ДНЕПРОГЭС: РУХНЕТ ИЛИ ВЫСТОИТ?

Поделиться
Начиная с 1997 года, Днепровская гидроэлектростанция имени В.И.Ленина все больше теряет лавры симво...

Начиная с 1997 года, Днепровская гидроэлектростанция имени В.И.Ленина все больше теряет лавры символа первенца советской гидроэлектроэнергетики, приобретая взамен недобрую славу экологической мины замедленного действия. А началось все с детального обследования специалистами предприятия «Запорождормостремонт» состояния плотины Днепрогэса. С помощью новейших приборов удалось выяснить, что на теле нескольких бетонных опор (так называемых быков), удерживающих мостовой переход плотины, появились сквозные трещины. Сначала тревогу общественности по поводу возможного прорыва плотины удалось успокоить разъяснениями о том, что самой большой неприятностью может стать разрушение мостового перехода через Днепр — одного из двух имеющихся в городе. А чтобы этого не случилось, местные власти распорядились сократить количество полос движения по мосту с четырех до трех и занялись поиском средств на ремонт. Тогда, по подсчетам специалистов, требовалось 5,8 млн. грн.

В течение трех лет ремонтники освоили 2,6 млн., включая 600 тыс., выделенных из городских резервов, полностью отремонтировав 8 опор и выполнив 90% работ еще на 3 «быках». Параллельно были произведены испытания на прочность 2 отреставрированных «быков», которые подтвердили надежность выполненных работ.

Однако проблему удастся решить лишь в том случае, если будет выполнен ремонт хотя бы 35 из 41 поврежденных «быков». Иначе вся работа пойдет насмарку. Чтобы этого не случилось, необходимо еще порядка 10 млн. грн. Разумеется, ни городу, ни области таких денег взять неоткуда. На щедрость государства тоже нет особых надежд, поскольку в более благополучном 1997 году из 3,5 млн. грн., запланированных в бюджете на ремонт днепрогэсовского мостового перехода, было выделено всего 500 тыс.

Поэтому местные власти настойчиво пытаются найти общий язык с «Укрэнерго», на чьем балансе находится плотина, надеясь включить затраты по ремонту опор в тариф вырабатываемой гидростанцией электроэнергии. Однако судя по тому, что предыдущие три года подобная идея воспринималась энергетиками без энтузиазма (ведь мостовой переход является городской собственностью и даже его полное разрушение не повлияет на работу станции), осуществить задуманное, скорее всего, возможно лишь, прибегнув к волевому решению правительства.

В этом отношении более сговорчивым может оказаться руководство «Укрводпути», в чьем ведении находятся два судоходных шлюза — составной части Днепровского гидроузла. К одному из них — однокамерному, введенному в эксплуатацию с пуском Днепрогэса-2, претензий нет. Он представляет собой вполне современное гидросооружение, способное обеспечить проход судов типа «река—море» и вполне справляющееся с судоходной нагрузкой. Обеспокоенность вызывает состояние старого трехкамерного шлюза, построенного еще в 1934 году.

Шесть лет назад этот шлюз был выведен из эксплуатации, его главные ворота заменили временным шандорным заграждением, которое обычно устанавливают на период межнавигационного ремонта — на 3—4 месяца. Но поскольку необходимость в эксплуатации старого шлюза отпала, ремонтировать его никто не собирался. А тем временем состояние шандорного заграждения ухудшалось — разрушалось уплотнение, коррозия разъедала тросовые подвески, от напора воды увеличивался прогиб. В городе всерьез начали поговаривать о неминуемой экологической катастрофе, когда сдерживаемая плотиной вода озера Ленина затопит не только часть областного центра, но и расположенные вниз по течению населенные пункты, в том числе и город Энергодар с его атомной станцией.

Специалисты уверяют, что даже если и случится разрушение шандорного заграждения (например, во время весеннего паводка), катастрофы не произойдет. Все же конструкция трехкамерного шлюза позволяет избежать гидроудара, обеспечивая плавный переток воды. К сожалению, это весьма слабое утешение, поскольку не исключает как возможность подтопления, так и ощутимое нарушение гидрорежима Днепра. Чтобы этого не произошло, необходимо срочно изыскать 700 тыс. грн. на ремонт раздвижных ворот шлюза. Деньги вроде и не большие, но ведь и они на дороге не валяются. А там, как знать, нет ли в запасе у первенца гидроэлектроэнергетики очередного неприятного сюрприза?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме