Еще лет десять тому назад трудно было предположить, что к началу второго тысячелетия Венгрия может стать членом Европейскою союза (ЕС). Находящаяся в одной с нами системе экономических координат, эта маленькая центральноевропейская страна как-то незаметно подошла к рубежу, который открывает путь в развитое рыночное европейское сообщество. Как же удалось так резко уйти «в отрыв» и за сравнительно небольшой период времени перестроить хозяйство?
Предпосылки
В последние перед сменой строя годы венгерская экономика агонизировала: рост производства постепенно замедлялся, неудержимо возрастал внешний долг, а также бюджетный дефицит. Значительная часть иностранных инвестиций шла на покрытие этого дефицита, а не на модернизацию экономики. Медленно, но неуклонно повышался уровень инфляции. Словом, уже в середине 80-х налицо была деградация плановой централизованной системы управления. Однако, в отличие от некоторых стран социалистического лагеря, система правления Яноша Кадара, метко охарактеризованная как «мягкая» диктатура, открывала хотя и ограниченный, но реальный простор частному предпринимательству. Вспомним небольшие семейные фермерские хозяйства, малые предприятия, самостоятельно производившие и реализовывавшие продукцию. Еще в начале 80-x была либерализирована деятельность совместных предприятий, что, в частности, послужило притоку в венгерскую экономику иностранного капитала. На этот период приходится и прием Венгрии в систему Всемирного банка, что расценивалось как событие из ряда вон выходящее.
В 1986 ходу появилась возможность избирать совет предприятий - самостоятельные органы управления, более-менее свободные от произвола государственной бюрократии. Вследствие банковской реформы 1987-го появились на свет коммерческие банки. С 1988 года началась ориентированная на европейские нормы налоговая реформа. Еще до появления многопартийной системы венгры получили заграничные паспорта, дающие право без бюрократических проволочек ездить по многим странам мира. Все это, вместе взятое, свидетельствует о том, что Венгрия в канун смены строя, в преддверии формирования рыночных отношений имела, по сравнению с соседними странами СЭВ, лучшие реформаторские предпосылки, шла на шаг впереди них.
Формирование основ
Радикальные политические и экономические преобразования начались в Венгрии сразу после смены строя в 1989 году. Как и во всех постсоциалистических странах, они вначале сопровождались глубокими кризисными явлениями, многие из которых окончательно не преодолены и по сей день. Правда, кризис не был таким острым и всеобъемлющим, как после второй мировой войны. В 1990-1996 годах реальная заработная плата уменьшилась всего на 25 процентов, сократилось полтора миллиона рабочих мест. На 15 процентов уменьшился объем производимой продукции. Большинство предприятий, связанных с советским рынком, обанкротилось, как и те, которые в новых условиях оказались неконкурентоспособными. Внешняя задолженность страны увеличилась до 30 млрд. долларов.
Под давлением обстоятельств венгерское правительство в марте 1995 года прибегло к программе стабилизации (т. н. программа Бокроша). Параллельно с одноразовой значительной девальвацией форинта и введением 8-процентной надбавки к таможенным сборам на импортную продукцию резко сократились бюджетные accигнoвания, на 16-17 процентов снизилась реальная заработная плата. В результате предпринятых мер улучшился баланс национальной экономики, ускорилась приватизация, повысились конкурентоспособность и коэффициент прибыльности производства. За счет увеличения экспорта, а также осуществления приватизации удалось на 5 миллиардов долларов уменьшить внешнюю задолженность. До 17 млрд. долларов - наивысший в восточноевропейском регионе показатель - возрос приток в страну иностранного капитала. По оценкам многих зарубежных экспертов, Венгрия вновь стала лидером рыночных преобразований в регионе. По свидетельству министра финансов Венгрии Пэтэра Медьеши и прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, по итогам 1997 года ожидается
3-процентный рост производства, а в наступившем году прирост ВВП может составить 3,9, в 1999-м - 4,2 процента. Планомерно уменьшается уровень инфляции: в 1995-м - 28,2, 1996-м - 22, 1997-м - 18, прогнозируемый в 1998-м - 13-14 процентов. Рост реальной заработной платы составляет 4-4,5 процента. Премьер-министр Венгрии Дюла Хорн считает, что экономика страны уже стабилизирована.
На пороге Евросоюза
На проходившем в июле 1997 года заседании Комиссии европейских сообществ (КЕС) Венгрия впервые официально была названа в первой группе стран, с которыми будут вестись переговоры о присоединении к ЕС. В опубликованной аттестации Венгрии КЕС констатировала, что эта страна создала основные предпосылки жизнеспособной рыночной экономики и уже в средней перспективе сможет выдержать конкуренцию на объединенном рынке ЕС. Согласно оценке КЕС, страна выполнила свои обязательства по приведению правовой системы в соответствие с юридическими нормами ЕС.
Положительно оценивая венгерские экономические реформы, в частности существенный приток иностранных инвестиций, либерализацию цен и рынка капитала, обеспечение свободного движения услуг, защиту интеллектуальной и промышленной собственности, документ КЕС указывает и на необходимость дальнейших трансформаций. В нем обращается внимание на то, что конкурентоспособность венгерской экономики на объединенном рынке ЕС может быть достигнута в том случае, если страна сможет гарантировать макроэкономические условия, которые будут содействовать дальнейшему значительному росту инвестиций. Серьезные проблемы, по мнению комиссии, существуют в сфере охраны окружающей среды, в частности водохозяйства. Предстоит работа по реформированию аграрного сектора, перестройке структуры перерабатывающей промышленности. Более чем па половину от среднего уровня ЕС отстает энергетика. Значителен и разрыв в развитии отдельных регионов страны. Немало замечаний в 120-страничном документе Брюсселя касается сферы защиты прав потребителей, таможенного контроля...
В настоящее время Венгрия разрабатывает стратегию и тактику ведения переговоров с ЕС. По мнению руководителя представительства Венгрии в ЕС Эндре Юхаса, с его страной они будут вестись не как с равноправным партнером. Ведь необходимо принимать во внимание требования политических и правовых норм сообщества в целом, которые Венгрия выполнить сразу не в состоянии. Придется просить у ЕС отсрочку в реализации некоторых из них. Что же касается финансового бремени сообщества, то для Венгрии система ЕС благоприятна, поскольку главным критерием при его распределении является уровень экономического развития страны, в первую очередь размер ее валового внутреннего продукта. Рассчитывает Венгрия и на помощь из фондов солидарности ЕС и фондов ЕС по поддержке структурных преобразований. Из выделенных на эти цели 275 млрд. экю она, по оценкам экспертов, может получать примерно по 3 млрд. экю в год (приблизительно столько же, сколько выделяется Греции или Португалии).
В связи с предстоящим присоединением Венгрии к ЕС Европейский инвестиционный банк разрабатывает облегченную конструкцию предоставления кредитов, которая даст возможность в три-пять раз увеличить их объем в данной стране. «Подстраивается» под Венгрию и Всемирный банк, решивший открыть в Будапеште один из шести своих региональных филиалов. Отсюда он будет руководить деятельностью собственных финансовых учреждений в Венгрии, Молдавии, Словакии, Словении и Чехии. Небезынтересно, что руководителем регионального банка назначен бывший министр финансов Венгрии Лайош Бокрош, чьим именем названа программа экономической стабилизации страны.
Согласно решению люксембургского саммита Европейского союза (декабрь 1997 года) процесс расширения ЕС начнется с совещания 30 марта 1998 года, на которое приглашаются и страны-кандидаты. Дюла Хорн недавно получил письмо от Тони Блейера, npeмьep-министра Великобритании - председателя ЕС в 1998 году. В послании подчеркивается, что сразу после совещания будут проводиться официальные переговоры с Венгрией. Стратегия и тактика их ведения должны быть утверждены в феврале венгерским правительством. Согласно прогнозам первый этап (гармонизация законодательства) может завершиться в декабре 1998-го, второй (уточнение невыясненных условий и договоренностей) - до 2000 года, после чего последует период заключения и ратификации договоров со всеми странами ЕС.