ИСТОРИЯ С «АВТОЗАЗом»: ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОГО ДЕЛЕЖА

Поделиться
С принятием закона «О стимулировании производства автомобилей в Украине» общественный интерес к отечественному автомобилестроению практически сошел на нет...

С принятием закона «О стимулировании производства автомобилей в Украине» общественный интерес к отечественному автомобилестроению практически сошел на нет. В качестве наиболее вероятных причин напрашиваются две. Либо непосредственные участники процесса и другие заинтересованные лица просто выбились из сил после жарких дебатов, либо в деле машиностроительного ренессанса наконец-то наступила благодатная пора, когда никто и ничто никому и ничему не препятствует. А коль так, самое время соизмерить затраты с конкретным результатом. Таковым, для начала, будем считать возобновление выпуска автомобилей в Запорожье. Пусть не в прежнем объеме, поскольку это нереально, но хотя бы в количествах, позволяющих вдохнуть жизнь в давно застывший конвейер.

Если у иного проницательного читателя подобная постановка вопроса породила упрек в адрес автора: ишь, чего захотел, за один день столь серьезная проблема не решается, спешу его успокоить. Частный максимализм здесь вовсе не при чем. Просто вспомнились публичные заявления руководства «АвтоЗАЗа» о том, что с принятием закона появится реальная возможность возобновить производство «Таврий», выпустив до конца нынешнего года 10 тысяч автомобилей. Договоренность об этом была достигнута в ходе августовских переговоров в Сеуле, определивших, что после окончательного принятия закона о льготах Запорожскому автозаводу будут выделены два кредита: в сумме 55 млн. долларов - для расчета по долгам со смежниками и 23 млн. - для восстановления производства. Под эти средства, по словам руководства автозавода, были разработаны специальная программа и бизнес-план.

Однако еще до того, как депутаты нажали кнопки в пользу тандема «АвтоЗАЗ»-Daewoo, перспектива 23-миллионного кредита улетучилась. Согласно новой договоренности, запорожцам придется рассчитывать лишь на первую сумму, за счет которой следует погасить долги и возобновить производство после минимальной реновации технологий и оборудования, чего не делалось в течение последних трех лет. А спустя некоторое время было обнародовано очередное уточнение: массовый выпуск «Таврий» начнется с 1 марта будущего года.

В данном случае позиция корейской стороны представляется вполне логичной. С учетом складывающейся политико-экономической ситуации в Украине и всеобщей увлеченности предвыборным марафоном, партнеры, судя по всему, предпочитают не торопиться с разворачиванием производства в провозглашенных ранее объемах. Реальность зарубежной инвестиции, вероятнее всего, проявится к началу весны, когда ситуация в стране станет если не определенной, то хотя бы предсказуемой. Поэтому вполне возможно, что 55-миллионный кредит станет финансовым максимумом, на который можно рассчитывать в течение ближайших месяцев. Конечно, в целях сведения риска к минимуму корейцам выгоднее всего было бы обойтись и без него, однако это чревато окончательным развалом интересующих предприятий на протяжении зимы, что повлечет за собой дополнительные затраты на их восстановление.

Остается лишь недеяться, что очередной срок пуска автозазовского конвейера будет окончательным. Хотя как знать, не окажут ли на него влияние новые обстоятельства? Сродни тем, что возникли после получения автозаводом 9 октября с.г. первого 10-миллионного транша кредита от Daewoo. Стоило лишь «корейским» деньгам поступить на заводской счет, как корпорация «Интергаз», которой завод задолжал не только за энергоносители, но и по ранее предоставленному кредиту, обратилась в арбитраж с иском о признании «АвтоЗАЗа» банкротом. Такой поворот на автозаводе расценивают не иначе, как одну из попыток определенных сил воспрепятствовать созданию СП по производству автомобилей, поскольку по ранее достигнутой договоренности погашение задолженности «Интергазу» должно осуществляться поэтапно, согласно разработанному графику.

Так ли это на самом деле или же побудительным мотивом действий трейдера было элементарное желание вернуть свои деньги - можно только догадываться. Впрочем, это не столь принципиально по сравнению с невольными сомнениями насчет того, что подобный сюрприз наверняка не окажется единственным после предоставления правительством конкретных льгот украинско-корейскому СП.

Пока в Запорожье считают, что процесс создания совместного предприятия идет вполне удовлетворительно. Под этим подразумевается не только получение первого транша, за счет которого частично удалось погасить кредиторскую задолженность (в том числе по зарплате своим работникам - по июль) и подготовить автомобильный и моторный заводы к зиме. Создано 10 совместных рабочих групп, которым предстоит заняться модернизацией «Таврии» и формированием концепции деятельности СП. Также разработана программа обучения украинских специалистов на предприятиях Daewoo как в Корее, так и в Европе. За три года планируется переподготовить порядка 6 тысяч работников.

Кстати, у автозаводчан перспектива возобновления производства вызывает не только надежды на перемены к лучшему, но и определенные опасения. Поводом для этого стало распоряжение администрации об аттестации всех работников, что, естественно, дало повод усомниться в благополучном исходе кадрового экзамена для лиц предпенсионного возраста или же не отличающихся богатырским здоровьем. Однако, по словам заместителя генерального директора «АвтоЗАЗа» Николая Ластовецкого, условия аттестации не слишком жесткие и большинство работающих ее пройдут, за исключением тех, «которые недостойны быть в составе СП».

После посещения Запорожья президентом корпорации Daewoo Ким У Джунгом определились и некоторые другие направления бизнеса, представляющие интерес для корейцев. По словам г-на Кима, его фирма намерена вложить деньги в развитие некоторых предприятий металлургического комплекса, а также возвести в городе пятизвездочный отель, бизнес-центр и квартал коттеджей для семей 100 корейских специалистов, которые будут постоянно заняты в совместном предприятии. Под новостройки городскими властями уже предложены лучшие участки в центре города. Но эти планы - все же суть производные главного проекта. Непременным условием подписания учредительных документов и регистрации СП корейская сторона по-прежнему считает принятие украинским правительством документов, определяющих механизм действия принятого закона о льготах. Таковыми, в частности, являются порядок импорта материалов, комплектующих и постановление, ограничивающее ввоз в Украину иностранных автомобилей, бывших в употреблении.

Стоит заметить, что на фоне декларативной борьбы за безоблачное будущее отечественной экономики вообще и автомобилестроения в частности термин «совместное предприятие» воспринимается большинством как нечто само собой разумеющееся. Правда, далеко не каждому известны принципы, на основе которых будет строиться его деятельность. А они как раз небезынтересны. Может быть, поэтому инициаторы создания предприятия предпочитают о них особо не распространяться.

Согласно имеющейся информации, высший исполнительный орган будущего СП возглавит украинский президент (председатель правления) компании (есть предположение, что им станет нынешний генеральный директор автозавода Александр Сотников, не исключается и кандидатура бывшего министра машиностроения и ВПК Валерия Малева). Его первым заместителем станет корейский специалист (возможно, сын Ким У Джунга или один из руководителей Daewoo - Джунг Хо Чой, возглавляющий ныне группу корейских специалистов, работающих на автозаводе). Он же займет должность генерального директора, руководящего работой 10 или 12 исполнительных директоров (поровну с украинской и корейской стороны), которые, в свою очередь, получат статус членов правления предприятия, возглавляемого президентом (председателем).

Следует признать, что данная управленческая структура не отличается особой затейливостью и вполне соответствует принципам паритетности. Гораздо интереснее то, что будущему СП уготован статус закрытого акционерного общества, высшим органом управления которого станет собрание акционеров в количестве десяти человек - поровну от каждой стороны. Иными словами, пять граждан Южной Кореи получат во владение по 50 процентов имущества двух крупных машиностроительных предприятий - Запорожского автомобильного и Мелитопольского моторного заводов. Право распоряжаться оставшейся собственностью получат пятеро наших соотечественников. Кто именно - пока неизвестно. При этом нельзя не учесть, что упомянутое имущество уже принадлежит двум акционерным обществам открытого типа. Следовательно, в результате структурных преобразований собственность каждого из них в натуральном виде формально уменьшится ровно наполовину, а фактически они ее лишатся полностью, поскольку весь имущественный комплекс двух заводов переходит во владение СП, являющегося акционерным обществом закрытого типа.

Но из этого нисколько не следует, что оба АО прекращают свое существование. Напротив, им уготована судьба холдинговых компаний, которые, не имея производственных объектов, могут выступать обладателями пакетов акций других предприятий. Для АО «АвтоЗАЗ», помимо будущего автомобилестроительного СП, таковыми, в частности, являются совместное украинско-канадское предприятие «Таврия-Магна», несколько сельхозпроизводств и бывших спецавтоцентров на территории России и Белоруссии.

Напрашивается закономерный вывод: представители нынешнего управленческого звена и другие заинтересованные лица, для которых проблема дальнейшей карьеры отнюдь не второстепенна, теперь могут не особо беспокоиться по поводу трудоустройства. Как знать, не имел ли данный фактор решающего значения в столь длительном и драматичном процессе определения судьбы автозавода. И было бы, по меньшей мере, наивно полагать, что нынче мы наблюдаем финал...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме