За ними не гонятся наши доблестные пограничники с овчарками, их не сбрасывают с парашютами в глубь Украины, они не проникают на нашу территорию по дипломатическим паспортам. Для контрабанды продовольствия существуют «коридоры» на пунктах пропуска через государственную границу. К экономической контрабанде, а точнее — различного рода хитрым налоговым схемам, льготам прибегают и так называемые островки экономической свободы — специальные экономические зоны (СЭЗ) и территории приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности (ТПР). На самом же деле они превратились во внутригосударственные оффшоры.
Несмотря на все старания правительства преградить путь нелегальному ввозу товаров группы 1-24, грузы беспрепятственно минуют посты и растворяются в торговой сети. Следовательно, реально существует негласный договор между бизнесом и таможней, который можно классифицировать как сговор. Госчиновники не устают повторять, что эта спайка подрывает экономику Украины, здоровье нации. Но мутная река от многословия не пересыхает. Наоборот, становится все шире...
В соответствии с классификацией товаров внешнеэкономической деятельности к группе 1-24 относятся: мясо, рыба, молоко, другие продукты животного происхождения, овощи, кофе, чай, зерновые культуры, продукция мукомольно-крупяной промышленности, масличные, сахар и пр. В 2003 году в Украину их ввезли почти 9,5 млн. тонн на общую сумму 2,7 млрд. долл. США. По сравнению с 2002 годом значительно возросли объемы импорта зерновых культур — 3150%, продукции мукомольно-крупяной промышленности — 366, сахара и кондитерских изделий — 242, алкогольных и безалкогольных напитков — 125%. Но это только официальные данные...
Весной 2002 года Петр Вербицкий, председатель Госдепартамента ветеринарной медицины Министерства аграрной политики был обеспокоен засильем в торговых точках не только «ножек Буша», но и иностранных говядины, свинины, сала и даже потрохов. Без сертификатов соответствия, качества, безопасности и прочих документов, которые должны быть в наличии в случае официального прохождения таможенного контроля.
По данным информаторов, авторефрижераторы пересекали именно польско-украинскую границу. Двадцатитонные фуры — не спичечный коробок, следовательно, их не могли не заметить посты в Ягодине, Раве-Русской, Краковце и Шегинах. Петр Иванович, подключив старые связи, поинтересовался у польских коллег: сколько автомашин с мясопродуктами попало на территорию Украины в апреле? Соседи заглянули в компьютерную базу данных и по каждой из четырех таможен выдали точные цифры. С украинскими они совсем не «играли»: наши оказались занижены в несколько раз.
Дело запахло гнилью. Петр Вербицкий доложил о ситуации министру аграрной политики Сергею Рыжуку. Сергей Николаевич, в свою очередь, проинформировал Президента о канале контрабандного сбыта продуктов питания. Решили, не афишируя, проверить работу подозрительных пропускных пунктов. Из компетентных специалистов сформировали рейдовую бригаду. А теперь представьте себе такую картину: приезжают якобы негласно проверяющие на региональную таможню, а там их встречает при полном параде... председатель Государственной таможенной службы Украины.
За несколько дней, пока продолжалась инспекция, ни один сомнительный «трак», разумеется, границу не пересек. На польской стороне их собралась целая кавалькада, ждали условного сигнала. Когда же «трясти» перестали, автопоезда снова начали «проходить» украинскую таможню...
Прошло два года. Слышал, что за это время таможенные органы стали чище горного хрусталя: только в прошлом году к дисциплинарной ответственности привлекли более полутора тысяч служащих, из которых... 66 уволили за нарушение законодательства и трудовой дисциплины. Вместе с тем, вопреки Закону «О государственной службе», далеко не рядовые чиновники, у которых рыльце в пуху, продолжали занимать свои должности. Все более жесткими становятся методы предотвращения и прекращения контрабанды товаров 1-24 групп и их ввоза на таможенную территорию Украины. Но ни один госчиновник не рискнет дать «честное слово», что мы раз и навсегда перекрыли канал «черного» или «серого» импорта. Да и как они могут поклясться, если в упоминавшихся Ягодине, Раве-Русской, Краковце, Шегинах и других по сей день существует никем не отмененная «такса»: 5 тыс. долл. за 20-тонный холодильник на колесах и — катись, как колобок, куда глаза глядят!
В том, что наша граница на ненадежном замке, убеждают проверка и комплексный анализ деятельности органов Государственной таможенной службы, проведенные комиссией СНБО. По результатам которых руководитель ведомства Николай Каленский лишился двух своих заместителей, а сам «удостоился» выговора от Президента. Однако, на мой взгляд, сколько ни проверяй, среди стражей ворот найдутся желающие потрудиться на благо теневой экономики страны.
Никак не пойму: в пунктах пропуска таможенники работают бок о бок с еще девятью контролирующими службами. Статья 27 Таможенного кодекса декларирует, что таможенное оформление товаров завершается только после проведения санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, радиологического, экологического контроля. Все вроде бы должно работать против контрабанды. Тогда как объяснить, что караваны с продовольствием проходят «незамеченными»? Это же не ручная кладь британской королевы, которая (единственная среди англичан!) освобождена от таможенного досмотра.
Во-первых, у многих декларантов на пунктах пропуска «свои» смены инспекторов, поэтому едут наверняка, не рискуя в случае проверки лишиться товара или предмета правонарушения — транспортного средства. Во-вторых, таможенники, случается, и сами с радостью корректируют таможенную стоимость экспортно-импортных грузов, занижая ее на треть. Зачем? 10% «сэкономленной» суммы оседает в их карманах. Часто указания о таможенной «очистке» поступают от высшего руководства, сообщаются и номерные знаки автомобиля.
«Продвинутые» доморощенные импортеры имеют дело не с «пешками», а с людьми в довольно серьезных погонах. Чтобы «договориться», существует несколько испытанных методов. Один из них — добровольно-принудительный. Приносят вам «дипломат» и говорят: «Здесь — полмиллиона долларов. А ваша жизнь стоит 50 тысяч...» Кто-то надевает кевларовый бронежилет и «запутывает» ежедневный маршрут на работу и обратно. Иные же решают не творить добро, а брать его.
Слишком велик соблазн отхватить хотя бы кусочек от материальных ценностей, каждый день мелькающих перед твоими глазами. Тем более, если они не государственные, а принадлежат коммерческим структурам...
В царской России хорошо понимали, что работать можно либо за идею, либо за большие деньги. Когда ввели таможенную пошлину на некоторые товары наполеоновской Франции, российская аристократия не смогла отказаться от привычки модно одеваться, пользоваться духами и наслаждаться винами с берегов Сены. Несмотря на жесткие меры правительства, нелегальный ввоз ходовых товаров процветал. И тогда Александр І в 1811 году издал именной указ, в соответствии с которым вся контрабанда, а также штрафы с нарушителей поступали не в казну, а таможенникам: в их пенсионный фонд, правлению таможни и большая часть — непосредственным изобличителям «серого» импорта. Такой порядок распределения конфискованного, начиная с 1819 года, регламентировался Таможенным кодексом и фактически просуществовал до 1935-го. В 1935 году сумма поощрения отличившихся была ограничена 25 тыс. рублей. Это при том, что зарплата в 60 рублей считалась вполне приличной.
Не страдало ли от такой «щедрости» государство? Отнюдь! Прежде всего обеспечивалась почти стопроцентная уплата таможенных сборов. Сейчас же инспектор, разоблачив «нелегала» на сотни тысяч долларов, может рассчитывать разве что на премию в несколько сотен гривен. Но тогда контрабанда не превышала 0,5% от количества перемещаемых через границу товаров. Сейчас же, по различным оценкам, этот показатель колеблется в пределах 30—50%. Сами таможенники признают: если в позапрошлом году количество правонарушений по группе 1-24 составляло 17%, то в прошлом году — 25. Уточню: разоблаченных и задокументированных.
Общая стоимость изъятых товаров — более 30 млн. грн. Задержано более 41 тыс. литров спирта — 50,4 тыс. грн., алкогольных напитков — на 289,2 тыс., табачных изделий — на 519,5 тыс. гривен, возбуждено 15 уголовных дел. А сколько из них «рассыпется», так и не завершившись справедливым приговором?! Один генерал вспомнил, как во время его службы в Одессе в 1982 году задержали контрабанду, которая превысила «улов» погранвойск всего Советского Союза за предыдущие пять лет. Одного из героев — капитана Соколова — наградили за это орденом Ленина. Случай действительно хрестоматийный, и вряд ли наши стражи в ближайшее время освежат его, поскольку хитрее становятся и поставщики.
Одна ситуация уже перекочевала в разряд анекдотов. Таможня на украинско-польской границе. Подруливает «газелька» с брезентовым тентом, под которым — пять бидонов с только что выкачанным медом. Инспектора обрадовались, стали многозначительно буравить взглядом водителя и сопровождающего. Последний начал доказывать: это — МОЙ мед! Хочу «загнать» его друзьям-перекупщикам из Польши, и чем скорее вы меня пропустите, тем быстрее на обратном пути я отблагодарю вас бутылкой польской водки. Инспекторов столь незначительный «презент» только привел в раздражение. Они сразу стали неумолимы: или плати полную сумму таможенной пошлины (около 300 долларов), или поворачивай обратно. Сопровождающий парировал: тогда и бутылки вам не видать...
«Газель» съехала с трассы на обочину, сопровождающий позвонил куда-то по мобильному. Затем с напарником откинули тент, открыли крышки бидонов, а сами сели на травку и закурили. Через полчаса с польской стороны подъехал крытый грузовик и деловитые поляки выгрузили на землю... пять ульев и открыли летки. За несколько часов пять пчелиных роев беспошлинно перекачали содержимое пяти бидонов в свои ульи. После успешно проведенной операции пасечники натянули тент и гордо въехали в Польшу. Без капли меда...
Что ни говори, а наши люди сообразительные. Лишь украинцы приноровились конструктивно изменять грузовики и вместо 10 тонн провозить 13. Более бдительными стали контролирующие органы — сразу же переметнулись на автомобили грузоподъемностью до 3,5 тонны. Они не подпадают под межгосударственные соглашения в сфере транспортного сообщения (разрешения на проезд по дорогам, дорожные сборы и пр.) и обычно принадлежат жителям приграничных районов, пользующихся упрощенным порядком перемещения через границу. И хотя на малогабаритных грузовиках приходится делать семь-десять рейсов вместо одного на стандартном рефрижераторе, так безопаснее.
Еще одной хитростью, сбивающей с толку таможенников, жонглируют спецы «свободного» перемещения продовольствия. Это транзит. Грузы, идущие из Молдовы, по документам (кстати, фиктивным) будто бы следуют в российские города. Но в лучшем случае они доезжают до Умани или Жашкова. Здесь товар перегружают в малотоннажные грузовики, которые и развозят содержимое холодильников, контейнеров по складам, магазинам и рынкам. Таможенники жалуются, что к каждому «транзитнику» не приставишь надзирателя или сопровождающего. Да они и не нужны!
Из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас добирался автостопом. Преодолев 217 миль, водитель огромного «трака» извинился, поскольку в сам город развлечений меня не доставил. Свернуть с 15-го хайвея он побоялся: «Босс все видит!» Выяснилось, автомобиль оборудован GPS — навигационной системой слежения. Владелец компании-перевозчика с помощью спутника постоянно контролирует перемещение грузов, с точностью до минуты и секунды определяет их место дислокации. Несколько мониторинговых систем уже действуют в России. Что мешает нам оснастить трейлеры GPS и мгновенно реагировать, скажем, на продолжительный их простой в Умани, сигналы о сорванных пломбах на двери? Киваем на технические трудности и отсутствие средств. Но теряем больше.
«Совершенствуют» свой промысел и рыбные импортеры, особенно в такой специфической нише, как икорная. Прошли времена, когда выковырянные из тюльки глаза выдавали за осетровую икру, а окрашенный консервированный горошек — за лососевую. Затратная технология! Сейчас подмена происходит намного проще. По товарному коду 1604 30 90 00 УКТ ЗЕД икра всех видов рыб, кроме осетровых, классифицируется как обработанная и готовая к употреблению. Одинаковая ставка ввозной пошлины (шесть евро за килограмм) на икру лососевую, мойвы или селедки толкает на нарушения. Задекларировав продукт как «заменитель икры» или смешав лососевую с минтаевой, вы платите только 0,5 евро за килограмм, поскольку товар подпадает под другие коды.
А теперь об официальном импорте. В результате ввоза в Украину в 2003 году 9,5 млн. тонн товаров группы 1-24 в бюджет перечислили почти 2,6 млрд. грн., из которых на НДС пришлось 2 млрд., ввозную пошлину — 542 млн., акцизный сбор — 10 и таможенный сбор — 2 млн. грн. Сумма уплаченных налогов по сравнению с 2002 годом возросла на 61% и достигла 18% от общей суммы налогов, поступивших в госбюджет. Ощутимый рывок! Он был бы еще мощнее, если прибавить налоги, не уплаченные на основании решений судов (по сравнению с 2002 годом рост достиг 177%), принятых исключительно по искам субъектов СЭЗ и ТПР.
Есть такая дефиниция, как условно начисленные налоги (от них субъекты хозяйствования освобождены на основании законодательных актов). Так вот, их сумма тоже возросла на 43%. С 0,4 млн. грн. до 171,1 млн. грн. (в 427 раз!) увеличился объем НДС за зерновые культуры и табачное сырье, уплаченный налоговыми векселями. Больше всего льгот при ввозе на таможенную территорию Украины товаров 1-24 групп предоставлено согласно соглашениям о свободной торговле — 1651 млн. грн. (96,2%) и Закону «О гуманитарной помощи» — 25 млн. грн. (1,5%).
В доверительном разговоре высокопоставленный чиновник Гостаможни, анализируя статистику, главным бичом назвал не контрабанду товаров 1-24 групп, а использование существующих льгот при ввозе их в СЭЗ и на ТПР. Из привилегированной когорты он особенно выделил «донецкую зону».
В соответствии с правительственным документом от 17 мая 2002 года № 658 «О внесении изменений в постановление Кабинета министров Украины по вопросам функционирования специальных экономических зон и территорий приоритетного развития», инвестиционные проекты в отраслях пищевой промышленности на ТПР и в СЭЗ должны осуществляться с использованием исключительно отечественного сырья. Но во втором полугодии 2002 года, несмотря на то, что упоминавшееся постановление уже вступило в силу, объемы ввоза сахара возросли почти в 11 раз. Если за январь—май 2002-го СЭЗ и ТПР обогатились 979 тоннами сладких кристаллов на сумму 0,275 млн. долл. США, то в июне—декабре — 11 374 тоннами (2,99 млн. долл.). Причем июньско- декабрьские объемы полностью попали на ТПР в Донецкой области. В 2003 году ввезли уже 31 363 тонны сахара на 8,14 млн. долл., и тоже адресно на донецкую территорию. Таможенное оформление осуществлялось с освобождением от налогообложения только на основании решений судебных органов; льготы по уплате пошлины достигли 53,5 млн. грн.
Не изменилась ситуация и после принятия Верховной Радой 24 декабря 2002 года законов «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» (№ 346-IV) и «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения подакцизных и некоторых других товаров» (№ 347-IV). Согласно им, свободные и прочие специальные зоны функционируют с учетом того, что этот режим не распространяется на подакцизные товары и товары 1-24 групп. Всего по решению судов субъектам СЭЗ и ТПР предоставлены льготы по уплате таможенных платежей при ввозе товаров 1-24 групп на сумму 261,1 млн. грн. в 2002 году и на 1,04 млрд. — в 2003-м.
Вместе с тем в рамках реализации инвестиционных проектов за последний год субъекты хозяйствования уплатили в бюджет налогов и сборов (обязательных платежей) на 793,9 млн. грн. Так оправданы ли бюджетные льготы?
В первом квартале текущего года на фирмы, зарегистрированные на ТПР Донецкой области, приходилось девять десятых всего объема налоговых льгот, полученных за этот период, а за все годы существования ТПР — 84% (а именно — 3 млрд. грн.). В разрезе льгот по налогу на прибыль предприятий донецкая доля составляет соответственно 91 и 85%; НДС — 61 и 65; по ввозной пошлине — 91 и 88%. А остатком удовлетворяются предпринимательские структуры, зарегистрированные на других ТПР (Харьков, Крым, Луганск, Волынь, Житомир, Закарпатье и т.п.).
5 февраля 2003 года Леонид Кучма недоброжелательно отозвался о СЭЗ, отметив, что они стали «свободными полукриминальными зонами, и это касается не только Донецкой зоны». Президент предложил ликвидировать их. До гильотины не дошло: правительство ограничилось только мораторием на создание новых СЭЗ и ТПР до 1 января 2005 года. А вот поставки сосисок, колбас и мясных консервов из СЭЗ «Донецк» на таможенную территорию Украины пришлось урезать, причем постановлением Кабмина № 146 от 11 февраля нынешнего года.
Сегмент мяса и субпродуктов у меня как потребителя вызывает серьезное беспокойство. Давайте порассуждаем вместе. Если в 2002 году мы съели чужеземной свинины 1256 тонн, то в прошлом году — 9603. Чаще стала «прилетать» к нам и птица, правда, в убойном виде: 100 721 тонна против 71 760 в 2002 году (147,9%). А вот этот феномен никак не могу понять: импорт кишок, мочевых пузырей и желудков животных, кроме рыбьих, по сравнению с 2002 годом возрос... на 1800%! Отныне с легкой руки МинАП этот перечень пополнился еще и «сухожилиями и жилами, обрезками и аналогичными отходами необработанной шкуры». Но если на них в Украине есть спрос, думаете, контрабандисты спят? Вот только внутренности какого качества привозят они из челночных рейсов?!
Уже в нынешнем году сотрудники Николаевской таможни задержали более 17 тонн куриных бедрышек производства США, пытавшихся незамеченными «прошмыгнуть» мимо таможенного контроля. И это в то время, когда в Азии свирепствовал «птичий грипп». А где гарантия, что в Украину не попали бройлеры из Китая или Таиланда?
Знакомый генерал от этого вопроса даже подпрыгнул:
— Да вы только дайте «наводку»: где? кто? Я мигом подниму на ноги мобильный отряд в Бортничах, под Киевом. 600 спецназовцев — ого-го!
И все-таки Таиланд фигурирует в «послужном списке» таможенников как производитель рыбных консервов. Оборотистые предприниматели пытались ввезти в Украину 19,5 тонны тунца измельченного и кусочками в собственном соку и масле. Во время проверки сопроводительных документов работники Днепровской региональной таможни (Днепропетровска область) обнаружили, что заявленная стоимость консервов занижена в десять раз (!), а реальная составляет около 400 тыс. грн. Выяснилось, что фирма-отправитель груза находится не в Великобритании, как указано в документах, а в Таиланде.
Сэкономить на уплате надлежащих отчислений в госбюджет, а это 100 тыс. грн., предпринимателям не удастся. Незаконно ввезенный из-за рубежа груз изъяли, возбудили уголовное дело.
...На одном из контрольно-пропускных пунктов Закарпатья стал очевидцем такой сцены. Страж наших границ внимательно осматривал содержимое мешка одной из местных жительниц. Она традиционно делает пешие набеги на близлежащий венгерский поселок и покупает там муку. Дешевле... На сей раз ее ноша превышала пять килограммов.
— Не разрешено! — гнусавил украинский страж.
В это время мимо нас с натужным ревом проехал очередной рефрижератор. Мне неизвестно, какой таможенный «коридор» он проскочил: «зеленый» или «серый»? Если последний, не исключаю, что будем обогащаться белком животного происхождения, а проще — мясом десятилетней давности из гренландских штолен или вообще неизвестной страны с сомнительной эпизоотической ситуацией. Чтобы становиться умнее! Мне же, как и Верещагину, за державу обидно...