Еще не совсем осознаны подписантами и наблюдателями результаты и последствия реализации российско-турецкого газового проекта «Голубой поток», а реальные черты уже обретают два других энерготранспортных проекта, которые кардинально изменят существующую карту транснациональных нефте- и газотранспортных магистралей. Речь идет о «каспийском дне» и туркменской «нефтегазовой кладовой».
Для многих специалистов этого бизнеса, а паче для политиков неожиданностью номер 1 в апреле стало официальное (в смысле - публичное) согласие России подписать соглашение с Казахстаном (для начала) о разделе (разграничении) дна северной части Каспийского моря. До сих пор россияне наотрез отказывались признавать Каспий морем, а убеждали все прикаспийские государства в том, что это всего лишь «озеро внутреннего пользования». Позиция России объяснялась очень просто: если Каспий - озеро, то нечего там делить энергокладовые на межгосударственные сектора. Тем более, что в прибрежном к России нацсекторе Каспия, считают эксперты, нефти, например, обнаружено поменьше, чем, скажем, в казахстанском. Тем не менее, в результате долгих споров Россия приняла сложное для нее, но судя по всему весьма тонкое решение: согласившись на разграничение каспийского дна, она оставляет за собой право торговаться с остальными прикаспийскими государствами. И кроме прочего, очевидно, рассчитывает на участие в энергетических проектах прикаспийских соседей. Вполне очевидно, что не считаться с такой «уступкой» россиян их соседи не смогут себе позволить.
Подписание соглашения между Россией и Казахстаном должно состоятся во время ожидаемого вскоре визита Б.Ельцина в Акмолу. Однако это еще не означает, что подобного рода международные документы подпишут, например Азербайджан, Туркменистан и Иран. У каждого государства свои планы на сей счет. Азербайджан, например, потихоньку, но планомерно и успешно «углубляется» в нефтяные кладовые Каспия в своем нацсекторе. К слову, в азербайджанских проектах участвуют и российские компании. Туркменистан, с одной стороны, видимо, не совсем в восторге от ожидаемого российско-казахского соглашения. Но с другой стороны, это может облегчить и реализацию туркменских намерений построить нефтяные и газовые магистрали по каспийскому дну для транспортировки своих энергоносителей в обход России. Во всяком случае, есть основания полагать, что теперь туркменам и россиянам будет легче договариваться.
А то, что Туркменистан настроен серьезно, подтверждается и последними фактами. Например, будучи недавно в США, С.Ниязов имел весьма плодотворные встречи с американскими «нефтяными магнатами», президентом Клинтоном и вице-президентом Альбертом Гором. Плодотворность эта материализовалась в 750-тысячный (в долларах) грант, предназначенный для финансирования разработки строительства энергомагистралей для транзита нефти и газа из Туркменистана в Европу. Деньги, конечно, не весть какие, но это - позиция и начало проекта. Единственным условием американцев есть «неучастие» иранской территории в маршруте. А заодно и «неучастие» российской земли. Судя по всему, Туркменбаши согласился на эти условия, что может означать и окончательное его решение относительно поддержки (или выбора, но не только им) варианта прокладки газопровода - по каспийскому дну до Баку. Американская оценка стоимости проекта (предварительная пока ) - около 2,8 млрд. долларов. Однако большинство сопричастных к проекту стран и компаний признает, что для такого проекта - это оправданные и разумные затраты. Дело за малым - построить. Но вполне вероятно, что на сей счет предстоит еще серия переговорных раундов.