Судя по почте, напечатанная в нашем еженедельнике 7 февраля с.г. статья Богдана Губского «Инвестиционные горизонты украинской экономики» вызвала большой интерес читателей и специалистов. Сегодня мы публикуем два отклика на статью ученых из Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины. Редакция и далее намерена знакомить читательскую аудиторию с наиболее интересными мнениями по проблеме, представляющей, безусловно, ключ к выходу Украины из поразившего ее кризиса.
Статья Б.Губского «поставила проблему возрождения активной инвестиционной деятельности в Украине под несколько нетрадиционным углом зрения. В отличие от повсеместного поиска причин происшедшего в Украине инвестиционного коллапса в сфере макроэкономики, Б.Губский обратил главное внимание на микроэкономику, на ее технологии, в том числе на господствующий в руководстве украинских предприятий «менеджмент». И это позволило прийти к, казалось бы, парадоксальному выводу: официально декларируемая необходимость для структурной перестройки в Украине $40 млрд. иностранных капвложений оказались из жанра экономической фантастики, ибо реальное состояние инвестиционной сферы в Украине попросту не дает возможности освоить такой объем инвестиций.
Специалистам уже давно ясно: среди симптомов заболевания украинской экономики происходящая в большинстве отраслей материального производства декапитализация является одной из наиболее грозных. Если этот процесс не удастся блокировать, а затем и повернуть вспять, Украина неминуемо и окончательно перейдет в когорту слаборазвитых стран, а попытки трансформировать ее экономику в направлении социального рыночного хозяйства останутся не более чем миражом.
За последние годы на тему инвестиций сказано и написано предостаточно, но позитивного практического результата нет, да и не могло быть. Ибо мировым опытом давно доказано, что большинство практических неудач в деле переустройства общества начинается именно с заблуждений концептуальных. И, безусловно, статья Б.Губского интересна хотя бы уже тем, что он обратил внимание на некоторые из этих заблуждений. Вместе с тем было бы, видимо, небесполезно прояснить некоторые нюансы, которые остались вне поля зрения автора статьи.
Прежде всего следует иметь в виду, что инвестиционный климат любой страны - понятие многомерное. Он отнюдь не сводится к мерам по обеспечению стабильности национальной валюты и цен, снижению налогового пресса или применению льгот и гарантий в отношении инвестиций. Практика многих стран доказала, что успех является, как правило, результатом системно реализуемых мер.
Так, на макроуровне, где формируется инвестиционная политика государства, безусловно, важно обеспечить общую стабильность. Однако, вопреки ожиданиям, при ее достижении в Украине не наступило автоматическое оживление инвестиций. Это явилось еще одним доказательством того, что немонетарное в своей основе централизованное плановое хозяйство врачевать монетарными методами могут только люди, чего-то глубоко не понимающие в особенностях постсоциалистической микроэкономики.
Для принятия позитивных инвестиционных решений на микроэкономическом уровне важна прежде всего возможность получения адекватной прибыли на вложенный капитал. А это значит, что даже в условиях монетарной стабилизации инвесторы будут чутко реагировать на общую динамику ВВП и производства в ключевых секторах экономики, производственного и личного потребления, рентабельности и платежеспособности субъектов экономической деятельности и т.д. И даже в условиях относительной стабильности национальной валюты и цен значительное сокращение производства, вялость платежеспособного спроса, слабость платежной дисциплины будут однозначно толкать потенциальных инвесторов к отказу от капвложений из-за отсутствия объектов, гарантирующих минимально приемлемый уровень прибыли. Экономика в таких условиях попадает в своеобразную ловушку неопределенности, создающую порочный круг ее деградации.
Если государство при этом остается пассивным в своей структурной политике (т.е. в выработке инвестиционных ориентиров для предпринимателей) и не создает посредством экономических регуляторов точек роста в потенциально конкурентоспособных областях, этот разрушительный процесс может спонтанно протекать достаточно долго и завершиться стабилизацией на качественно более низком уровне хозяйственной структуры - там, где страна превращается в придаток более сильных в экономическом отношении стран.
Другой важнейшей задачей макрополитики является создание надлежащей системы институтов и инфраструктуры, на базе которых только и возможно возрождение инвестиционной активности. Прежде всего это - совершенствование системы базовых норм, регулирующих отношения собственности, конкуренции и легальной экономической деятельности, включая распределение общественного богатства. Неопределенность в структурных приоритетах угнетает экономику, неопределенность же в институциональных основах разрушает ее, что ведет к замене общепризнанных и долговременных правил экономического и социального поведения клановыми и сиюминутными.
Не менее важно для адаптации субъектов экономической деятельности к меняющейся экономической среде своевременно получать адекватную бизнес-информацию, что снижает издержки совершения коммерческих и инвестиционных сделок, облегчает доступ к недорогим источникам финансовых ресурсов.
И, наконец, еще один важный фактор, выходящий за чисто экономические рамки, но имеющий прямое отношение к инвестиционному процессу. В Украине произошло колоссальное, беспрецедентное по темпам перераспределение общественного богатства. Кто-то думает, что это чисто этический вопрос. Нет, все это имеет далеко идущие экономические последствия. Значительная часть населения перестала накоплять, а старые накопления сгорели в огне гиперинфляции. Но ведь во всем цивилизованном мире сегодня основной источник инвестиций - это сбережения населения. Более того, семейные сбережения - это финансовая основа развития человека как основной производительной силы общества.
Последнее тем более справедливо в современной высокосложной и высокотехнологичной экономике.