Это в песенке все так мило и трогательно. Поскольку поют в ней не об украинской железной дороге: на наших рельсах правда суровее...
Вы никогда не фрахтовали товарный вагон? Не буду рассказывать, с какими проблемами сталкиваются те, кому приходится «выбивать» «порожняк». Будем считать, что эту преграду мы успешно преодолели, и желанный товарный вагон, в соответствии с поданной заявкой, ждет вас на отстое. То есть рефрижератор — для мяса, хоппер — для сыпучих товаров, тех же семян подсолнечника или муки. Вы уверены, что под пшеницу вам не подадут товарняк, из которого только что выгрузили цемент, а под масло — цистерну из-под нефти, правда? И я о том же. До такой наглости «Укрзалізниця» еще не опустилась. Зато в другом железнодорожное ведомство превзошло всех.
Речь идет о сплошной «стерилизации» товарных вагонов перед загрузкой, а проще — их обеззараживании. Чтобы придать этой операции общегосударственное значение, Министерство транспорта привлекло к ней даже Министерство здравоохранения. И уже вместе они выкуривают из вагонов микробов, червей, мышей и крыс. Причем препаратами, вовсе не предназначенными для этих целей и не совсем «толерантными» по отношению к нашему здоровью.
Если вам посчастливилось стать товарным клиентом «Укрзалізниці», прежде всего ознакомьтесь с ее уставом. Вчитайтесь в статью 31: «Железная дорога обязана подавать под загрузку исправные, пригодные для перевозки соответствующего груза, очищенные от остатков груза, мусора, реквизита, а в необходимых случаях — продезинфицированные вагоны и контейнеры». То есть средства на обеспечение этой пригодности уже включены Тарифным руководством №1 в провозные платежи и дополнительные сборы.
Между тем в начале ноября 2003 года товароотправителей ошарашили новой «услугой» «Укрзалізниці», а именно — обязательным обеззараживанием вагонов за... счет клиента. Только после уплаты 204 гривен (с начала нынешнего года — 220 грн.) обработанный вагон передавали заказчику.
Этому нововведению предшествовала кропотливая «маркетинговая» работа в железнодорожном и «оздоровительном» ведомствах. 15 июля 2003 года Минтранс издал приказ №533 «Об утверждении инструкции о проведении на железных дорогах Украины работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации пустых вагонов и контейнеров, предназначенных для перевозки пищевых продуктов и продовольственного сырья», согласованный с Министерством здравоохранения. Прежде чем распространить «новшество» на все стальные магистрали страны, на Львовской железной дороге апробировали пилотный проект. По выводам ее руководства — довольно успешно, поскольку со временем специальные санитарные подразделения расквартировали на всех направлениях. Дочернее предприятие «ХимЭкспресс» — на Приднепровской железной дороге, ДП «Агроконтроль» — Юго-Западной, ДП «ДезТранс» — Одесской, ДП «Укргалдезинфекция» ООО «Марза Трейд Лимитед» — Львовской, ДП «Эко-Сан» — Южной, ДП «Спецобработка» — на Донецкой железной дороге. Немалая семейка! Но шесть «дочек» вовсе не брошены на произвол судьбы: оффшорные «мамаши» заботятся о них исправно.
Если бы товарные вагоны обрабатывались для того, чтобы снять угрозу «возникновения и распространения инфекционных болезней и массовых отравлений среди населения», а вместе с тем — и предотвратить «распространение вредителей запасов», я был бы обеими руками «за». Но... Усердие Минтранса при коллегиальном согласии Минздрава никак не стыкуется с законами Украины, датированными 1994 годом, — «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и 1997-м — «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья». Оба документа четко определяют термины «пищевой продукт» и «продовольственное сырье». Пищевой продукт — любой продукт, который в натуральном виде или после соответствующей обработки употребляется человеком в пищу или для питья; продовольственное сырье — продукция растительного, животного, минерального, синтетического или биотехнологического происхождения, используемая для производства пищевых продуктов, и в конечном итоге употребляемая человеком в пищу или для питья.
Указанные законы чиновники из Минтранса трактовали по-своему. Поэтому в «Перечень грузов, которые перевозятся в продезинфицированном подвижном составе» (приложение к пункту 2.1 приказа №533) попали: продукты мукомольно-крупяной промышленности, к которым относятся отруби пшеничные и ржаные, рассыпные и гранулированные, которые продовольственным сырьем или его подобием никак не назовешь, поскольку это — фураж; готовые корма для скота и птицы; табак и промышленные заменители табака. Относительно последнего компонента статья 2 Закона Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» декларирует: «Действие этого закона не распространяется на пищевые продукты и продовольственное сырье, содержащие генетически модифицированные компоненты, а также на табак и табачные изделия». Собственно, и здравый смысл подсказывает, что человек в полном уме не употребляет их в пищу или для питья.
Чего не скажешь о соли. Ее тоже железнодорожники записали в «группу риска» и требуют перевозить в «простерилизованных» вагонах. Хотя, по моему мнению, кто ее употребляет в немерянных объемах? Моль, тля, тараканы? Или же мыши с крысами? Наоборот, соляные выработки, учитывая почти стерильную атмосферу, переоборудовали под государственные стратегические хранилища провианта. И мелких грызунов с выводками, смею заверить, там не увидишь.
Да бог с ними, мышевидными... Подумаем о себе, нашем здоровье! Чем же «дезодорируют» вагоны? Рекомендованными главным государственным санитарным врачом железнодорожного транспорта Украины препаратами «Арриво» американской корпорации FMC и «Дезэффект» производства ЗАО «Украинский научно-производственный центр проблем дезинфекции». Последний также завозят из США в виде концентрата, а мы только разбавляем водой. Продукт американской фирмы Liqua-Tech Industries Inc. известен в медицинских кругах как Украины, так и России еще с 1996 года. После двух лет экспериментов и исследований в России его зарегистрировала непосредственно... Liqua-Tech Industries Inc. В последний раз о ней в Штатах вспоминали в сентябре—декабре 2003 года в связи с конфликтом с Агентством по охране окружающей среды США. Итогом рассмотрения стало письменное заверение фирмы уважать тамошнее законодательство.
О том, что оба препарата не такие уж и безопасные, свидетельствует «Временный регламент использования препарата «Арриво», утвержденный главным санитарным врачом «Укрзалізниці». Хотя такой важный документ должен визировать Минздрав. Памятка предупреждает: «При ингаляционном отравлении потерпевшего необходимо вывести из помещения на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение, прополоскать рот и нос водой или двухпроцентным раствором питьевой соды. При попадании препарата в желудок дать выпить пострадавшему несколько стаканов воды или слабый раствор марганцовокислого калия, потом стимулировать рвоту». В редакции FMC Corporation (США) — с точностью до наоборот: «Вывести потерпевшего из зоны поражения на свежий воздух, промыть кожу и глаза большим количеством воды, прополоскать рот, выпить один-два стакана воды. Не давать молока, не вызывать рвоту».
Массовое коммерческое использование «Дезэффекта» в Украине началось недавно, а точнее — после последней ротации министра здравоохранения. Меня старались убедить, что этим препаратом преспокойно моют посуду. Если и так, то хозяйка еще долго промывает после него в проточной воде тарелки, ложки и вилки. Но кухня от вагона отличается тем, что в последнем «Дезэффект», как и «Арриво»... распыляют. Аэрозоль оседает на стенках, с которыми потом контактируют погруженные продукты питания. Хорошо, если они в упаковке. А если это свиные или телячьи туши, зерновые? Стахановский вагоностроительный завод категорически запрещает обрабатывать емкости для перевозки муки препаратом «Дезэффект», поскольку он вредно воздействует на пористый алюминий, из которого сделаны аэраторы — едва ли не самая важная деталь в этой разновидности вагонов. И вообще: есть ли смысл обеззараживать зерновозы, если зерно в них загружают прямо с земли и товарополучатель ссыпает его туда же?
Хорошо, сойдемся на том, что «Дезэффект» — моющее средство, хотя далеко не по карману рядовой домохозяйке, поскольку литр стоит около 28 евро. Почему же тогда он попал в разряд лекарственных препаратов и избежал уплаты НДС? А если «Дезэффект» таковым является, то почему Департамент ветеринарной медицины Министерства аграрной политики запрещает распылять это «лекарственное средство» на подконтрольных ему объектах? Очевидно, что медикаментами здесь и не пахнет, но в них может возникнуть острая потребность. Прежде всего для оказания скорой помощи самим же работникам спецсанподразделений, работающим вслепую. Поскольку во временном регламенте не конкретизируются ни способ обработки «рвотными» препаратами, ни временные сроки допуска людей в продезинфицированные вагоны.
Производитель — FMC Corporation (США) — не рекомендует выходить в поле после обработки «Арриво» в течение трех суток (для механизированных работ) и семи — для ручных. Наши же спецы минимизировали «выдержку» до... 20 минут. То есть сразу после обработки препаратом «Арриво» вагоны подавали под загрузку!
И «угорают» продукты питания, а с ними и люди, от испарений препаратов, которые... не значатся в Государственном реестре Украины как разрешенные для использования в ветеринарии. Более того, «Дезэффект» не внесен в Перечень дезинфекционных средств, которые могут использоваться на территории Украины. Возможно, «химикам» с большой дороги, то есть железной дороги, и невдомек, что есть разрешенный Департаментом ветмедицины отечественный обеззараживающий препарат?
Химическое надругательство над неживыми и живыми продолжается год, под самым носом у Антимонопольного комитета Украины, очень чувствительно реагирующего на термины «монополизм» и «картельный заговор». А тут? Очевидно, застрельщики — не стрелочники, машинисты, и даже не начальники шести железных дорог, а руководители двух государственных ведомств. В сущности, бизнесмены от... государства.
Только в сентябре объемы железнодорожных перевозок зерногрузов нового урожая в направлении морских портов достигли почти 800 тыс. тонн. А это около 13 тыс. «продустованных» вагонов, 220 гривен за каждый... Ничего себе навар за месяц! А товароотправитель, в свою очередь, перекладывает дополнительные расходы на конечного потребителя: от шести до двенадцати гривен на тонне муки, кормах, семенах подсолнечника. И эти «накрутки» в цене хлеба, мяса, подсолнечного масла кабминовцы упрямо ищут в лагере зернотрейдеров, перекупщиков или масложировых комбинатов. Напрасно...
В конце концов, Министерство здравоохранения, хотя и с опозданием, поняло ошибочность некоторых постулатов монопольно-коммерческой затеи и в приказе №239 от 14 мая 2004 года изъяло табак и табачные изделия из разряда продовольственной продукции. Правда, более детально изучив документ «Об утверждении Государственных санитарных норм и правил «Транспортирования продовольственной продукции», понимаешь: регуляторный акт написан ради... спасения одиозного и противоправного приказа №533 Минтранса. Поскольку большинство его положений просто скопированы. Теперь уже «белые халаты» разглагольствуют, что «продовольственная продукция требует особых условий перевозки». А следовательно, «загрузке продовольственной продукции для дальнейшей перевозки предшествует обязательная санитарная обработка, которая является одним из обязательных этапов дополнительной подготовки транспортных средств, состоящих из мер профилактической дезинфекции или дезинсекции, а в необходимых случаях дератизации и дезодорации внутренних емкостей транспортных средств, в которых осуществляется перевозка продовольственной продукции, разрешенными в установленном порядке средствами».
Относительно «особых условий перевозки», то, наверное, чиновники МЗ не совсем понимают язык железнодорожников. В их уставе говорится: «Минтранс вместе с заинтересованными министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, отправителями и получателями в исключительных случаях, когда ввиду особых обстоятельств перевозка отдельных грузов не может быть осуществлена с соблюдением Правил, могут устанавливать порядок перевозки таких грузов на особых условиях. Перевозки грузов на особых условиях осуществляются по отдельным договорам. При этом стороны вправе предусматривать в договорах дополнительную ответственность за исполнение обязательств по перевозке грузов». О чем идет речь, думаю, вы догадываетесь: стратегические, радиоактивные материалы и тому подобное. Тем более, в соответствии с Правилами перевозок, особые условия для продовольственных товаров не предусмотрены. И только для некоторых из быстропортящихся регламентируется обязательная дезинфекция вагонов перед загрузкой.
Апогеем железнодорожно-санитарной солидарности считаю последнее предложение пункта 2.18 упоминавшегося приказа МЗ №239: «Санитарная обработка транспортного средства проводится на основании соответствующих договоров учреждений с грузовладельцами или грузоотправителями, или надлежащим образом уполномоченными ими лицами независимо от их форм собственности и ведомственного подчинения за их счет». Следовательно, этим нивелируется суть статьи 31 Устава железнодорожных дорог Украины, процитированной в начале материала. И игнорируется еще одна норма Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», в которой говорится: «В процессе эксплуатации производственных, бытовых и других помещений, сооружений, оснащения, оборудования, транспортных средств, использования технологий их владелец обязан создать безопасные и здоровые условия труда и отдыха, соответствующие требованиям санитарных норм, осуществлять меры, направленные на предупреждение заболеваний, отравлений, травм, загрязнения окружающей среды».
Поскольку «Укрзалізниця» является владельцем транспортных средств, зарабатывает на них деньги, то именно ей, а не грузоотправителю или грузовладельцу, и следует проводить обязательную санитарную обработку. И уж совсем не в компетенции Министерства здравоохранения определять, кто, за что и в каких размерах будет платить за нее.
Однако даже при всеохватывающем химическом «облагораживании» вагонов «Укрзалізниця» не гарантирует их сохранности. В том, что товарные составы часто доходят до адресатов облегченными, представители фауны не виноваты. Потрошат грузы другие «вредители», воры. Несмотря на то что зерновозы, например, на семи замках — специальных запорно-пломбировочных устройствах семейства «Варта» Винницких государственных железнодорожных мастерских. «Медвежатники» не пытаются при помощи английской булавки открыть номерные колодки. Они точно знают конструкцию вагонов, технологический процесс «отбора» на конкретной железнодорожной станции или перегоне. Ведь не во время движения поезда наглецы высасывают из цистерн солярку или нефть, ссыпают через люки зерно!
Это только в учебнике по математике на пути из пункта А в пункт Б все тихо и спокойно... Безответственность и ценовой беспредел «Укрзалізниці» служат причиной оттока клиентов на другой вид транспортных перевозок — автомобильный, на котором «вредители запасов» пока не прижились. Железнодорожное же ведомство гордится тем, что среди стран СНГ только в Украине проводится тотальная химическая обработка товарных вагонов. Вот только на пользу или во вред нам с вами?
Нас травили дустом и что же? Ведь выстояли?! Правда, кто-то подозрительно покашливает, кого-то тошнит, а кто-то бьется в конвульсиях... Ничего, выживем — сколько той жизни! Рельсы — вдоль, шпалы — поперек.