ООО «Комиздат», организатор Четвертой международной выставки информационных технологий и оборудования «КомпьютерЭКСПО-96/ВЕСНА», выгодно отличается от организаторов столь многочисленных в наше время выставок вдумчивым и аналитическим подходом к предмету своей деятельности. Какую, собственно, цель преследуют обычно организаторы? Правильно, в первую очередь - коммерческую. Однако коммерческую выгоду можно извлекать по-разному, то ли подражая неподражаемым героям новел О'Генри, то ли учитывая нормы поведения цивилизованного общества. Если же общество, в котором мы живем, напоминает цивилизованное лишь весьма отдаленно, то подобные выставки способствуют его окультуриванию и показывают реальную ценность тех «бус», которыми так любят одаривать туземцев (к сожалению, далеко не бескорыстно), носители высоких технологий.
На предыдущих трех выставках посетителям предоставлялась возможность приобщиться к современному уровню развития информационных технологий, «пощупать» новейшие образцы компьютерного оборудования. А в этот раз их вниманию предлагалась еще и Вторая специализированная выставка отечественных программ и технических новинок «СофтРегата».
Мысль о том, что программы можно не только воровать, а еще и покупать, уже не кажется украинскому пользователю такой уж дикой. Многие фирмы готовы выложить немалые средства для того, чтобы дорогостоящую технику можно было бы, наконец, использовать не только для игр и набивания текстов. Более того, у нас уже появились неплохие (а иногда просто хорошие) программные продукты (по наглядному разъяснению одного из организаторов выставки, программа - это нечто весьма эфемерное, непременно требующее для своего успешного функционирования еще и самого программиста, а программный продукт - это красочно оформленное и аккуратно запакованное произведение, предназначенное не для дальнейших бесконечных доработок, а для непосредственного использования). Так что расширение отечественного производства именно программного продукта в период общего экономического кризиса все-таки оставляет место для оптимизма в уходяшем на запад поезде новейших информационных технологий. Но с другой стороны, велика вероятность помахать этому поезду ручкой: причина одна - экономическая, хотя и с очень многоликим проявлением.
Производитель находится уж в очень подвешенном состоянии. Во-первых, сознательный покупатель (который осознал, что знание - сила, т.е. информация - деньги, а информационные технологии - большие деньги) зачастую последними и не располагает. А нет покупателя - нет и продавца, нет и производителя. Во-вторых, вот уже второй год как принят закон об авторском и смежных правах, но государственным юристам средств хватает только на решение филологических вопросов типа: «Что важнее: закон или право?», тогда как фактически не соблюдается ни закон, ни реализуется право граждан Украины на защиту интеллектуальной собственности (этими проблемами достаточно откровенно поделился с журналистами первый заместитель председателя Национального агентства по вопросам информатизации при Президенте Украины Росоловский В.Н.).
Увы, пока у государства не появятся реальные силы (т.е. финансы), этот воз останется на том же месте - на плечах производителя. И тут - третье проявление все той же причины. Программный продукт - это продукт во многом мозговой деятельности, а мозги мне кажутся похожими на мои любимые электроны: те в электрическом поле движутся от минуса к плюсу - и эти в сильноградиентном экономическом поле движутся от минуса (нечего кушать!) к плюсу (то есть, есть есть что!), утаскивая вместе с собою на чужбину содержащую их тленную оболочку вместе с неуспокоенной душой и беспокойным семейством. Но не стоит теребить эту рану, тем более, что об этом и так много слез пролито. Все-таки, как показала «СофтРегата», отечественный программист имеет не только прошлое, но и будущее, в котором он видится как серьезный элемент финансовой стабильности государства, хотя оно в настоящем может поспособствовать ему разве что дельным советом. Не хочется повторять банальные истины, но все же высказывание г-на Росоловского звучит сейчас чрезвычайно актуально: «За заказчика нужно не просто бороться, а драться!»