«Премудрость царствы управляет»
(Г.Р.Державин)
- Что ж, товарищи предприниматели, будем разбираться, - весомо промолвил нержавеющий человек в дорогом и плохо сидящем пиджаке с карманами. - Пока что опечатаем у вас тут все, а поскольку вы здеся неправильно выполняете наши предписания, я принимаю решение о приостановке всех видов финансовых, платежных и расчетных операций вашей фирмы-предприятия-конторы, о чем и приказываю Национальному банку согласно закону и доношу Верховной Раде согласно информации...
Во, бред-то какой! Непреодолимой силы контрольно-карательный кошмар в стиле Франца Кафки. Но Кафку читали в нашей стране только эти - вечно рефлектирующие и еще недорезанные интеллигенты. Кто же не удосужился полистать герра Франца, может восполнить пробел, заглянув в принятый 304 депутатскими голосами закон «О Счетной палате Верховной рады Украины». На пути к воплощению мечты о всеобщем порядке ВР преодолела все - даже вето Президента. Не вняли в общем, хотя говорил Президент и предупреждал Президент: «Положения о статусе, заданиях и полномочиях Счетной палаты противоречат новой Конституции». На что ВР изобретательно ответила постановлением, то есть постановила, что не противоречат. И приняла закон, провозглашающий Счетную палату Верховной Рады Украины «постоянно действующим высшим органом государственного финансово-экономического контроля».
Так что монолог представителя «высшего органа», представленный здесь в порядке бреда, имеет некоторый шанс прозвучать в реальности. Некоторый шанс - потому, что конституционный спор ВР - Президент по поводу полномочий палаты еще не завершен. Следующий ход должна сделать исполнительная власть.
Благие намерения
Статья 98 Конституции определяет, что «контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата». Точка, абзац, следующая статья. О том, что такая формулировка предоставляет широкое поле для толкований и борьбы, обе власти - законодательная и исполнительная - догадывались еще во времена Конституционного договора, когда Президент «завернул» аналогичный закон «О контрольной палате...» Потом случилась Конституционная Ночь - причем в течение этой ночи участники процесса периодически нервно смеялись и говорили: «Ну, что мы тут напринимали, разбираться будем долго». И не ошибались при этом. Счетная палата - один из тех самых случаев.
Казалось бы - что плохого в том, что Верховная Рада, утверждая госбюджет, будет заодно контролировать: как он там, бюджет, не обижают ли его, не тратят ли чего «налево», платят ли бюджетникам что-нибудь деньгами или, к примеру, хорошо ли собирает налоги соответствующая, налоговая, администрация? Теоретически - ничего плохого в этом нет. Но если взяться за дело с размахом, а именно так поступили депутаты, оказывается, можно сэкономить массу государственных денег - при наличии Счетной палаты с такими полномочиями несколько меркнет смысл существования (огласим весь список): Кабинета министров вообще, Минфина и Казначейства - в частности, СБУ, НБУ, налоговой инспекции и налоговой полиции (если честно - любой инспекции и любой полиции), КРУ, ФГИ, АК и т. д. и т. п.
ЭКЧП, или Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью
Начало на 1-й стр.
«Счетная палата, - написано в законе, - осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства». «Счетная палата, - написано в законе, - контролирует эффективность управления средствами государственного бюджета Государственным Казначейством Украины, законность и своевременность движения средств... в Национальном банке Украины, уполномоченных банках и кредитных учреждениях». Кроме того, это СП (Счетная, в смысле, палата) контролирует выполнение законов, финансирование государственных программ, использование госимущества, осуществляет контроль за денежной эмиссией, использованием кредитных и валютных ресурсов, размещением золотого и валютного резервов, контролирует исполнение решений ВР по поводу получения Украиной не предусмотренных бюджетом займов от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций, перебрасывает туда-сюда (по собственному усмотрению) средства целевых фондов... мама! Легче сказать, чего СП не контролирует: перелетов отдельных видов пернатых над Тихим океаном и землетрясений на Марсе.
Итак, простое и простодушное желание помочь правительству в исполнении бюджета привело депутатов к непростому решению: чтобы контролировать государственный бюджет, надо контролировать государство и его окрестности. Каким образом?
Образ действий
Любой контроль, как твердо усвоили читатели и товарища Ульянова, и герра Кафки, начинается с учета. Посему, прежде чем анализировать и давать рекомендации, рассылать в окружающее пространство предписания и докладывать ВР, эксперты, специалисты и прочие служащие СП будут устраивать «проверки, ревизии или обследования». Чем одно отличается от второго и третьего, в законе не сказано - видимо, все зависит от желания заказчика.
По ходу дела ревизоры предполагают «знакомиться со всей документацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности объекта», «требовать и получать» от руководителей объектов все, что нужно плюс устные и письменные пояснения по интересующим ревизора вопросам, «беспрепятственно входить» в помещения, архивы, хранилища государственных органов, предприятий, организаций, банков, финансово-кредитных учреждений, опечатывать - там же - кассовые и служебные помещения, изымать необходимые документы, оставляя в утешение «объекту» акт изъятия и копии или опись изъятых документов. Если «объекту» еще что-то не ясно, он может - после всего этого - подать в суд. Если захочет... Автор уже хочет работать ревизором. Но о кадрах, которые хотят решать все, - немного позже.
Что же это за «объекты», которых по мысли авторов закона, в любой момент можно и нужно подвергать проверкам, ревизиям и обследованиям? Смотрим в закон. Кроме всех и всяческих органов госуправления, «объектами» являются: «органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, банки, кредитные учреждения, хозяйственные товарищества, страховые компании, другие финансовые учреждения, их союзы, ассоциации и другие объединения независимо от форм собственности, если они получают, переводят, используют средства госбюджета, или имеют часть государственной собственности в своем уставном фонде, или используют объекты права государственной собственности, или управляют ими, а также в случае предоставления им таможенных, налоговых и других льгот. Полномочия Счетной палаты распространяются на объединения граждан, негосударственные фонды и другие негосударственные некоммерческие общественные организации, если их деятельность связана с получением, перечислением или использованием средств государственного бюджета, участием в реализации общегосударственных программ, использованием имущества, являющегося объектом права государственной собственности, а также в части предоставленных... таможенных, налоговых льгот или отсрочек в расчетах с государством». Никто не забыт? Ничто не забыто...
Кто же будет руководить всей этой благодатью? Председатель. Избирается на 7 лет и «самостоятельно решает все вопросы, связанные с осуществлением контроля». У председателя есть множество правых (и левых, конечно же, - для симметрии) рук: заместители, секретарь и подручные - главные контролеры. Все - сроком на семь лет. С перспективой еще и на второй срок. Законом предусмотрено выделить из госбюджета средства на содержание указанного СП, материально и социально обеспечить сотрудников, установить им порядок медицинского, санаторно-курортного и транспортного обслуживания, персональные ежемесячные надбавки в размере 70% от должностного оклада. Ну, там, мелочь еще всякая - квартиры, у кого мало.
Чтобы не получить упрека в пессимизме, добавим, что в законе предусмотрена статья «Информация о деятельности Счетной палаты»: «Счетная палата регулярно публикует информацию о своей деятельности в средствах массовой информации». Таким образом, население может не волноваться - ему все расскажут.
Суровая необходимость
Государству трудно. Очень трудно. Просто до невозможности - поскольку совершенно невозможно строить социалистический рынок по капиталистическому плану и при этом еще бороться с организованной преступностью и рэкетом - путем возрождения производства на вверенной народом территории. Перед такими задачами спасовали бы древние экономисты, но современные законодатели - никогда. И почти ни за что. разве что - за возможность пересесть с депутатского сиденья в кресло, поскольку в кресле - намного удобнее и намного дольше...
Суровая необходимость продолжать жить и после окончания депутатского срока обеспечила закону «О Счетной палате ВРУ» высочайшую, конституционную «проходимость». Невероятный объем работы, предусмотренной к выполнению, никого не пугает: во-первых, у нас огромное количество квалифицированных экспертов, способных профессионально контролировать что угодно, во-вторых (и в главных) - контролировать будут не всех сразу. Выборочно. Кого надо, того проверят и обследуют, кого не надо - отпустят до поры до времени. Это же самая что ни на есть мечта: контролировать одновременно бюджетные (внутренние) и экспортно-импортные (внешние) потоки.
Воплотить мечту в жизнь будет очень сложно ввиду великого множества желающих помечтать, но попытка налицо. Правда, есть еще одна трудность: статья 6 Конституции Украины утверждает, что власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Для преодоления этой статьи надо бы записать, что есть власть, которая не делится. Не хочет делиться, и все тут...