Украина разработала свой вариант транспортировки нефти с месторождений Каспия к портам на Балтийском море.
Как сообщил Агентству нефтяной информации первый заместитель председателя Госнефтегазпрома Украины Владимир Лопатин, каспийское сырье может транспортироваться по маршруту Тенгиз-Баку-Супса-Южный-БродыАдамова Застава-порты Балтийского моря (Гданьск, Росток, Вентспилс).
Проект украинской стороны формально является альтернативным проекту Каспийского трубопроводного консорциума (экспорт казахской нефти через Новороссийск) и проекту расширения нефтепровода Атырау-Самара (дополнительный экспорт 10 млн. тонн казахской нефти в год через систему нефтепроводов «Дружба»).
По мнению украинских экспертов, одной из слабых сторон российских проектов является неизбежное смешение каспийской нефти с российской при ее транспортировке с мест добычи в страны Европы, что понижает качество сырья. Легкие нефти месторождения Тенгиз (Казахстан) и азербайджанских нефтепромыслов характеризуются низким содержанием серы, в то время как российская нефтяная экспортная смесь Urals содержит до 1,8% серы.
Стоимость предлагаемого Украиной проекта транспортировки казахской и азербайджанской нефти к портам Балтийского моря составит 1,3 млрд. долларов. В такую же сумму оценивается строительство нефтепровода Баку-Супса, предназначенного для экспорта азербайджанской нефти через территорию Грузии.
По расчетам украинских специалистов, транспортные затраты по доставке на рынки Северо-Западной Европы одной тонны казахской нефти составят 33-37 долларов, азербайджанской - 25-29 долларов.
Остается надеятся, что украинский вариант найдет поддержку, в том числе финансовую, в странах-потенциальных и реальных транзиторах нефти. В противном случае, этот проект всего лишь дополнит и без того немалый перечень воздушных проектов века. Только и отметились, что на сей раз - украинский.