На этапе второго чтения Государственного бюджета на 1998 год случилось беспрецедентное: планируемый дефицит по предложению Кабинета министров существенно сокращен, на cей раз до 3,3% ВВП (или 3,9% по международной классификации). Народные депутаты Украины - очень многие скрепя сердце - с цифрой в 3,380 млрд. грн. согласились и даже проголосовали за нее (237 - за, 71 - против). Казалось бы, есть повод бить в литавры и вещать о победе приверженцев жесткой монетарной политики над популистами всех мастей, а также предсказывать рост производства, увеличение ВВП и прочие долгожданные последствия, что уже и начал делать советник из президентской администрации. А не хочется... Ведь, в конечном итоге, не размер дефицита утверждали - он сам себя утвердил. В том смысле, что никакой мало-мальски серьезной возможности для маневра ни у правительства, ни у депутатов не было. Да и все мы - заложники серьезнейшего кризиса в финансовой сфере.
О причинах этого кризиса, всколыхнувшего Украину уже дважды, в начале октября и в ноябре, много написано в газетах (в том числе и в «ЗН»), однако «неуды» известным должностным лицам не выставлены и по сей день. Что позволяет трактовать ситуацию в меру личной честности и ответственности. Если в четверг, при подаче бюджета на второе чтение, премьер-министр В.Пустовойтенко хотя бы обтекаемо вспомнил о «просчетах на внутреннем рынке заимствований», то министр финансов И.Митюков сосредоточился на картинах кризиса в Гонконге, Южной Корее и даже Бразилии(!) и все сокрушался о его пагубном влиянии на Украину. Последствия, как можно было понять из изложенного, таковы: из-за резкого ухудшения конъюнктуры наша страна не сможет привлечь ни на внешнем, ни тем более на внутреннем рынке средства для покрытия дефицита бюджета в 4,3 млрд. грн.
Покрыть - естественно, на безэмиссионной основе - правительство сумеет лишь 3,3 млрд. (И это еще довольно проблематично, если сохранится тенденция, при которой, по словам главы НБУ В.Ющенко, с начала декабря внутренний рынок заимствований профинансировал дефицит бюджета всего на 35 млн. грн.) На 1998 год общий объем выпуска облигаций внутреннего займа определен уже в 11,471 млрд. ( а не в 10,777 млрд. грн., как это было в предыдущем варианте госбюджета). Объем же внешних заимствований по сравнению с рассматривавшимся в ноябре вариантом немного сократился, но все равно в пересчете на курс 1,9 грн. за 1 доллар составляет 5,8 млрд., что значительно больше, чем размер самого дефицита. Вы чего-то не понимаете? Вот и депутаты в своей массе не поняли (а те, кто понял, благоразумно промолчали). Опасаясь же стать «заложницей в деле с ценными бумагами» (а дело это, как упоминалось в сессионном зале, весьма напоминает пирамиду МММ), Верховная Рада статьи 2, 3 и 4 госбюджета предусмотрительно не проголосовала. Кабмину велено представить подробные расчеты и даже расписать структуру заимствований.
Здесь самое время поинтересоваться: а как же с предыдущим поручением Верховной Рады - найти из «нетрадиционных источников» 4,6 млрд. грн. доходов? С учетом изложенного выше такое требование можно было воспринять лишь иронически, однако Кабмин, пребывая в жестких тисках необходимости ладить с парламентом, воспринял все абсолютно серьезно. И, не считаясь с выходными, разработал-таки документ, который на искомую цифру выйти позволяет. Теоретически. Потому что реально, в рамках уже действующего законодательства, удается изыскать лишь 750,4 млн. грн. А остальное...
Как и следовало ожидать, список правительственных мер открывает «Увеличение поступлений за счет денежной приватизации» - на общую сумму 1,010 млрд. Насколько это реально вдобавок к уже записанным в бюджет 581 млн. приватизационных поступлений? На последней пресс-конференции и.о. председателя Фонда госимущества В.Лановой в открытую заявил, что нереально, однако ни его мнения, ни его подписи на кабминовском документе никто не спрашивал. Реально - это дополнительно еще, ну, скажем, 600 млн., но никак не миллиард. Ну не продадутся 20-30-процентные пакеты акций хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий за 150 млн. - максимум миллионов за 80; ну невозможно приватизировать ликеро-водочные заводы за 300 млн., даже если этого очень хочет правительство, так как заводы... не подлежат приватизации.
Конечно, многим может импонировать решимость Кабмина выставить на приватизацию ведомственные гостиницы в Киеве, Харькове, Одессе, Львове (среди них уже называют «Салют», «Козацкую» и некоторые другие), а также не менее 50 ведомственных объектов рекреационной сферы, но ведь еще не известно, как прореагируют на это их нынешние хозяева из Госкомтуризма и МВД, Минобороны и Минтранса, Минпромполитики и Минздрава, СБУ и Госкомграницы, какие палки в колеса приватизации у них запасены. Как знать, может быть, даже смехотворно низкая сумма ожидаемых в 1998 году поступлений по двум этим статьям - 50 млн. грн. плюс еще 50 млн. - окажется очень сильно завышенной...
Об ужасных сложностях поиска дополнительных денег свидетельствуют и меры других разделов правительственного документа. На общем фоне даже 300 млн. поступлений от «совершенствования взимания акцизного сбора» (т.е. в конечном счете из кармана налогоплательщика) выглядят неприятной, но все же безделицей. Ведь дальше Кабмин предлагает - как исключение - централизовать в 1998 году «15 процентов амортизационных отчислений предприятий государственной формы собственности» и полученные за счет этого в бюджет 1,350 млрд. грн. направить на инвестиции в угольную отрасль, энергетику, АПК и на некие приоритеты в машиностроении. Подобная несколько дикая мера, если она будет поддержана Верховной Радой, будет означать лишь попытку отнять сорочку у бедного, чтобы отдать убогому. Попытку нечестную, так как, несмотря на все заверения, речь идет о весьма реальном увеличении налогового пресса, и малозаконную, ведь госпредприятия сознательно ставятся в гораздо худшее положение по сравнению с частными. Но 4,6 млрд. дополнительных бюджетных поступлений требуют жертв...
На прочих «инициативах», таких, как масштабное сокращение льгот по профессиональному признаку, мы не останавливаемся лишь потому, что их одобрение парламентом накануне выборов кажется еще более невероятным, чем год назад, при рассмотрении пакета «Экономический рост-97». Не будет этого, и 4,6 млрд. дополнительных доходов не будет, незачем было сотрясать воздух.
Создается впечатление, что неконструктивная позиция бюджетного комитета при первом чтении законопроекта фактически привела лишь к переносу второго, постатейного, чтения документа на более поздний срок - 24 декабря. Теперь наблюдатели гадают: возможно ли, что за последние в этом году три сессионные дня Верховная Рада успеет принять бюджет и во втором, и в третьем чтении? Невозможно, если исходить из того, что серьезная дискуссия по ключевым моментам, в частности по поводу взаимоотношений бюджетов местных и центрального, практически не начиналась. Однако возможно, если не забывать, что бюджет в Украине - явление сугубо политическое. В том смысле, что от факта его принятия реальных денег никогда не прибавляется.