А в перспективе, возможно, и без работы?..
Еще накануне, в среду, утверждение легитимного председателя Фонда госимущества Украины казалось делом настолько предрешенным, что некоторые из моих коллег-журналистов уже и первую страничку своих изданий наперед спланировали, и подходящую фотографию Александра Бондаря подобрали. Увы, надеждам не суждено было сбыться: четыре тайных голосования в Верховной Раде по кандидатуре главы приватизационного ведомства и пятое - поименное, назначенное спикером вопреки всем нормам регламента, положительного результата не дали. Больше 210 голосов «за» нынешний и.о. председателя Фонда госимущества Александр Бондарь так и не собрал. И аналитикам предстоит некоторое время помучиться догадками: а что бы это значило? Очередное наступление левых сил на саму идею приватизации? Новый виток конфронтации между Президентом и парламентом? Или вполне естественная реакция части парламентариев на заявления и.о. председателя Фонда, дескать, с депутатами проблем не будет, ведь никто лучше, нежели я сам, с депутатами не работает...
Итак, 10 сентября с.г. в парламенте начали «сжигать» уже второго за последние полтора года кандидата в руководители приватизационного ведомства. Впрочем, и сама ситуация, и профессиональные качества, и стиль руководства прежнего и нынешнего претендентов - Владимира Ланового и Александра Бондаря - настолько различны, что порой кажется, будто общего у них - лишь название должности да председательский кабинет на третьем этаже Фонда, откуда, невзирая на личность хозяина, уж который год открывается прелестный вид на некое подобие свалки (грязи осенью - по косточки!) да на заброшенный котлован, заполненный застоявшейся водой. (Прошу читателей не проводить аналогии с состоянием приватизации - это так, к слову пришлось...)
Надо отдать должное депутатам: они оценили разницу, что не замедлило сказаться и на ходе, и на самой тональности обсуждения. Если претенденту №1 в свое время постоянно пеняли на явные проколы в работе, а еще больше - на странные методы руководства приватизацией, то при обсуждении кандидатуры №2 прямых укоров практически не было. Коммунисты и социалисты с селянами преимущественно молчали, и это молчание поначалу никому не показалось зловещим. Депутат - он ведь по определению не самоубийца, он по роду своей деятельности постоянно помнит и про колодец, и про «воды напиться», поэтому без крайней необходимости не станет портить свои отношения с реальным претендентом на высокий, по сути, вице-премьерский пост. А то, что кандидат реальный, сессионный зал и не сомневался. Профессионализм Александра Бондаря отмечали даже такие ярые критики современной приватизации, как Наталья Витренко и Владимир Марченко, не говоря уж о представителях правого спектра и центра...
О чем сказано не было, но что не могло не сыграть свою роль? О, здесь немало вариантов. Во-первых, скандал вокруг приватизации Харцизского трубного: как такое забыть и простить, хотя дело было сделано еще при В.Лановом? Во-вторых - продажа пакета акций ОАО «Николаевцемент» французской фирме «Лафарж»; в-третьих - приказ о проведении 29-го специализированного аукциона за компенсационные сертификаты, открывший, по мнению ряда критиков, возможности для самого что ни на есть наглого «хапка»... Да мало ли найдется претензий к действующему руководителю приватизационного ведомства?
Официальная версия уже известна: поданную Президентом кандидатуру не поддержали коммунисты. Все как один - вот что значит партийная дисциплина! Все вроде бы понятно, однако... не до конца проясняет подспудные пружины происходящего. Уже после голосования я интересовалась у одного из достаточно умеренных представителей фракции: а что, собственно, не устроило - послужной список А.Бондаря, его беспартийное прошлое? Или, может, у коммунистов есть своя, лучшая кандидатура на пост председателя Фонда госимущества? «Коммунист возглавит приватизацию? - рассмеялся в ответ мой собеседник. - Как вы себе это представляете? Нет уж, пусть Президент думает над кандидатурой...»
Не станем попусту гадать, какой выбор сделает Леонид Кучма. «Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил...» - это здесь, конечно же, не пройдет. Нужен человек, мягко говоря, терпимый для президентского окружения, не отторгаемый им и в то же время «проходной» в парламенте. Качества уже сами по себе почти не совместимые, а ведь для пользы дела необходим еще и опыт работы в приватизации... Впрочем, если по ряду причин Президенту будет не с руки второй раз настаивать на кандидатуре Александра Бондаря, то с легкостью пожертвуют именно профессионализмом. Не таким жертвуем!
О том, что сильный Фонд госимущества с сильным руководством, генерирующим новые идеи и проводящим достаточно независимую приватизационную политику, для всех ветвей украинской власти является чем-то сродни кошмарного сна, «ЗН» говорило еще в июне. Теперь есть основания полагать, что процесс стал практически необратимым и Фонд, увы, пребывает в начале своего конца. В самом прямом, физическом смысле. И я имею в виду отнюдь не очередной мораторий на приватизацию, хотя решение инициировать оный и было принято на этой неделе большинством голосов на заседании комитета ВР по экономической политике. Ибо есть вещи посерьезней «потешных» парламентских постановлений о моратории...
Четвертого и седьмого июля, когда были изданы два президентских указа по вопросам управления, в частности о создании Национального агентства по управлению государственными корпоративными правами, никто ведь не подозревал, какая буря разразится в августе. Однако... финансовый кризис уже распугал последних инвесторов и поставил жирный крест на амбициозных приватизационных планах в нашем Отечестве. Тут бы ФГИ самое время сосредоточиться на чем-то другом, чтоб пережить смутное время. Ан нет - инициатива упущена, поле маневра сузилось до невозможности: неровен час, все заботы по управлению госсобственностью - даже в процессе приватизации - у Фонда отберут, функцию оценки приватизируемых объектов (вкупе с соответствующим департаментом и штатной численностью) отнимут и согласовывать планы размещения акций уже не с Кабмином - с другим, новосозданным органом исполнительной власти, заставят. Естественно, не потому, что в новом органе исполнительной власти сплошь самые гениальные украинские «исполнители» собрались - по некоторым конфиденциальным данным, так велит один очень серьезный бизнесовый интерес.
В серьезности намерений может убедиться каждый желающий, заглянув в утвержденное указом Президента от 2 сентября с.г. № 969/98 положение о Национальном агентстве Украины по управлению государственными корпоративными правами. Лично меня очень впечатляет перечень полномочий нового органа, состоящий из 21 пункта. Тем более, что несколько раз в нем фигурирует такое славненькое словосочетание - «отчуждение государственных корпоративных прав», что в переводе на общепонятный язык означает «приватизация». А в п.14 обошлось даже без словесного флера: агентство «согласовывает условия приватизации государственного имущества в соответствии с законодательством». С кем согласовывает, в каком объеме, какое-такое законодательство? Президентский указ от 4 июля, которым хоть и весьма поверхностно, но все же разграничивались функции Фонда госимущества и Кабинета министров Украины по управлению госсобственностью, Верховная Рада во вторник отклонила, а закон об управлении госсобственностью еще сырой и только готовится к процедуре повторного второго чтения. Конечно-конечно, «ЗН» с самого начала отстаивало идею о необходимости отклонения указа (см. публикацию «Есть ли жизнь на Марсе?» в №28 за 1998 год) и от прежней позиции не отказывается. Однако в нынешних условиях абсолютного правового вакуума исполнительная власть лишена каких-либо сдерживающих начал и, неровен час, такого наваять может! Возможно, даже сам Кабинет министров откажется от предписанной ему Конституцией обязанности управлять госсобственностью - в пользу Национального агентства, естественно...
Но нет худа без добра: после указа от 2 сентября депутаты могут больше не утруждать себя голосованием по кандидатуре председателя ФГИ, а, ничтоже сумняшеся, ликвидировать Фонд, передав все его функции новосозданному агентству с 21 полномочием. Мне почему-то кажется, что и с приватизацией его руководство справится - подумаешь, бином Ньютона! Справилось же с почти непосильной задачей: в условиях нынешнего жесточайшего финансового кризиса получено президентское «добро» на создание «в соответствии с законодательством внебюджетного и других фондов»! Для самых любознательных сообщу, что новый внебюджетный фонд создается в очень спешном порядке, и как утверждают люди осведомленные, под контролем премьера - уже до 10 октября ряду ведомств надлежит подготовить проект соответствующего правительственного решения...
Нужны ли сейчас стране столь дорогостоящие новшества, ко времени ли раздувать управленческий аппарат? Разумно ли отбирать работу у существующего ведомства, с разветвленными региональными структурами, и параллельно создавать новое, также со структурами во всех регионах - и все это в пределах одной и той же ветви власти? Ну заменили бы пару десятков вывесок и нескольких руководителей (если уж страшно хочется - Александра Бондаря на Олега Таранова), уточнили бы функции...
Увы, как свидетельствует печальный опыт украинских реформ, дешевые и эффективные решения нам глубоко чужды. И это правильно: ну что с дешевого решения возьмешь?!