ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К…

07 мая, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 18, 7 мая-16 мая 1997г.
Отправить
Отправить

Из карточки медицинского обследования: «Субъективно (по словам пациента): муха в ухе. Объективно: мухи в ухе нет»...

Из карточки медицинского обследования:

«Субъективно (по словам пациента): муха в ухе.

Объективно: мухи в ухе нет».

Впечатление такое, что все девять праздничных дней власти копили силы и резервы, чтобы враз израсходовать накопленное. Ну, если объективно, не в раз, а в два - за рабочие понедельник и вторник. Премьер дал пресс-конференцию, Верховная Рада - затяжной налоговый вечер, а Кабмин - почти готовый план неотложных экономически-спасательных мероприятий. И все это не считая мелких потрясений вроде призрачного валютного коридора - о нем договорились и подписали, но написанного никто (из простых смертных) не видел, а коридора официально не существует до принятия бюджета. И вот так всегда. Как правило. Иногда.

…госбюджету

Прежде всего премьер Павел Лазаренко поделился своими заботами с большим количеством журналистов. Читатель, столь редкое в отечественной практике явление заслуживает того, чтобы его в нашем обзоре поставить на первое место.

Прежде всего премьера заботит прохождение налоговых законов через горнило Верховной Рады. Ну и принятие бюджета, разумеется. Поэтому в понедельник он встретился с парламентскими группами и фракциями. А во вторник с утра уверенно спрогнозировал, что налог на прибыль предприятий (без которого бюджет - не бюджет) будет принят во вторник вечером. Как в воду смотрел Павел Иванович.

Депутаты сидели до начала девятого вечера, а вместе с ними - премьер, министры экономики и финансов и другие официальные лица. И - что значит хорошая организация процесса! - через тернии (а тернии были ну просто загляденье, если останется время и место - расскажем) провели-таки налог в тихую гавань окончания третьего чтения. Нет, конечно, это еще не финал - предстоит «усушка и утруска», всяческая юридическая правка и т. д. Но принципиально «прибыль предприятий» прошла - кажется, даже без особых потерь для здравого смысла. Во всяком случае главный разработчик закона (он же главный его разъяснитель среди депутатов) Сергей Терехин особо расстроенным не выглядел.

У премьера было еще одно вещее чувство: что с третьим бюджетным налогом - на доходы физических лиц - будет сложнее. В среду действительно стало сложнее, но об этом, очевидно, уже в следующем номере. Так или иначе, по прогнозам Павла Ивановича, госбюджет-97 вполне может быть принят уже числу к 20 мая. Все-таки на трех пакетных законах. не на двух, как обмолвился вице-премьер Сергей Тигипко. И не на девяти. Впрочем, торг уже неуместен: три ореха все-таки лучше, чем два. Из трех законов уже можно изобразить принятие пакета - измученный напряженкой МВФ поверит. Скорее всего.

Премьер пообещал, что, как только в мае случится принятие бюджета, сразу же начнется подготовка к Бюджетной резолюции-98. Она будет базироваться уже на шести новых законах. правда, на каких именно Павел Иванович не сказал. Но сообщил, что созданная «при премьере» группа из 15 «молодых специалистов-экономистов, уже успевших поработать в области коммерции», примется за немедленное исправление недостатков уже принятых налоговых законов. Что ж, как говорил хороший сатирик, ремонт - это не действие, это состояние - ремонт невозможно закончить. Его можно только прекратить…» Налоговая реформа, видимо, тоже не действие, а состояние. Души, я имею в виду.

Кроме того, премьер сообщил, что «правительством вместе с Нацбанком полностью согласован вопрос валютного коридора», но до принятия бюджета об этом можно забыть. От себя добавим, что 1,7 - 1,9 грн. за доллар - это не совсем коридор. Если, конечно, вы не способны представить себе коридор шириной со взлетную полосу.

В проекте бюджета (последнем по времени) рассчетным является курс 1,9 грн./долл. Ликуй, экспортер, твое время настанет. Если не окажется (неожиданно), что энергоносители у нас импортные. Тогда, конечно, придется смириться с приближением курса гривни к верхней границе коридора. Впрочем, Павел Иванович прав: гадать нечего - надо всего лишь немного подождать. Тем более, что, по данным того же источника, в мае будет закончена подготовка к эмиссии гособязательств внешних, предназначенных для размещения на азиатских рынках «самурай»-бондов. Что ж, самурай, так самурай - лишь бы не камикадзе.

А чуть позже могут случиться и евробонды. Между прочим, ужасающие статьи о коррупции в Украине, замелькавшие на Западе, вполне могут быть «подготовкой», в частности, и к этому событию. Потому что (если подумать) какое им особое дело до нашей коррупции?..

Вернемся к госбюджету и представим, что он принят. рассмотрим всего один аспект этого события, а именно региональный.

…регионам

Прежде всего, в бюджете-97 от прошлых лет сохранен принцип отношений «центр-местные бюджеты». Статьи Конституции за номерами 142 и 143 прошли мимо внимания разработчиков. Ладно, это дело Конституционного суда. Но даже в «старом» варианте отношений «центр-регионы» можно увидеть недюжинные проблемы. Например, какой из трех положенных в основу госбюджета налогов будет способствовать пополнению местных бюджетов? Правильно, налог на прибыль предприятий. Из источников пополнения можно назвать еще 50% акцизных сборов. ну и конечно - местные налоги. Учитывая, что производство, несмотря на все усилия правительства, у нас все-таки слегка падает, на прибыль особо рассчитывать не приходится. Остаются акцизы и местные налоги. И остается предположить, что последние станут совершенно драконовскими, но вряд ли с их помощью удастся поправить местный бюджет. Предприниматель просто вымрет…

А что же наши бравые региональные лоббисты? оказывается, ничего. Говорит министр экономики Юрий Ехануров: «Региональные элиты практически не отреагировали на налоговую реформу, а ведь именно сейчас идет размежевание источников пополнения бюджетов. Отсутствие реакции свидетельствует, что региональные элиты не способны воспринимать завтрашний день - они только реагируют на то, что уже произошло. Например, мне не понятно, почему налог на имущество не пролоббировали именно местные элиты, предоставив все на усмотрение центральных политиков».

Между прочим, в плане неотложных действий правительства, пока что размытом и неуточненном, значится такой загадочный пункт, как «определение источников поступлений в местные бюджеты». Очевидно, правительство догадывается, что его ждет: бесконечные и настойчивые ходоки из городов и весей - и у каждого в глазах написаны таинственные буквы - грн. Или, в крайнем случае, долл.

Подождем, пока правительство примется «изыскивать». У автора есть сильнейшее предчувствие, что это будет зрелище не для слабонервных. А вместе с предчувствием у автора есть и вопрос: а зачем, собственно (с точки зрения пользы и справедливости), принимать бюджет на 1997 год? Неужели после его принятия нас спасут полтора-два миллиарда внешней кредитной помощи?.. Будем считать это лирическим отступлением.

Кстати, о лирике. Украину до сих пор еще хотят интегрировать кой-куда. Это хорошо - значит, мы еще чего-то стоим.

…интеграции

Для начала цитата: «Предложить центральным и национальным банкам рассмотреть возможность развития сотрудничества… с целью создания условий для: допуска нерезидентов на валютные, денежные и кредитные рынки стран-участниц». Плюс кое-что о проведении согласованной курсовой политики. Цитата из резолюции некоей межбанковской конференции (пятой по счету), имевшей место быть в городе Ялта. Конференции, разумеется, международной. В том смысле, что там было очень много российских банков, а заодно и представители Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Представители говорили в общих чертах следующее: платежный союз СНГ - это о'кей. Но не совсем, поскольку не все страны указанного объединения в этом союзе есть. Вот досада - в советском были, а в платежном нет… Между тем Украина не только «идет по пути либерализации валютного рынка», но и запускает приличные объемы ОВГЗ. Правда, существуют некие ограничения для нерезидентов. Хорошо бы такие ограничения снять.

Небольшое отступление. Автор - ни Боже мой - не против всяческой разумной либерализации. Просто смутно припоминается максимальная цифра предполагаемых валютных резервов родного НБУ: 3 - 3,5 млрд. долл. И начинает (опять-таки смутно) казаться, что если для Украины этого более или менее достаточно, что при резком расширении рынков (читай: при полном снятии ограничений для нерезидентов) такая сумма просто не позволит реально на что-нибудь влиять. Ну не те масштабы у соседей…

А соседи, между тем, устами представителя ММВБ продолжают: поскольку среди стран СНГ «выделилась группа государств, последовательно осуществляющих политику либерализации валютного рынка, решивших проблему конвертируемости национальных валют, то эти страны могут составить дееспособное ядро интеграционного объединения». Цель предполагается благородная: совместными усилиями защитить свой рынок банковских услуг, уменьшить риск дестабилизации валютного и фондового рынка, связанный со спекулятивными (и политическими) скачками ставок по государственным ценным бумагам и т. п. Тут друг всегда готов подставить плечо (даже кредитное). ММВБ готов взять на себя роль лидера в консолидации национальных валютных рынков стран СНГ и обеспечить (через себя, разумеется) организацию ни много ни мало «евразийского валютного рынка». При этих заявлениях автора мельком посещает мысль, что российский рубль - отнюдь не самая удобная валюта в мире и в обозримом будущем вряд ли войдет в разряд стабильных.

А что думают по этому поводу украинские товарищи? А вот что. Вполне возможным и желательным представляется оказание предпочтения при допуске на украинский рынок нерезидентам из некоторых стран СНГ. Таким образом мы создаем для них и наиболее благоприятный инвестиционный климат. В качестве одного из возможных способов предлагается запретить осуществление расчетов при экспортно-импортных операциях между контрагентами в Украине и России в других валютах, кроме рубля и гривни. Нормальная себе либерализация. ну не любит «Приватбанк» доллар - хочет его из упомянутых расчетов вытеснить. В других-то, конечно, оставить - куда от него, зеленого, денешься.

Заметим, что политика преференций для нерезидентов определенной страны уже имеет место на просторах СНГ. А именно - в белорусско-российских отношениях.

Впрочем, автор не специалист - а проблема нерезидентов вовсе не так однозначна, как здесь изложено. Изложено, впрочем, вполне сознательно в сгущенных красках. Потому что это - явно крайний вариант. А даже автор усвоил, что когда имеешь дело с деньгами (в любой их форме), самое главное - соблюсти баланс.

…финалу

О чем только здесь не говорилось: и бюджет, и налоги, и даже валютный коридор. Что поделаешь, если жизнь кругом напоминает не то винегрет, не то калейдоскоп, не то серые будни. Добавить еще немного цвета? Говорят, пока происходило все вышеописанное, глава Нацбанка Виктор Ющенко и глава финансового комитета ВР Виктор Суслов посетили Бразилию. Где очень много… нероссийских банков. В общем: «За дона Педро!» Если, конечно, он нам поможет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК