«ГАЗПРОМ» НА ЕВРОПЕЙСКОМ РЫНКЕ ГАЗА: ЭКСПАНСИЯ КАК СПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ

Поделиться
То, что задумал или вынужден предпринять российский «Газпром» на континентальном рынке газа, веро...

То, что задумал или вынужден предпринять российский «Газпром» на континентальном рынке газа, вероятно, с одинаковой степенью погрешности можно назвать экспансией (если допускать, что это эксклюзивная идея «Газпрома») или борьбой за выживание (если исходить из того, что команда Рема Вяхирева намерена получить в конце концов реальные и существенные доходы от своей весьма трудоемкой и многолетней деятельности).

Наверное можно сказать так: экспансия как способ выживания на рынке газа. И сие следует отнюдь не из благоговения перед «Газпромом», как крупнейшим монстром Европы, а исключительно из реалий того же «газпромовского» бытия. И если попытаться беспристрастно рассмотреть это бытие, в том числе и с точки зрения возможных преимуществ Украины, то как транзитор и крупнейший импортер российского газа Украина, вероятно, может найти вполне уютное местечко под «европейским солнцем» в соседстве с «Газпромом». Только для этого нужно заглянуть немножко дальше (а лучше, если «множко») своего забора. И представить нашу страну полноценным вообще-то партнером пусть и не всегда корректного по отношению к Украине российского «Газпрома»; а не его традиционным вассалом с исторически закоренелым комплексом окраины.

Смею заметить, что с такой позиции и проблемы внутриукраинского «газового пирога» выглядят совершенно иначе, чем это кажется в ситуации, когда приходится только наблюдать, как 2-3 газотрейдера вырывают друг у друга и из рук соседа лакомый (внутриукраинский) «газовый кусок» - наиболее платежеспособных и крупных потребителей газа. И на поимку этих, по сути-то, всего лишь «газовых крох», увы, уходит весь пыл и внимание, которое должно (!) быть направлено на куда более важные и масштабные проблемы в контексте континентального передела рынка газа. Образно говоря, одна «крошечка» европейского «газового пирога» - если обломится - способна задавить даже самую крупную конкретную компанию, а то и целую страну; или гарантировать им безбедное энергетические будущее со всеми вытекающими экономическими и политическими последствиями.

Конъюнктура европейского рынка газа

В настоящее время на европейский рынок газа поставляют этот вид топлива в основном компании пяти стран - России, Норвегии, Нидерландов, Алжира и Ливии. Эксперты Международного энергетического агентства расстановку сил на этом рынке представляют следующим образом: газ голландского происхождения - 25%, алжирского - 17,4%, норвежского - 16,6%; наибольшая доля принадлежит российскому газу - 41%.

Причем, в связи с тем, что голландское правительство проводит политику «консервации» собственных энергетических запасов, экспорт газа из этого источника на европейский рынок будет сокращаться. Газоразработки в Великобритании в ближайшие годы также не окажут существенного влияния на этот рынок.

Так что конкурировать на европейском рынке газа будут в основном компании России и Норвегии. Однако до сих пор российский газ лидирует в значительной части из-за его меньшей стоимости на рынке.

И доля российского газа в общем объеме газопотребления европейских стран продолжает возрастать. Соответственно, увеличивается и экспорт газа «Газпромом» в этот регион (см. таблицу 1).

Динамика спроса на газ в Восточной Европе весьма неоднозначна, что специалисты объясняют последствиями спада производства в бывших странах СЭВ. В результате потребление энергии в этой группе стран в период 1990-1992 годов сократилось на 13%. В то же время страны Западной Европы увеличили общее потребление энергии, в основном газа, на 19,4% за 1991-1995 годы.

Самым непредсказуемым спрос на газ в Восточной Европе может оказаться с 1998 года, когда закончится действие так называемого Ямбургского соглашения, в рамках которого восточноевропейские страны получали от «Газпрома» газ в качестве оплаты за их участие в строительстве тогда еще советского газопровода от Ямбургского газового месторождения. По этому соглашению названные страны получат в целом около 15,5 млрд. кубометров российского газа. Между прочим, это составляет в среднем до 40% экспорта российского газа в страны Восточной Европы.

Стратегия экспорта российского газа

Стратегия «Газпрома» в Европе достаточно четко определена его руководством и представляет собой по сути три направления.

Первое - участие в продаже газа в европейских странах (со странами СНД «Газпром» работает пока без посредников) - через создание СП, торговых домов, представительств фирмы за рубежом. Такие предприятия с участием «Газэкспорта» и «Газпрома» действуют практически во всех странах Европы, хотя российская доля в них неоднозначна.

Второе направление - обеспечение гарантированности, безопасности газопоставок и стремление управлять потоками газа в зависимости от покупательского спроса и потребности. Для этого «Газпром» стремится обеспечить, с одной стороны, транспортировку газа в требуемых объемах, а с другой - возможность маневра газопотоками.

В создании и приобретении контроля над газотранспортными магистралями «Газпром» явно преуспел. А с введением новых газопроводов «Ямал-Европа», по существу, будет создана замкнутая кольцевая система газопроводов, по которой российский газ (и не только российский, если бы этому не препятствовал «Газпром») может оперативно подаваться в любую европейскую страну несколькими путями: через Украину, Чехию, Словакию, Германию или же по газопроводу «Ямал-Европа» через Белоруссию, Польшу, Германию.

Уже сейчас «Газпром» имеет собственную систему газомагистралей, позволяющую «связать» российский газ через Германию (с возможностью использовать ее крупнейшее ПХГ) с другими источниками поставок газа для Европы - Британией, Голландией и Норвегией. А сотрудничество с нидерландской компанией Gazuine (соглашение предполагает 25-летнее сотрудничество), оператором лучшей в Европе газотранспортной инфраструктуры, обеспечит «Газпрому» максимальную маневренность и возможность, пожалуй, самого оперативного управления потоками газа в трансевропейских магистралях.

Кроме того, участие не только в торговле газом, но и его доставке непосредственным потребителям в Европе и на Балканском направлении позволяет «Газпрому» получить дополнительную прибыль, которая может компенсировать все возрастающие затраты на добычу газа в России и его транспортировку, в том числе через Украину и другие страны-транзиторы.

И, наконец, третье направление стратегии «Газпрома», без которого невозможна реализация двух вышеназванных, - увеличение собственной газодобычи, разработка новых месторождений и привлечение для этого инвестиций и кредитов. Примечательно, что сегодня в России основные газоносные месторождения большей частью исчерпали резерв интенсивного наращивания добычи, а новые (в отдаленных северных регионах) пока не могут восполнить потребности в ежегодном наращивании экспорта не менее чем на 3-5%.

Однако до момента, пока «Газпром» приступит к интенсивной добыче газа перспективного Надымского и Ямальского регионов, а также месторождений Северного моря, компания использует резерв среднеазиатских газодобывающих стран. Последние таким образом получили возможность опосредованно экспортировать свой газ, как, например, Туркменистан через ТРАО и «Газэкспорт». Но они стремятся создать альтернативные российскому газотранспортные коридоры. И надеются, что ко времени, когда «Газпром» сможет обойтись без их газа для восполнения возрастающего экспорта, они будут располагать собственными газопроводами и рынками сбыта своего газа (проекты поставок среднеазиатского газа в Афганистан, Пакистан, Турцию, Китай и Японию). «Газпром», создавая европейскую сеть газопроводов, между тем, участвует и в проектах добычи и транспортировки газа среднеазиатских стран.

Воплощает стратегию «Газпрома» в Европе и других странах внешнеэкономическое предприятие (ВЭП) «Газэкспорт». Собственно, ВЭП - инструмент «Газпрома» по реализации его внешнеэкономической деятельности. И его деятельность в этой связи не ограничивается операторскими функциями «поверенного по продаже газа». Хотя уже только как продавец основного российского экспортного сырья «Газэкспорт» чрезвычайно ценен, ибо обеспечивает ежегодно до 8 млрд. долларов общего дохода «Газпрому» по заключенным долгосрочным соглашениям с покупателями российского газа. Общий же доход по всем этим соглашениям составит не менее 160 млрд. долларов.

По большому счету, основная часть доходов федерального бюджета России - налоговые выплаты «Газпрома», что во многом объясняет и обеспечивает ему заботу федерального правительства Виктора Черномырдина. И «Газпрому» явно подфартило, так как глава правительства до тонкостей знаком с технологией добычи и торговли газом и реальным состоянием этого предприятия.

Европа встревожена усилением «Газпрома», но без российского газа ей не обойтись

До недавних пор российский «Газпром» мог рассчитывать на сбыт своего газа только в Восточной Европе. Сравнительно структурированным, хотя и динамичным, был рынок газа в Западной Европе. Поэтому года три тому назад «Газпром» начал отвоевывать для своего газа часть рынка Центральной Европы, менее определенного в то время, и уже тогда столкнулся с сопротивлением других крупных газоторговых компаний.

Между тем, стремление европейских стран, даже имеющих собственные ресурсы газа, диверсифицировать источники поставок газа и возрастающая потребность в этом виде энергоносителя способствует продвижению «Газпрома» на запад по многим направлениям (см. таблицу 2).

Основные конкуренты российской газовой компании - поставщики норвежского, британского и голландского газа - четко следят за конкурентностью цен. Однако газ из вышеназванных источников пока дороже российского, что также привлекает покупателей к «Газпрому». Впрочем, «Газпром» постепенно, а в дальнейшем - все резче будет вынужден поднимать цены на свой товар по нескольким причинам (удорожание добычи и транспортировки). Но даже при этом, например, в бывших соцстранах, таких, как Чехия, газ нероссийского происхождения все равно будет стоить дороже.

Для «Газпрома» есть и еще один неприятный момент: многие газоторговые компании стремятся (и иногда им это удается) перепродавать российский газ, в частности зарабатывать на его реэкспорте и формально снижать долю российского товара на рынке этих стран. Поэтому россияне стремятся максимально ограничить такую возможность, внося в контракты с иностранными покупателями обязательный пункт о запрете реэкспорта своего газа и реализовывая его через СП и торговые дома непосредственным потребителям.

«Газпром» не устраивает то, что при реэкспорте его газа как западноевропейского товара происходит и смещение политического акцента: энергетическая зависимость от России нивелируется, хотя и формально. И недооценивать этот факт вряд ли стоит.

Но, как и западные компании, «Газпром» менее всего хотел бы разбалансировать европейский рынок газа и создать избыток, что однозначно приведет к падению цен на газ. Интегрируясь в трансевропейскую газовую систему, четко следит, чтобы его газ поставлялся в рамках спроса, причем законтрактованного на несколько десятилетий вперед. В этом отношении у «Газпрома» мало конкурентов, так как ни одна другая страна не располагает таким запасом, как Россия, - свыше 49 трлн. кубометров. А спрос на газ в Европе продолжает расти.

Все, о чем речь шла выше, касалось внешнеэкономической деятельности «Газпрома» и общей стратегии основных компаний из стран-импортеров газа, в том числе российского. Однако на внутреннем рынке энергоносителей в каждой стране - собственная стратегия, в том числе и по отношению к «Газпрому». Взаимосвязь внешней и внутренней стратегии любого государства - при желании и умении - обеспечивает стране стабильность энергообеспечения, предсказуемость цен и относительную независимость от политики источников энергопоставок.

Эти аспекты так или иначе должны присутствовать в стратегии энергообеспечения Украины. Посмотрим, на что могла бы претендовать она в этом контексте, чего добилась, а чего нет, и еще попробуем определить - почему.

«Плюсы»

и «минусы» украинской газовой стратегии

Достаточно, вероятно, напомнить, что Украина по отношению к российскому «Газпрому» выступает в двух пока незаменимых ролях - крупнейшего потребителя газа и крупнейшего транзитора «газпромовского» экспортного сырья. В последние годы страна потребляет не менее 55 млрд. кубометров российского газа в год. А «Укргазпром» при этом транспортирует ежегодно в среднем 110 млрд. кубометров российского газа (95% всего «газпромовского» экспорта), получая в качестве оплаты тот же газ.

Не нужно быть стратегом, чтобы догадаться, что в обеих названных ролях Украины заинтересован «Газпром». Проблема в том, что пользоваться преимуществами своего положения Украина еще не научилась должным образом. Понятно, что для отстаивания своих выгод не стоит, как бульдозер, переть против махины «Газпрома». Действовать нужно искусно и не грубо, тогда можно спокойно достичь того же уровня взаимоотношений, какой существует, например, у россиян с немецкой, голландской или французской газоторговыми компаниями. И не придется платить за 1000 кубометров газа по 80 долларов в то время, когда дальние европейские страны покупают российский газ по 68-75 долларов.

Существует и третья украинская ипостась, о которой заговорили, пожалуй, только в этом году: украинские потребители российского газа являются производителями и поставщиками достаточно разнообразной палитры товаров, необходимых тому же «Газпрому». Или необходимых для расчетов самого РАО с российскими бюджетами различных уровней. Разумеется, не будь проблемы с денежными расчетами, об этом упоминать не стоило бы - имея свободные средства, «Газпром» мог бы все товары, получаемые в последнее время в качестве оплаты за газ, купить. И, возможно, не в Украине. Но о свободных средствах, тем более валютных, пока всем бывшим советским сестрам приходится только мечтать.

Из Украины через тех же трейдеров (именуемых оптовыми поставщиками газа) в Россию направляется масса необходимых россиянам товаров. Для отечественных предприятий Россия остается крупнейшим рынком сбыта продукции. Другое дело, что трейдерам далеко не всегда удается соблюсти чувство меры: они «накручивают» такие проценты за свои посреднические услуги, что у спецов из «Газкомплектимпекса» (дочерней фирмы «Газпрома», уполномоченной им проводить так называемые товарные зачеты в счет оплаты «газпромовского» газа) ум за разум заходит.

Но даже при этом, вероятно, существует некая реальная возможность «договориться». И по большому счету газотрейдеры - как это ни парадоксально - вполне справились с неподъемной для постсоветских времен задачей - обеспечили товарную оплату российского газа украинскими потребителями. Без госплана и госснаба. Во всяком случае, к Украине - как государству - у «Газпрома» нет серьезных претензий по «газовым» долгам. Есть претензии к конкретным фирмам. И будь у первых лиц Украинского государства несколько меньше заинтересованности в «газовом» бизнесе конкретных трейдерских фирм, для Украины ситуация с «Газпромом» вообще бы была однозначной.

Конечно, премьер-министр Украины совершенно прав, когда говорит, что он считает своим прямым долгом защищать интересы отечественных компаний, работающих в отрасли внешней экономики, если это в интересах государства. Жаль только, что интересы конкретной компании порой воспринимаются непосредственно как интересы государства.

Глупо спорить, например, с тем, что промышленно-финансовая корпорация «Единые энергетические системы Украины» за счет воплощения простых до гениальности товарно-кредитных схем обеспечивает украинские предприятия работой и даже зарплатой. Но, наверное, не стоит закрывать глаза на тот неоспоримый (хотя и не оглашаемый) факт, что эта компания - во благо собственное - имеет доступ, как никто другой, к государственным средствам и «зеленый свет» для реализации всех своих гениальных идей.

Большинству читателей «ЗН», наверняка, неизвестно, что ЕЭСУ может себе позволить оперировать конкретными бюджетными средствами для оплаты своих контрактов «Газпрому». А если с балансом газа у корпорации случались проблемы, к их услугам - госрезерв из газохранилищ «Укргазпрома». Ни одного кубометра газа потребители в Украине из числа комбыта и населения не получили без предварительного перечисления корпорации бюджетных средств (а ведь только ЕЭСУ имела контракт на поставку газа населению, коммунально-бытовым предприятиям и бюджетным организациям). Сколько перечислили на счет ЕЭСУ государственный и местные бюджеты - на такую сумму ЕЭСУ и поставила газ.

С одной стороны, к ЕЭСУ не может быть претензий на сей счет, это даже должно дисциплинировать газопотребителей. Но с другой, - ведь ни одна другая компания, поставляющая в Украину импортный газ, не может располагать гарантированными бюджетными средствами и деньгами населения. Получается, что изначально ЕЭСУ имеет фору, как ни один другой трейдер, включая государственный «Укргазпром».

Далее - промышленные потребители газа. Так уж получилось, что для поставок газа компании ЕЭСУ были отведены компактно расположенные и самые платежеспособные потребители газа. Добавьте к этому существующее «телефонное право», используя которое ЕЭСУ удается в первоочередном порядке получать и отправлять в Россию (или куда им нужно) продукцию самых рентабельных украинских предприятий. Например, трубы с завода в Никополе (Днепропетровская область), несмотря на то, что заказ оплачивался другими фирмами, в первую очередь отгружались в адрес ЕЭСУ. Аналогичная ситуация характерна и для предприятий из других регионов, если их продукция требовалась этой корпорации.

«Укргазпром» по сей день не может «выбить» прошлогодние долги с потребителей. И бюджеты всех уровней не балуют отечественных газовиков платежами. Да и чем «баловать», если все деньги сразу уходят в ЕЭСУ…

Интересно было бы узнать, например, сколько налогов заплачено в украинский бюджет корпорацией ЕЭСУ по результатам газотрейдерской деятельности (контракт на 1996 год - 25 с лишком миллиардов кубометров газа с декларированной стоимостью свыше 2,289 млрд. долларов). И еще не мешало бы знать: сколько же денег из доходной или хотя бы прибыльной части годового бюджета ЕЭСУ осталось в Украине и каким образом реально заработанные средства были отправлены учредителям ЕЭСУ, банковские счета которых находятся далеко за пределами Украины, хотя сами владельцы компании при этом могут иметь и украинское гражданство?

В декабре 1996-го украинское правительство максимальной огласке придавало свои попытки разобраться с недоимками налогов в госбюджет. Но почему-то при этом забыли огласить, что большая часть украинского экспорта и внутреннего товарообмена производилась газотрейдерами - по только им известным схемам. Все это, видимо, составляет коммерческую тайну негосударственных фирм, занятых стратегическим бизнесом. А значительные издержки внутренних производителей экспортной продукции списаны в ходе «взаимозачетов».

Вы спросите, возможно, какое отношение все вышесказанное имеет к проблемам с российским «Газпромом»? Самое непосредственное: выступая защитником конкретной трейдерской компании перед «Газпромом» (а чаще всего приходилось защищать ЕЭСУ), украинское правительство вынуждено было жертвовать государственными интересами и идти на уступки, которых можно было бы избежать. При этом государственные предприятия и комитеты, как, например, безвластный Госнефтегазпром, вынуждены - в угоду госчиновникам, защищающим интересы конкретных фирм, - жертвовать немногими стратегическими и тактическими победами, которых удалось достичь в последнее время.

Например, вместо реальной заботы об участии украинских проектных и строительных предприятий в нескольких межгосударственных проектах добычи и транспортировки газа в других странах отечественные госчиновники предлагают конкретное участие в них компании ЕЭСУ. В результате вместо диверсификации источников поставок энергоносителей - в значительной степени потому, что в этих проектах изначально заняты и другие компании - Украина сталкивается с неприятием и сопротивлением стилю ведения бизнеса той же ЕЭСУ. Человеческий фактор? В этом контексте уже не важно то, объективно или субъективно отношение партнеров и конкурентов к самой ЕЭСУ, так как не воспринимают именно Украину - как государство. В лице ее первых государственных исполнительных лиц.

Можно, наверное, сотни раз публично заявлять о невиновности Украины перед «Газпромом» и вообще Россией. Но вряд ли удастся отстоять интересы Украины, в том числе «Укргазпрома» - как госпредприятия и крупнейшей в Европе газотранспортной компании - перед тем же «Газпромом», если при этом требовать уступок в адрес конкретной негосударственной фирмы, пусть даже в ее названии присутствует имя государства...

Николай ЕВГЕНЬЕВ

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме