Памяти пакета «Экономический рост-97» посвящается
- Что вы читаете, принц?
- Слова, слова, слова…
В.Шекспир, «Гамлет».
Слово Президента
«Живешь, как на вулкане! Все ж непрочно, все ж шатается!», - жаловался Бармалей доктору в незабываемом кинофильме «Айболит-66». Тоже еще, страдалец. Вот побывал бы он на съезде УСПП, потом - примерно дней через пять - заглянул в Кабмин и в администрацию Президента, а на закуску посетил бы пару-тройку заседаний парламента. Тогда бы знал - что такое «непрочно» и что такое «шатается». Это когда Президенту по каким-то соображениям нужно «распушить» правительство и он с трибуны промышленного съезда в очередной раз говорит о необходимости принятия бюджета - на шести новых налоговых законах, то есть практически на основе всего пакета «Экономический рост», а если только на трех, то это, мол, «соглашательство» и вообще нехорошо. Буквально через несколько дней тот же Президент выступает инициатором и гарантом «суперсоглашательского» проекта бюджета, о котором речь пойдет ниже.
При этом все понимают, что по крайней мере один раз Президент был прав. Но (опять-таки - все) понимают и другое. Правительству просто необходимо «сбросить» проект бюджета на руки парламенту. Причем сбросить так, чтобы не вернули обратно. Поэтому проект верстается сначала на трех, а потом и на двух законах. Остальное, естественно, не прошло, поскольку ни Президент, ни правительство во главе с премьером не сделали решительно ничего, чтобы поддержать пакет.
Парламент, в свою очередь, продолжает переваривать куски пакета. Там «выдернет» реструктуризацию долгов, там вдруг вспомнит об инвалидском фонде или о фонде занятости. Смотришь, слушаешь и приходишь к выводу, что склероз - это не всегда плохо… А то еще вспомнят о проекте закона об амортизации, отечественным производителем коего числится товарищ Витренко Н.М. И кому какое дело, что вся амортизация давно расписана в принятом в третьем чтении законе о налогообложении прибыли предприятий...
Опять бюджет раздают. Депутатам
Итак, не прошло и года (прошло девять месяцев) с момента первой подачи проекта бюджета на рассмотрение парламентом, как депутаты ВР получили на руки последний - окончательный - проект Государственного бюджета-97. Не будем сейчас о цифрах - основные остались без изменений по сравнению с проектом от 25 апреля (пронумеровали бы их как-то, проекты - тот, что от 25-го, кажется, третий. Значит, у нас речь идет о четвертом).
В четвертом проекте госбюджета глаз депутата порадует статья «доходы». Нет, вовсе не тем, что доходов стало больше. Просто стало меньше статей доходов: в строгом соответствии с последним (по времени) решением Президента и правительства, бюджет сверстан на основе двух налоговых законов - НДС и налога на прибыль предприятий. Плюс акцизы и поступления от многообразных спецотчислений. Определить точное количество последних не представляется возможным: с помощью несложной законодательной манипуляции парламент фактически оставил за собой право решать, какие именно платежи являются обязательными, уже в процессе обсуждения и принятия бюджета. Можно предположить, что количество обязательных платежей от этого не уменьшится и все попытки «разгрузить» от них фонд оплаты труда постигнет общая судьба пакета экономического роста.
Кстати, о кусках пакета. На сегодня можно наблюдать две «кусковые» коллизии: история с поправками Президента к закону о налогообложении прибыли предприятий в той его части, что касается льгот для совместных предприятий, и душераздирающая история о реструктуризации долгов. Начнем с прибыли.
Как помнит читатель, парламентарии закон о налоге на прибыль приняли. При этом вполне осознанно оставили в силе статью закона, которая фактически упраздняет льготы при налогообложении прибыли совместных предприятий. Мотив, озвученный депутатом Ельяшкевичем, был таков: если Президент (уже наложивший вето на аналогичное решение ВР) будет настаивать на сохранении льгот, парламент с дорогой душой пойдет ему навстречу и внесет соответствующую поправку. Президент, как выяснилось, настаивает, поскольку законодательно обещанное послабление для СП в течение пяти лет нужно все-таки соблюсти - дабы не нарушать приличий и не расстраивать инвесторов. Но прежде, чем пойти навстречу Президенту, хитроумный парламент пожелал посмотреть в глаза премьеру. Ведь инициировал отмену льгот не кто иной, как Павел Лазаренко. А-а-а, сказали мстительные депутаты, вот пускай придет на заседание и скажет, что был не прав. И отложили рассмотрение поправки Президента. Таким образом, на момент написания материала закон о налоге на прибыль нельзя считать принятым. С формальной точки зрения, бюджет должен быть сверстан только на одном новом налоговом законе - об НДС.