дубль четвертый, чтение второе
Госбюджет-97 может быть принят к концу 1996 года… В феврале… К концу первого квартала… В мае… К 20 мая… Вот уже несколько месяцев я не без некоторого ехидства коллекционирую подобные сообщения информагентств со ссылкой на различных высокопоставленных лиц украинской иерархии. Нет, мне понятно, что депутатам, чиновникам и прочим разным руководителям пообещать что-то надо. Но следует ли обещать то, во что сам не веришь и что не имеет никакого отношения к действительности?
19 июня 1997 года Верховная Рада наконец приступила ко второму чтению закона о Государственном бюджете Украины на 1997 год. День в день полгода спустя после чтения первого, проходившего, кстати говоря, по документу с иными цифрами доходов и расходов. На пресс-конференции, состоявшейся буквально за два часа до этого исторического события, представители бюджетного комитета ВР во главе с его председателем Николаем Азаровым излучали необходимый оптимизм и прогнозировали принятие бюджета в целом уже до конца июня. С тем, чтобы он был введен в действие (за исключением двух статей - 28-й и 37-й)…
с 1 января 1997 года. Задним числом, что хоть и противоречит Конституции, но отлично вписывается в новейшую украинскую практику. На какие, мол, жертвы не пойдешь, если и шахтеры, и регионы, и 50 процентов населения страны (по оценке одной из социологических служб) бюджета не просят - требуют!
Среднестатистического гражданина понять-то можно: положен государству бюджет - извольте принять, подписать и выполнять. И чтоб порядок был! Сложнее понять логику тех, кто имеет представление о деталях четвертого по счету бюджетного законопроекта. Тех, кто ратует за его немедленное принятие и в то же время открыто говорит, что не может - ну никак не может! - в этом году сбыться «уточненный» Минэкономики прогноз о том, что реальный ВВП страны составит 100,4 млрд. гривен. Кто не без оснований утверждает, что в нашем клиническом случае - при так и не решенной проблеме неплатежей и иже с ней - он будет на уровне 78-82 млрд. Что это потянет за собой сокращение и без того куцей доходной части, а следовательно, новые долги и неплатежи - в добавок к тем, с которыми мы еще не рассчитались с 1996-го.
Но дело даже не в долгах: ввиду плачевного состояния реального сектора экономики они есть и, к сожалению, долго еще будут. Беда в том, что, сознательно идя на принятие изначально нереального бюджета, депутаты открывают, как сказали бы в застойные времена, простор для творчества чиновнику. И уж он, родимый, станет решать: какие статьи, в каком объеме финансировать в условиях «недопоступления доходов». И как обращаться с так называемыми статьями защищенными. Как это было в 1996-м, мы уже немного наслышаны (на пресс-конференции депутат Юрий Болдырев рассказывал): на 22,6 процента профинансировано содержание домов-интернатов для престарелых, на 28 - компенсации на приобретение твердого топлива…
Обсуждение, начавшееся в четверг и продолжившееся при полупустом зале в пятницу, каких-либо новых положительных черт документа не выявило. Депутаты безо всякой надежды настаивали на увеличении расходов на здравоохранение до минимально необходимого уровня в 8,3 млрд. и бюджета Минобороны - до 3,5 млрд. (и это при 26, 3 млрд. всей расходной части госбюджета!), вяло критиковали принцип формирования бюджетов местных, так за год и не приведенный в соответствие с Конституцией, требовали разиков эдак в пять, т.е. до 500 млн. гривен, увеличить объем средств, выделяемых на компенсацию обесценившихся сбережений граждан… Как и в прошлом году, правда, пока не столь остро, был поставлен вопрос о нецелесообразности финансирования из госбюджета ряда общественных организаций.
Словом, бюджетные прения пошли по накатанной колее, каких-либо неожиданностей пока не было. Если все будет хорошо, то во вторник обещают постатейное голосование во втором чтении, а там, глядишь, и принятие в целом бюджета, который ни по большому, ни по малому счету никого не устраивает. Налицо лишь одно разумное объяснение этому феномену: стране кровь из носу необходимо получить внешнее финансирование, пусть даже не 2,4 млрд. грн., несколько меньше, но получить, чтобы существующая финансовая пропасть не стала еще глубже. А для этого необходим бюджет, каким бы формальным, нереальным или даже никудышним он ни был, но с «правильной» цифрой дефицита. Таковы правила игры, их надо соблюдать.
Нынче игра продолжается на парламентском поле. Без эмоций и политических истерик, но и без малейшей надежды что-то изменить в нашей жизни к лучшему. Потому что, как ни крути, бюджет - это лишь следствие многих упущенных за последние полгода возможностей. Или, если хотите, комедия на обломках налогово-дерегуляционного пакета.