КОНЧАЙ БАЗАР

13 июня, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 24, 13 июня-20 июня 1997г.
Автор
Отправить
Отправить

Даешь забастовку Когда в позапрошлый четверг запорожцы, привыкшие пользоваться услугами крупней...

Автор

Даешь забастовку

Когда в позапрошлый четверг запорожцы, привыкшие пользоваться услугами крупнейшего в городе центрального вещевого рынка, вдруг не обнаружили привычного товарного изобилия на прилавках, это их несколько удивило. На следующий день подобные чувства испытали посетители других рынков. Затем наступили суббота, воскресенье, а базарные прилавки продолжали пустовать. К этому времени город уже знал о том, что торговцы объявили забастовку. Стала известна и причина, вызвавшая данную акцию протеста. Таковой, по словам предпринимателей, стали попытки налоговой администрации применить санкции в связи с нарушением требований приказа о ведении торговцами товарно-кассовых книг (ТКК).

Совместный приказ №48/53 «Об утверждении формы товарной кассовой книги и порядка регистрации и ведения товарно-кассовой книги при расчетах наличностью в сфере торговли, общественного питания и услуг» 25 февраля 1997 года подписали заместители министров финансов и статистики А. Литвин и В. Арендар и зарегистрирован в Минюсте 14 апреля 1997 года. Пункт первый документа гласит: «Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности и граждане - субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют расчеты с потребителями в сфере торговли, общественного питания и услуг за наличность, обязаны проводить расчеты с потребителями через надлежащим образом зарегистрированные электронно-кассовые аппараты, обязательно выдавать потребителю кассовый чек, а во время выхода из строя ЭККА или на период временного отключения электроэнергии - письменный документ, удостоверяющий факт покупки товара, предоставления услуги». Осуществление расчетов без применения ЭККА разрешено, в частности, гражданам - субъектам предпринимательской деятельности, не являющимся юридическими лицами. При расчетах с потребителями они должны использовать товарно-кассовую книгу.

Упомянутый документ был опубликован в газете «Урядовий кур'єр», следовательно, согласно действующим процессуальным нормам, вступал в силу через десять дней после обнародования. За это время торговцы обязаны были приобрести книгу, пронумеровать и прошнуровать в ней листы и представить ТКК для регистрации в финансовый орган по месту жительства. Помимо заявления об осуществлении данной процедуры им надлежало представить семь копий ранее выданных свидетельства, справок, разрешения, патента, договора, лицензии. Наряду с этим данные о движении товаров и наличности должны, как и прежде, фиксироваться в книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом Государственной налоговой инспекции от 21.04.93.

Однако возмущение торгового люда вызвала не столько процедура оформления книги и отведенные на нее сроки, как пункт 12 упомянутого приказа, предусматривающий следующий порядок ее ведения: «стоимость товаров, которые поступают в хозяйственную единицу, записываются в книгу сразу после их приема». Не располагая внятными разъяснениями, предприниматели расценили это как полное упразднение общепринятого принципа рыночной сделки, поскольку торг между продавцом и покупателем становился не то что неуместным, а попросту невозможным. И вместо торговли на базарах начались митинги, которые породили не только пикеты, препятствующие поползновениям на штрейкбрехерство, но и организационные структуры по защите прав предпринимателя. И хотя угроза штрафов исчезла столь же скоро, как и возникла (из Киева поступило указание временно не применять санкции за отсутствие ТКК), это не погасило искру недовольства. Копившиеся до поры до времени проблемы торговцев были обобщены в требованиях, выдвинутых властям.

- Контроль налоговиков за выполнением приказа сродни действиям слона в посудной лавке, - говорил от имени коллег частный предприниматель Игорь Валюнин, кстати, имеющий за плечами два высших образования. - Вы можете назвать хотя бы одно предприятие, которое платит налоги наперед? А мы по требованию налоговой администрации обязаны их перечислять авансом за квартал. Но ведь прежде чем получить доход, товар надо реализовать, а перед этим его закупить, то есть понести определенные затраты, которые зачастую невозможно подтвердить официальными документами. Вот и приходится принимать условия налоговой администрации, согласно которым на затраты списывается 25 процентов валового дохода. Получается, мы должны купить вещь за 5 гривен и продать ее за 15. Но это же абсурд. Тем не менее, он заложен при определении сумм, с которых взимаются отчисления НДС и в Пенсионный фонд. А ведь на рынок большинство из нас пришло не из-за горячей любви к торговле, а потому, что лишились работы, возможности обеспечивать свои семьи. И от государства мы не требуем ни помощи, ни льгот, наоборот - пополняем бюджет, а «в знак благодарности» нас душат все новыми и новыми платежами, разрешительными документами, которые сводят наше занятие к убыточному, а потому - лишенному всякого смысла. Сначала для занятия предпринимательской деятельностью требовалось только свидетельство. Затем была введена лицензия, для получения которой независимо от имеющегося образования требовалось пройти платные курсы в ПТУ. Копия лицензии вроде бы должна выдаваться бесплатно, однако контролирующие органы требуют ее нотариального заверения, а это 8-10 гривен дополнительных расходов. И получается, что формально закон вроде бы и существует, а каждый отдельно взятый чиновник волен трактовать его по собственному усмотрению. Скажем, захочется инспектору, он может изъять документы, не составив при этом акт, может учинить обыск личных вещей, оскорбить, унизить. И подчас такое случается по два-три раза в день, когда с проверками являются сотрудники разных налоговых администраций. Это по их же словам называется: «У нас на вас облава».

Я, конечно, не настолько наивен, чтобы не понимать естественной неизбежности предпринимательского недовольства по поводу любой формы контроля и вовсе не склонен возводить мотивы их протеста в абсолют. В конце концов, просто не вправе представлять проблему на базе только одной из точек зрения. Именно этим и были вызваны попытки получить комментарии по поводу акции протеста в официальных инстанциях. К сожалению, с председателем областной налоговой администрации поговорить не удалось, в связи с тем, что она находилась в отпуске. Заместитель сослался на неосведомленность в сути конфликта из-за пребывания в командировке. Желаемого результата не принес и звонок в городскую налоговую администрацию. Впрочем, этот эпизод стоит детализировать. Звоню. Представляюсь. Прошу секретаря соединить с председателем. Прошу прокомментировать ситуацию, сложившуюся на рынках, и вместо ответа выслушиваю упреки в некорректном поведении, мешающем проведению планерки. Последующие звонки были безрезультатными, поскольку ни в назначенное время, ни час спустя г-жи Коваленко застать не удалось.

Хочу сразу внести ясность: дело вовсе не в уязвленном профессиональном самолюбии, поскольку за без малого два десятилетия журналистского стажа я уже научился не делать трагедии из отдельных проявлений неадекватной реакции должностных лиц во время выполнения служебных обязанностей. Намного важнее другое: если чиновник позволяет себе подобную форму общения по отношению к журналисту, то на что может надеяться рядовой предприниматель? Хотя к чему риторические вопросы. Ограничусь лишь одним, но, к сожалению, не единичным примером, рассказанным председателем инициативной группы предпринимателей Вознесеновского рынка, депутатом Запорожского горсовета Ольгой Терещенко.

- Ко мне поступили три заявления от предпринимателей в связи с вымогательством взяток работниками районной налоговой администрации. Ответа на мой запрос в установленные законом сроки не последовало. Спустя два месяца, после повторного обращения, я получила письмо на официальном бланке без указания исходящего номера документа. Начальник районной налоговой администрации сообщила, что один из инспекторов, о которых шла речь в заявлениях, уволен. То ли по собственному желанию, то ли в связи с переходом на другую работу или все же за злоупотребления - до сих пор неизвестно...

Совместный приказ, рожденный в недрах двух министерств и вызвавший забастовку на запорожских рынках, предоставляет право контроля за соблюдением порядка ведения товарно-кассовых книг Государственной налоговой администрации, Государственному комитету по делам защиты прав потребителей, Государственной инспекции по контролю за ценами Минэкономики, МВД и их органам на местах. Можно себе представить как «бойко» пойдет торговля, когда сотрудники этих автономно работающих организаций займутся проверками. И проводить-то их будут вовсе не для того, чтобы пожурить нарушителей, а с вполне определенной целью. Она-то как раз изложена в приказе, в отличие от других моментов, довольно четко и недвусмысленно. И пункт 19 документа (убедитесь сами) стоит того, чтобы процитировать его полностью: «За нарушения субъектами предпринимательской деятельности порядка проведения расчетов с потребителями, установленного статьей 1 закона Украины «О внесении изменений и дополнений в закон Украины «О применении электронно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг при расчетах с потребителями в сфере торговли, общественного питания и услуг», по решению Государственной налоговой администрации Украины, государственных налоговых администраций Республики Крым, областей, районов, городов и районов в городах взыскиваются в местный бюджет по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности финансовые санкции в размерах, определенных статьей 6 указанного закона Украины, в частности:

- от 10 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан в случае проведения расчетов с потребителями за наличность без применения товарно-кассовой книги или в случае нарушения установленного порядка применения товарно-кассовой книги;

- от 20 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан в случае повторного нарушения установленного порядка применения товарно-кассовой книги, выявленного в течение календарного года после предварительной проверки».

Из множества вопросов, порождаемых этими строками, ограничимся всего лишь одним. Интересно, авторы отдавали себе отчет в том, что столь широкий штрафной диапазон (170-1700, 340 - 3400 грн.) создает весьма благоприятные предпосылки для злоупотреблений корыстного характера?

К чести городских властей следует заметить, что они не ушли в сторону от волны предпринимательского протеста и не воспользовались дежурной отговоркой, дескать, приказ-то не мы составляли и не в нашей компетенции его отменять. Попытки найти конструктивный компромисс с бастующими предпринимались с первого дня акции. В итоге со вторника значительная часть торговцев занялась привычным делом.

- С экономической точки зрения, пожалуй, нет оснований говорить о том, что бюджет понес потери из-за непоступления от рыночных сборов, - высказал свое мнение председатель Запорожского горсовета Александр Головко. - Скорее всего, мы получили обратный эффект, поскольку товарооборот в организованной торговле возрос в два, а то и в пять раз. Однако о выигрыше это, увы, не свидетельствует, поскольку моральный и социальный урон от происшедшего намного ощутимее.

Пока городские власти и предприниматели сошлись на том, переговоры, касающиеся проблем, обнаженных забастовкой, будут продолжены. Контролирующие органы ждут указаний из Киева.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК