ИРЛАНДСКОЕ РАГУ

Поделиться
(«Неотложные меры по ускорению реформ» вышли в свет) «Папа, что сказали эти кандидаты в доктора?...

(«Неотложные меры по ускорению реформ» вышли в свет)

«Папа, что сказали эти

кандидаты в доктора?»

(В.Высоцкий)

Как уже догадался читатель, распоряжением Президента Украины одобрены «Неотложные меры по ускорению реформ и выведению экономики Украины из кризиса», о которых мы упоминали полмесяца тому назад. «Меры» рассмотрены-одобрены Высшим экономическим советом Президента, Советом регионов, Кабинетом министров, подписаны главой президентской администрации Евгением Кушнаревым и взяты за основу правительственной программы. В общем, много исполнительного народу приложило руку. Видимо, этим обстоятельством и объясняется некоторая эклектичность получившегося в результате документа. Сегодня мы хотели бы познакомить читателя с самыми общими соображениями по поводу «Мер» и некоторыми (вкусными) их кусочками. Детальный анализ предложенного правительством-Президентом отложим, поскольку до сих пор не совсем ясно. Что еще имели в виду авторы неотложного труда.

Три способа принимать меры

Для начала определимся: что у нас есть? Есть обширные «Меры», есть Меморандум правительства по поводу экономической политики на 1997-98 годы, есть два принятых ВР Закона - об НДС и о налогообложении прибыли предприятий. Предполагается также, что есть у нас некий свод из 20 налоговых законопроектов, который Кабмин намерен провести через парламент. Как пояснил вице-премьер Сергей Тигипко, над проектами трудилось очень много рабочих групп - решением премьера, под руководством налоговой, в течение месяца, с участием УСПП. В результате получилось три вида законов: первоочередные, не первоочередные - над которыми предполагается поработать дней 20, и, наконец, изменения к законодательным актам, еще не рассматривавшиеся, но уже необходимые. Очевидно, их необходимость определяется содержанием «Неотложных мер по..», но прежде, чем к нему перейти, приведем частичный ответ на вопрос: а для чего весь этот труд? Господин Тигипко сообщил, что «после самых предварительных подсчетов» выяснилось - эти законы дадут незначительное снижение налогового пресса. О размерах этой незначительности мы поговорим несколько позже. Как и о том, существует ли она в природе.

Наше правительство вообще троицу любит: «Меры» тоже можно разделить на три вида. Первый вид мер - это переписанные набело куски налогово-платежного пакета-97. Этот вид обитает в разделах «Стимулирование зарубежных инвестиций», «Стимулирование малого бизнеса», «Дерегуляция экономики». В «дерегуляции» обнаружен также второй вид мер - а именно, меры, предусмотренные Меморандумом правительства. Изумительно звучит например, такое: «решить вопросы либерализации цен на уголь». Каким образом можно произвести либерализацию цен на продукцию отрасли, сидящей в долгах на дотационной игле и обставленную великим количеством льгот, - действительно большой секрет. Но далеко не все пункты «Мер» сформулированы так таинственно. Если первый вид - меры для экономики, второй вид - меры «для МВФ», то третий (и самый многочисленный) - меры… Боже, как же это сформулировать? Ну, в общем такие себе меры - для души. Они-то как раз самые конкретные и самые проработанные.

Слитые в один сосуд из трех источников, «Меры» здорово напоминают знаменитое ирландское рагу, рецепт приготовления которого дал Джером К.Джером в бессмертном «Трое в лодке», - смешать все, что есть под рукой из огрызков (пакета-97), объедков (Меморандума) и остатков (административного регулирования) и кипятить до полной готовности к употреблению. «Я уже позабыл, - признается Джером К.Джером, - остальные ингредиенты нашей стряпни: знаю только, что ничего не было упущено». Как в «Меры» смотрел прозорливый британец...

«Внести свою лепту…»

«В конце этой процедуры, - продолжает автор «Троих в лодке», - Монморанси, который проявлял ко всему происходящему величайший интерес, куда-то удалился с серьезным задумчивым видом, а через несколько минут притащил в зубах дохлую водяную крысу. По-видимому, он хотел внести и свою лепту в наше пиршество, но что это было - насмешка или искреннее желание помочь, - сказать не могу». Автор не претендует на чувство юмора, присущее фокстерьеру Монморанси, но несколько дохлых крыс, как нам кажется, в «Мерах» уже есть.

Во избежание обвинений в «огульном охаивании» (есть такое предчувствие), оговоримся: «дохлые крысы» - это не ругательство. Это либо меры трудно выполнимые, либо противоречащие одна другой, либо просто загадочные. Неудобоваримые, одним словом.

«Вопросы финансовой стабилизации» - таким разделом начинается перечень мероприятий. Ключевым, по мнению многочисленных соавторов, является тут вопрос «завершения первого этапа налоговой реформы» в текущем и следующем году. Цель реформы определена: уменьшить количество налогов, упростить и стабилизировать налоговое законодательство, уменьшить (пусть и поэтапно) объем начислений на фонд оплаты труда. Обозначено также, что последние не должны превышать 40% ФОТ в 1998 году и 35% - в 99-м. Никаких возражений такая цель не вызывает. Вызывает удивление способ ее достижения, изложенный в дальнейших статьях «Мер». Почему к уменьшению количества налогов надо пробираться через увеличение их количества? (См., например, новый местный налог под названием «школьный»). Почему упрощение и стабилизация налогового законодательства выглядят как бесконечный ряд поправок ко всем законам - причем поправок в части льгот и освобождений от налогообложения?

По поводу уменьшения начислений на фонд оплаты труда можно даже не спрашивать - почему? Потому что. Нужен правительству инновационный фонд, нужен и фонд дорожный. Лизинговый фонд - тоже. Да и вообще - все эти идеи по поводу отмены обязательных отчислений явно не ко двору: выборы на носу, а после них - еще жить да жить. Забегая вперед, в раздел «Инновационно-инвестиционная деятельность», заметим, что запланированный к созданию Лизинговый фонд - это что-то. Предполагается, что в следующем году бюджетные средства, направляющиеся вроде бы на финансирование госзаказа на зерно, найдут себе другое применение. Из этих, повторимся, бюджетных ассигнований, собранных с налогоплательщиков, будет сформирован очередной фонд. На сей раз - лизинговый, для технической помощи сельскому хозяйству. Теперь внимание - фокус: средства фонда используются следующим образом. «На основах платности (до 50% кредитной (?) ставки НБУ)», сроком до 5 лет, через уполномоченные банки. И, ясное дело, «средства фонда должны быть освобождены от налогообложения»… Впрочем, госзаказ на зерно еще никто не отменял. В «Вопросах финансовой стабилизации» только глухо упомянуто, что размещать всяческие госзаказы следует на конкурсной основе.

Чтобы покончить с «финансовой стабилизацией», отметим еще два момента. «Мерами» предусмотрено неотложно обложить нулевой ставкой НДС электроэнергию для промышленных предприятий. Напомним, что в принятом ВР законе об НДС нулевая ставка предусмотрена только для электроэнергии, потребляемой населением.

И это еще можно как-то понять, поскольку население является конечным потребителем. Промышленное же предприятие использует электроэнергию для производственных нужд, как одно из первых звеньев «внутренней» цепочки. Но есть еще и цепочка «внешняя», начинающаяся с топлива для электростанций - угля, например, - и заканчивающаяся потребителем продукции упомянутого предприятия. НДС, как известно, налог именно на конечного потребителя. Если, конечно, это и в самом деле НДС, т.е. если работает механизм компенсации уплаченного налога по всей «внешней» цепочке. Следует ли ее разрывать? - вопрос отнюдь не праздный… Впрочем, когда ВР подберется к рассмотрению поправок к закону об НДС, мы вернемся к нулевой ставке на электроэнергию - там, как представляется, есть интересные моменты.

«Вопросами финансовой стабилизации» можно было бы назвать не только раздел «Мер», но и весь документ в целом. (И не только потому, что будет ли финансовая стабилизация после принятия и осуществления всех мер - это вопрос). Авторы документа совершенно справедливо связывают финстабилизацию с налоговой реформой, с прозрачностью исполнения бюджета, с оптимизацией бюджетных расходов и прочими действительно необходимыми вещами. Но характерной особенностью ирландского рагу является то, что в нем «ничто не забыто». После столь милых либеральному сердцу слов о бюджетно-налоговой реформе, следуют конкретные дела. Например, дело централизованных капитальных вложений. Они должны быть - в объеме не менее 0,5% ВВП-98. Причем автор даже знает, откуда взялись эти 0,5. Именно пять десятых процента составляет, по прогнозам Минэкономики, рост ВВП в следующем году. Но даже если и так, то являются ли эти 500-550 млн. грн. настолько «свободными» деньгами, чтобы потратить их на капитальные вложения? Обратимся к расчетам Минфина. «Предварительные расчеты, - говорит министр финансов Игорь Митюков, - показывают, что действующее законодательство на сегодняшний день дает значительно меньшие доходы, чем необходимо в текущем году. Соответственно - нет возможности обеспечить финансирование многих программ». И это при том, что в 1997 г. централизованные капвложения бюджетом не предусмотрены. Правительство утверждает, что социальные программы сокращаться не будут. То же правительство не предусматривает «никакой налоговой революции». То есть, можно предположить, что в бюджетной сфере сохранится статус-кво. Откуда средства на капвложения? Да ниоткуда. В смысле из бюджета. Поскольку бюджетные деньги обладают (по крайней мере, на сегодня) двумя приятными качествами: они дешевы и трудно контролируемы… А как быть с недофинансированием всяческих программ? На это есть один из самых пугающе-загадочных пунктов: «разработать до 1 сентября 1997 года программу мобилизации дополнительных денежных поступлений для проплаты неотложных нужд государственного финансирования, которые не обеспечиваются бюджетными ассигнованиями». Такое впечатление, что у нас снова будет много внебюджетных фондов - хороших и разных.

Акцизы, коридор

и другие звери

Заканчивая на сегодня тему госкапвложений и внебюджетных фондов, приведем «объединяющую» цитату вице-премьера Сергея Тигипко, не оставляющую сомнений в намерениях КМ: «Мы хотели бы - в бюджете-98 или в некоем внебюджетном фонде - предусмотреть средства для централизованных капиталовложений в производство». Если вспомнить, что под финансовой стабилизацией авторы «Мер» подразумевают благополучие финансов «низового звена», т.е. предприятий, учреждений и организаций, то неплохо бы в свете всего сказанного приложить к «Мерам» список - чтобы налогоплательщик знал, какие именно предприятия имеет в виду исполнительная власть.

Несмотря на немалый объем статьи, пока что мы дальше «Вопросов…» не продвинулись. А ведь это - только один из 10 разделов, составляющих «Меры». Что ж будем о них вспоминать, извините, по мере готовности. Первый «заряд» уйдет в парламент 26 августа. А из общего рагу напоследок можно выудить следующее.

Правительство намерено повысить некоторые акцизные ставки: на нефтепродукты, табачные и алкогольные изделия. Если вы употребляете что-либо из перечисленного, советуем запастись впрок (если вы занимаетесь контрабандой чего-либо перечисленного - тоже).

До 1 октября с. г. должна быть пересмотрена процедура регистрации предприятий и создана единая соответствующая служба. Готовьтесь к перерегистрации, хотя дважды в один год, да еще в обязательном порядке - это уж перебор…

О совместном решении правительства и НБУ по поводу валютного коридора (1,7-1,9 грн. за доллар) все уже знают, знали и будут знать. О валютном коридоре 1,85-1,95 грн. за доллар никто не говорит. И не надо.

Чем еще порадовать читателя? А вот - очередностью платежей, которая сохранена и упрочена. Написано, что в первую очередь «с выручки» (?) надо платить зарплату. Если нет, то будь вы даже председатель правления акционерного общества, вы подлежите увольнению с работы. Это как? - спросят наивные председатели. А никак - просто это одна из жемчужин «Мер».

Далее. Как уже было сказано, в законе о бюджете-97 есть обязательные сборы - в инновационный фонд и в дорожный фонд. С 98 года отчисления в дорожный фонд (более 1 млрд. грн.) должны быть отменены. Так правительство обещает написать специальные законы, дабы «определиться с источниками финансирования дорожного строительства». И не сомневайтесь, этот миллиард вы все равно ему отдадите - не мытьем, так катаньем - через налоги на импортные нефтепродукты, автомобили или еще на что-нибудь. Чувствуете общее облегчение, господин налогоплательщик? Оно обязательно наступит! Ведь всякие мероприятия когда-нибудь заканчиваются.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме