БЮДЖЕТ-98: ДНЕВНИК СОРЕВНОВАНИЙ

05 декабря, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 49, 5 декабря-12 декабря 1997г.
Отправить
Отправить

Ведь бокс не драка - это спорт отважных и те де… В.Высоцкий Краткое пояснение для иностранцев и эко...

Ведь бокс не драка - это спорт отважных и те де…

В.Высоцкий

Краткое пояснение для иностранцев

и экономистов

Это уж так повелось - потому что так надо: каждый год стартуют персонально-освободительные игры на приз Государственного бюджета памяти Н.Арода. В особо високосные годы (с 1992 по 1997 включительно) обычно проводятся два старта - на приз бюджета уходящего года и года приходящего. Для полноты восприятия огласим весь список упражнений с бюджетом. Королевой спорта является групповое соревнование, украшенное показательными выступлениями одиночек, - называется «тяни-толкай» (в переводе с древнего «вот сейчас мы им покажем!»).

Соревнование проходит в два тура: «завали бюджет» (абсолютные чемпионы - парламент и правительство) и «протолкни бюджет» (абсолютные чемпионы - правительство и парламент). По ходу игр используются любимые участниками и зрителями приемы: «дорисуй нолики», «перетяни статью» и «достань оппонента», переходящие в загадочную, как река Брахмапутра, стадию «политические соображения».

Игры сопровождаются Заявлениями Администрации, Расчетами Кабмина, Социальной Справедливостью и Массовыми Пенсионными Галлюцинациями.

Примечание: на самом деле это краткое пояснение - для своих, тех, которые еще тут. Может, им чуть полегчает, если не будут принимать близко к сердцу… Иностранцам ведь все равно, а что до экономистов - так кто их разберет, экономисты они, или просто чай пьют.

Хронометраж

Прежде всего о том, что именно принял парламент в четверг, 4 декабря. Он принял поправки, предложения и дополнения к проекту закона о Государственном бюджете Украины на 1998 год, изложенные в докладе главы комитета ВР по вопросам бюджета. После чего отправил проект вместе с докладом в Кабинет министров. Кабмин теперь обязан в течение недели все принятое осознать и представить проект бюджета на второе чтение ВР. Поскольку сперва был произнесен упомянутый доклад от имени комитета, начнем с него.

Депутат Владимир Пустовойтовский, и.о. главы комитета (фракция коммунистов), высказался, в частности, в том смысле, что экономические показатели и показатели исполнения бюджета на текущий год мешают ему без скептицизма смотреть в будущий (очень небольшой) прирост ВВП. Посему надеждой страны и народа являются: во-первых, налоговая администрация, которая пускай потрясет если не мир, то теневую экономику, и соберет с нее побольше денег. Видимо, у ГНА есть в запасе, кроме традиционных налогов и сборов, еще какой-то сюрприз - ведь на то она и тень, чтобы традиционных налогов не платить. Правильно, потому что, во-вторых, по мысли докладчика, необходимо принять «неординарные экономические и политические меры».

За счет названных мер Кабмину предлагается сделать расходов за все про все на 4,6 млрд. грн. больше, чем предусмотрено проектом. А проектом, напомним, предусмотрено устроить в 1998-м расходов из консолидированного бюджета - 33,2 млрд., из госбюджета - 24,9 млрд. грн. при дефиците 4,4 млрд. грн. Просьба тихонечко сличить цифру предложенного увеличения расходов с дефицитом бюджета и убедиться, что 4,6 млрд. даже немного больше, чем 4,4. Почему тихонечко? Да потому, что это нельзя показывать никому - ни внутренним инвесторам, ни внешним - из чисто гуманных соображений. Бюджет не выдержит официального удвоения дефицита. (К обоснованности надежд на увеличение доходов за счет «неординарных мер» мы еще вернемся).

Пока же комитет решил, что проект бюджета не обеспечивает минимальных потребностей социальной защиты. И потребовал увеличить… суммы на капитальные вложения в село, угольную отрасль, ТЭК - на 3,5 млрд. грн. На соцзащиту, таким образом, осталось из затребованных дополнительных 4,6 всего-то 1,1 млрд. Для изыскания последней суммы не нужна никакая чрезвычайщина: по десятке (миллионов) скинуться всем органам госуправления - глядишь, уже полегчало. А если не по десятке? Ведь в конце-то концов власть стоит бюджету около 1,2 млрд. в год (из которых та же налоговая - около 600 млн.). Скиньтесь, граждане начальники, мы люди местные, бежать нам некуда. Верните хотя бы один процент из того, что попало к вам на личные счета за последние восемь лет, - аккурат миллиард грн. может получиться. Впрочем, не будем надоедать занятым людям своими ерническими измышлениями.

Вторым пришел на трибуну парламента глава Счетной палаты ВР Валентин Симоненко. Поскольку после его доклада парламент решил опубликовать тексты обоих выступлений, не будем пересказывать подробно то, что сказано. Текст г-на Симоненко можно разделить на две внутренне непротиворечивые, но между собой несовместимые части. Часть первая: «Бюджет, как квинтэссенция экономической политики государства». Часть вторая: «Бюджетные средства - для бюджетных сфер».

«Экономика,

go home!»

Получается приблизительно следующее. Экономика нуждается в структурной перестройке, население просто нуждается. Из этих неоспоримых фактов природы делается вывод: из бюджета необходимо финансировать и структурную перестройку, и население. То есть одновременно увеличивать бюджетные (нет, я все-таки не удержусь и поставлю тут три восклицательных знака. Вот они - !!! - С.Р.) вложения в экономику, и бюджетные вложения в социальную сферу. И это при наличии еще одного неоспоримого обстоятельства - падения ВВП, означающего и падение бюджетных доходов, и настоятельную необходимость урезать расходы. Пытаясь решить сформулированную таким образом задачу, любая власть превращается (в лучшем случае) в живое подобие кооператива «Напрасный труд».

Теперь о том, что было предложено для увеличения доходной части бюджета в условиях снижающегося ВВП. Источниками дополнительных денег были названы: доходы от приватизации, увеличение доходов от налога на прибыль предприятий и от платы за транзит газа, отмена льгот по НДС. Остановимся тут и заметим, что налоговые льготы «съедают» даже по официальным данным около 12 млрд. грн. в год. И отмена льгот - идея прекрасная. Если бы не один нюанс. Отменить льготы предлагалось парламенту, который в тот же день с утра пораньше предоставил новые льготы организациям, в которых работают инвалиды.

Подождите возмущаться - автор не против инвалидов. Взгляните сначала, какие льготы. А такие - по подакцизным товарам и всевозможной посреднической деятельности. Пример: поскольку на предприятиях, где заняты инвалиды, делают пробки для алкогольной тары, то следует освободить такие предприятия от обложения налогом при перепродаже алкогольных напитков. С логикой все. А вот акцизы на алкоголь предлагается повысить - для дополнительных доходов в бюджет. Ну что можно сказать о человеке, который «с целью наполнения ванны водой» сначала проделывает в ней огромную дыру, а потом открывает кран?

Предложенные доходные меры - в целом вполне разумные - часто напоминали риторические вопросы: почему государственные акционерные компании, призванные давать прибыль, вовсю пользуются бюджетными средствами, а прибыли что-то не видать? Почему до сих пор не уменьшен штат госаппарата? Сколько и почему стоил стране дисконтный вариант с векселями НДЦ? Почему вместо доходов от погашения предприятиями государственных кредитов в бюджете предусмотрены расходы на их погашение из кармана налогоплательщиков? Потому что. Такие, как было сказано, у нас приняты игры.

По поводу дополнительных доходов правительство высказалось в том смысле, что соберет министерства и велит им изыскать резервы.

И вот что приходит на ум: может, пока резервы изыскиваются, что-то сделать с самой бюджетной системой? Может, в качестве неординарной меры трудоспособное население и экономику оставить в бюджетном покое - пускай друг друга структурно перестраивают? И признать наконец, что, к сожалению, у нынешнего бюджета должен быть один и только один приоритет - часть населения, состоящая из тех, кто не в состоянии обеспечить себя? И запускать деньги на здравоохранение, науку, культуру, армию и милицию, необходимые аппаратные нужды только через систему оплаты казначейством бюджетных счетов? Кстати, таковая в проекте Кабмина предусмотрена. А экономикой заниматься с помощью традиционных мер: налогов и законов, одинаковых для всех.

При таком бюджетном законодательстве можно было бы и бюджет принять - с соответствующими, защищенными от секвестра статьями.

Центральный дисбаланс

Мы намеренно оставили без внимания (на сей раз) явственные противоречия между проектом бюджета и Конституцией в части перераспределения доходов между центральным бюджетом и бюджетами местными. Это принципиальное противоречие, в качестве одной из основных интриг бюджетных соревнований, еще даст о себе знать, тогда к нему вернемся. Здесь же - «подберем остатки» обсуждения проекта бюджета в рамках дневника игр.

По оглашенным в зале ВР подсчетам руководителя ГНА Николая Азарова, доходы в проекте бюджета завышены миллиарда на два, причем завышены за счет предполагаемых поступлений именно в центральный бюджет от НДС, от транзита, от чернобыльского сбора и гипотетического фонда развития ТЭК. Возможность увеличения доходов, таким образом, лежит в акцизах, патентах и местных же налогах, но не 4,6 млрд., как требует заменивший г-на Азарова на посту главы бюджетного комитета

г-н Пустовойтовский, а максимум на 1,5 млрд.

Поразил публику и глава ВР Александр Мороз. Один раз спикер «поймал» правительство на его же поле, поинтересовавшись: а почему, собственно, так велик предлагаемый в проекте объем внешних заимствований для покрытия дефицита бюджета - 3,986 млрд. долл., когда из того же проекта явствует, что дефицит составляет 4,4 млрд. - но гривен и покрывается за счет и внешних, и внутренних займов? Есть два варианта ответа. Первый - полуофициальное признание правительства, что в эту статью внесены и займы, для покрытия дефицита прямо не предназначающиеся: кредитные линии, всяческие целевые кредиты под правительственные программы и тому подобное. И чтобы не отвлекать парламент каждый раз для ратификации этих международных кредитов, Кабмин чуточку схитрил - для общего блага - и решил узаконить их таким путем.

Есть вариант более неприятный, и связан он с прогнозом ситуации на рынке правительственных облигаций внутреннего займа - ОВГЗ. В связи с недавним стремительным ростом доходности аналогичных ценных бумаг в России можно предположить, что для спасения украинского рынка ОВГЗ от окончательного оттока средств Минфин будет вынужден соответственно поднять и «нашу» доходность. Не рассматривая иных последствий, заметим, что политика уменьшения срока займов при увеличении их доходности может, мягко говоря, не дать желаемого результата. А именно - средств на покрытие дефицита госбюджета. И тогда основным источником его финансирования могут оказаться те самые «завышенные» внешние заимствования. Если их дадут.

Можно с уверенностью прогнозировать в этой связи и такие явления, как очередное повышение учетной ставки НБУ и пересмотр параметров заявленного курсового коридора гривни. Так что требование Александра Мороза представить некий «общий баланс финансовых средств государства» несколько запоздало. Года на три. Уже три года назад можно было заметить, что стагнация преобразований и в экономической, и в бюджетной сферах чревата нарастанием центрального - он же главный - дисбаланса. А состоит он, в частности, в том, что согласно второму закону термодинамики, вечный двигатель построить нельзя. Как нельзя вечно закачивать в бюджет огромный денежный ресурс, а потом расходовать его на любые понравившиеся кому-то нужды, приоритеты, таинственные цели и политические предпочтения. Рано или поздно «движок» останавливается. Все, кто достиг своих целей и отоварил свои приоритеты, свободны. Очередь больше не занимать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК