Вот уже не первый год в Украине продолжаются разговоры о том, что взвешенная денежно-кредитная, бюджетная и валютная политика может обеспечить нормальное функционирование экономики. Однако из многочисленных министерств и ведомств эти задачи сегодня решают лишь несколько конкретных структур, в том числе и вновь созданные функциональные, появляющиеся, правда, пока что не взамен, а в дополнение к отраслевым. Одно из министерств «нового типа» - Национальное агентство Украины по реконструкции и развитию (НАУРР). Возглавил его бывший министр экономики и вице-премьер Роман Шпек, которого мы и попросили ответить на ряд вопросов.
- Какими вам видятся реальные пути достижения главной цели - создания максимально благоприятного климата для инвестора? Не слишком ли неподъемная задача для одного агентства?
- Наладить четкую работу экономики как единой системы одному агентству не под силу. Мы работаем совместно с министерствами экономики, финансов, Фондом госимущества, с различными ведомствами. Первое, что нам предстоит, - это формирование современного фондового рынка, в частности, обеспечение доступа к нему нерезидентов Украины. В этом году правительство получило значительные суммы для финансирования бюджетного дефицита за счет размещения государственных ценных бумаг. Но здесь был и негативный аспект - эти бумаги были размещены в основном среди украинских коммерческих банков. А с их стороны существуют определенные требования, исходя из финансового положения, высокая ставка за обслуживание.
Второй негативный момент заключается в том, что деньги, которые должны были быть предложены субъектам хозяйствования, в основном пошли не в экономику, а на финансирование дефицита бюджета. И мы не допустили на рынок тех, кто имеет избыточные средства за пределами Украины. Одним из последних решений было разрешить нерезидентам Украины работать через наши коммерческие банки. В то же время, зная слабость нашой банковской системы, они закладывают достаточно высокую долю риска, и процентные ставки не падают в той мере, в которой должны были бы упасть. А если мы допустим нерезидентов на первичный рынок ценных бумаг, можно будет получить деньги извне, заплатив гораздо меньше за пользование ими.
Кроме того, разрабатываются реальные механизмы проникновения прямых инвестиций в экономику Украины - опять же совместно с рядом министерств, Фондом госимущества и руководителями конкретных предприятий.
- В чем заключается анализ эффективности использования полученных кредитов и инвестиций, являющийся, как известно, одной из функций Агентства?
- Если инвестиции пришли в Украину и заработали, то тот, кто получил эти деньги, должен вернуть кредит за счет полученной прибыли. Контролирующая функция в данном случае сводится к тому, чтобы не допустить перекладывания коммерческого риска на государственный бюджет. Ведь от этого страдают социальная защита, образование, медицина, культура. В период 1990-1992 годов мы уже понесли значительные потери. Сейчас приходится их компенсировать за счет бюджета.
Безусловно, благоприятность климата для инвестиций во многом зависит от способности Украины эти инвестиции принять. Большая доля ответственности лежит на правительстве, но кроме того и в первую очередь, - на том предприятии, производственном или коммерческом, которое хочет воспользоваться этими деньгами.
- Если говорить о совместных проектах с международными организациями, уже достаточно активно работающими в Украине, - входит ли в функции НАУРР контроль за их осуществлением?
- Наша главная функция - содействие в осуществлении проектов, налаживание деловых контактов, консультации. Мне бы хотелось представлять такой орган, в котором испытывают органическую потребность в плане сотрудничества. Что касается международных организаций, у нас достаточно тесное сотрудничество со всеми донорами. Мы работаем на разных уровнях, если говорить о Всемирном банке, программе TACIS или американском Агентстве международного развития.
Скажем, Агентство международного развития предоставляет техническую помощь не только правительству, но и напрямую областям, регионам или конкретным предприятиям. И мы бы хотели больше знать о том, какие программы осуществляются и каким образом. Но единственная наша цель при этом - чтобы завтра программы давали Украине и украинскому народу еще больший экономический, социальный или гуманный результат.
- Каков механизм работы Агентства над отдельными проектами и утверждения ваших предложений?
- Примером может служить подготовка проектов соглашений, договоров о намерениях, подписанных во время визита федерального канцлера ФРГ Гельмута Коля. Скажем, наши энергетики с одной стороны и немецкая фирма «Siemens» - с другой имели техническое решение проекта. Или наше Министерство здравоохранения и немецкая фирма имели техническое решение. Силами Агентства в обоих случаях было найдено финансовое решение.
Если есть необходимость предоставления правительственных гарантий, предложение Агентства должно быть утверждено в Кабинете министров. Однако, в ряде случаев речь идет о двустороннем сотрудничестве украинского предприятия и иностранного партнера, причем на действиях первого сказывается нехватка знаний и опыта. Так вот, помощь отечественным товаропроизводителям в их работе на мировых рынках капиталов также входит в сферу компетенции Агентства.
Еще один пример - немецкая фирма «Daimler-Benz Aerospace» вела переговоры с Министерством транспорта и «Авиалиниями Украины»: нам нужны самолеты, они готовы обеспечить поставки. Поиск решения продолжался долгие месяцы. Силами нашего Агентства была предложена финансовая схема: где взять кредит, как оформить - не покупку самолетов, а лизинговое соглашение. В результате украинское предприятие получит самолеты, население - качественное обслуживание, а западный партнер - свою выгоду и прибыль.
- Как вы относитесь к утверждению, что украинская экономика может подняться не столько благодаря, сколько вопреки деятельности в Украине международных финансовых организаций?
- Украинская экономика сможет подняться в той мере, в которой мы сами, народ Украины, сможем осознать ситуацию и взять на себя ответственность за выполнение поставленных задач. Международные финансовые организации за нас ничего не сделают. МВФ не примет решение за нас, Европейский союз никогда не приблизит нас к себе, если мы сами не почувствуем себя частью Европы - начиная с культуры общения и заканчивая ответственностью за взятые обязательства. Если обязательства по контракту мы будем рассматривать как вопрос личного достоинства, чести - тогда мы европейцы. А если мы выбираем законы первобытно-общинного строя, мы рискуем оказаться белым пятном на карте Европы.
- Расшифруйте, пожалуйста, один из пунктов президентского указа о НАУРР, где речь идет об организационном обеспечении работы Консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций.
- Президент дал распоряжение готовить указ о создании этого совета. Его главной целью будет непосредственная работа с теми, кто хочет вкладывать деньги в украинскую экономику, и тех, кого мы хотим видеть среди инвесторов. Подобные структуры существуют во многих странах. В России, например.
Консультативный совет возглавит Президент Украины, в его состав войдут ряд министров, а также руководители ведущих западных компаний, уже работающих или планирующих начать работу на украинском рынке. Круг членов Консультативного совета будет расширяться с развитием самой структуры. Совет будет рассматривать не столько конкретные проекты, сколько общий климат, условия работы капитала. Мы готовы рассматривать примеры, скажем, неудачного управления с нашей стороны, сможем изложить нашу точку зрения. Это будет свободный обмен мнениями, обсуждение первоочередных проблем, требующих принятия решений на высшем уровне.
- Какую из существующих моделей экономики вы считаете наиболее реальной для Украины в обозримом будущем?
- В ближайшие, скажем, 15 лет я вижу Украину страной, где государственная и частная формы собственности будут в значительной мере переплетены. Это вовсе не предполагает государственного управления предприятием. Государственная форма собственности будет иметь корпоративные права и работать достаточно эффективно. Примеры существуют в Германии, Италии, Австрии, Франции. Скажем, известная компания «Lufthansa» имеет большую долю государственного капитала.
А доминирующей частной собственности, как в США, нам достичь не удастся - и не потому, что мы не хотим, у нас просто другие условия. Но мы уже пришли к тому, что целью деятельности предприятия становится не производство стали, мебели или тепловозов. Мы руководствуемся таким критерием, как получение прибыли каждым конкретным предприятием. В этом случае заработает вся система, и государство избавится от проблем с выплатой зарплат и пенсий, содержанием детских садов и больниц.
- В чем вы видите главную особенность того этапа экономического развития, на котором Украина находится сегодня?
- Украина достаточно поздно начала радикальные экономические реформы. Однако первые результаты политики макроэкономической стабилизации мы уже имеем. К сожалению, финансовая стабилизация еще не дает заметного повышения уровня жизни населения. Однако этот фактор уже очевиден для специалистов. Но главное - в экономической политике Украины доминирует здравый смысл, а это гарантия того, что капиталы в нашей стране будут работать нормально и инвесторы получат прибыль.
Если говорить о проблемах, их множество - административных, бюрократических, юридических. Плюс неготовность самих предприятий работать с частным капиталом. По-прежнему не развит рынок ценных бумаг, слаба банковская система. Когда мы говорим о финансовом обеспечении структурных изменений в экономике, нужно понимать, что одной приватизации недостаточно. Новому владельцу или менеджеру необходимы оборотный капитал и современные технологии. Мы не отказываемся от кредитов, но пришло время привлекать частных инвесторов.
Уже можно говорить о том, что в Украине созданы основы для работы частного капитала. НАУРР с его полномочиями и функциями занимается именно координацией усилий по активизации этой работы. Миссия Европейского союза работала в Украине летом, изучая ситуацию, и ее выводы подтвердили своевременность создания нашего Агентства. Но главное, получен объективный анализ наших возможностей и технологии сотрудничества с партнерами.