнению SH&E, технические возможности и пассажировместимость самолета Боинг-767 лучше подходят для трансатлантических полетов «Авиалиний Украины». Предложение концерна «Airbus» требует первые два года эксплуатировать использованные самолеты А-310, пока А-330-200 не станут доступными на рынке. Самолет А-310 не имеет технической возможности по дальности, чтобы выполнять беспосадочные полеты из Киева в Нью-Йорк без ограничения количества пассажирских мест. Самолет А-330 - слишком большой для ожидаемого объема рынка.
По мнению экспертов SH&E, эксплуатационные расходы и цены в предложении концерна «Boeing» приведут «авиалинии Украины» к более прибыльным полетам по сравнению с предложением концерна «Airbus» по самолетам А-310/А-330.
SH&E представила проект анализа и заключений в «Авиалинии Украины» перед встречей, состоявшейся 18 и 19 ноября 1996 года, в котором рекомендовала принять предложение концерна «Boeing» по перечисленным выше причинам. Но уже 19 ноября 1996 года концерн «Airbus» улучшил свою программу, предложив «Авиалиниям Украины» расширенный пакет финансовой поддержки для перехода на новую технику. Этот финансовый пакет обеспечивал достаточно оборотного капитала, чтобы «Авиалинии Украины» смогли начать полеты на новой технике без привлечения финансовых средств от правительства или других источников.
Поэтому SH&E заключила, что это сделало предложение концерна «Airbus» более привлекательным.
SH&E также пришла к выводу, что необходимо продолжать переговоры с обоими производителями, так как эксперты считают, что оба предложения могут быть улучшены в ходе дальнейших переговоров.
По мнению экспертов SH&E не существует никаких юридических требований по обязательному замещению самолета ИЛ-62 в апреле 1997 г.
Кроме того, концерн «Boeing» указал, что также намерен улучшить свое предложение и сгладить некоторые вопросы, касающиеся оборотного капитала, необходимого для перехода на его самолеты. Такое развитие событий может вполне привести экспертов к изменению окончательных рекомендаций и заключений.
А тем временем, считают в SH&E, конкуренция в процессе выбора самолета уже принесла много выгод для «Авиалиний Украины». Цены на самолеты, предложенные обоими производителями, значительно снижены. Пакеты поддержки и содействия украинской авиакомпании улучшены. Капитал для поддержки и развития авиационной индустрии Украины определен. Фирма «Brian M.Freeman Enterprises» согласилась закупить самолеты и обеспечить финансирование таким образом, чтобы «Авиалинии Украины» смогли получить новые самолеты.