похлеще, чем на море
То, о чем наиболее дальновидные специалисты предупреждали, случилось. Все три николаевских судостроительных завода хоть и работали, но по-настоящему свести концы с концами не могли. Как и работникам других отраслей, здесь начали задерживать зарплату. И заштормило в судостроении Николаева круто.
Взять, например, такой говорящий о многом факт: менее чем за три месяца на всех трех судостроительных верфях города сменились генеральные директора. Причем, если на судостроительном заводе «Океан» процесс, что называется, был естественным: вместо ушедшего на пенсию директора на высокую должность заступил заранее подготовленный специалист, то два других генеральных директора заводов ушли вынужденно, в связи со сложной обстановкой, в возрасте, весьма далеком от пенсионного. Вместо них впопыхах были выдвинуты специалисты второго эшелона.
Специалисты же из числа рабочих решили отстаивать свои интересы сами. Особо отличился до последнего времени относительно спокойный коллектив Черноморского судостроительного завода. Не в первый раз не получив зарплаты, судостроители стапельного цеха объявили забастовку. Оповестили они об этом весьма оригинальным образом: более сотни работников стапельного в полной экипировке прошли по центральной улице Николаева, держа путь к зданию облгосадминистрации. Через несколько дней подобный марш-бросок повторился, но теперь уже в более крупном масштабе: в шествии принимали участие более тысячи рабочих ЧСЗ.
Оба раза их принял глава облгосадминистрации Н.Круглов. Беседа с рабочими длилась по нескольку часов, отличалась конструктивностью, в результате чего диалог можно считать удавшимся. Между тем требования рабочие выдвинули не из легких: не только выплата зарплаты, но и активное проведение реформ, кадровых изменений на заводе.
Забастовка судостроителей не была длительной. Большую роль в этом сыграло то, что в облгосадминистрации не стали, как раньше, убеждать рабочих, что, дескать, не имеют рычагов влияния на заводские дела, что закон не предполагает вмешательства и т.д. Сознавая свою ответственность, областное руководство в проблему вникло. Удалось найти средства для выплаты рабочим зарплаты, после чего они вернулись на стапеля.
Но и этой, временной, мерой дело не закончилось. Из компетентных источников стало известно, что руководитель области Н.Круглов вместе с министром Минмашпрома В.Малевым и директором ЧСЗ И.Тихоненко совершили поездку в Грецию, где провели переговоры с греческой фирмой. Речь, конечно же, шла о дальнейшем развитии сотрудничества. И, можно предположить, о внесении изменений в контракты - тоже.
Нынешняя ситуация напомнила начало 90-х годов, когда николаевские судостроительные заводы, лишившись военных заказов, практически остались без работы, - тогда тоже была серия забастовок. Однако если раньше рабочие адресовали свои требования исключительно центральной власти, то нынче направление требований существенно изменилось: судостроители апеллируют к местным властям. И первая помощь пришла. Не потому ли, что на местах стали четче улавливать приближающийся шторм?