Недоимки в Белоруссии достигли 112 миллионов долларов
Задолженность налогоплательщиков Белоруссии перед госбюджетом республики к 1 ноября 1996 года достигла 1,7 трлн. белорусских рублей ($112,2 млн.), что составляет 5,2% общего объема налоговых поступлений.
Как сообщили Агентству финансовой информации в Министерстве статистики и анализа Белоруссии, наибольшая сумма недоимок зафиксирована по НДС (726,9 млрд. бел. руб.). Недопоступления от налога на прибыль составили 308 млрд. бел. руб., от акцизов - 29,6 млрд. бел. руб.
Кроме того, в результате предоставленных правительством Белоруссии отсрочек по платежам и налоговых освобождений бюджет страны потерял 202,6 млрд. бел. руб., от выделения налоговых кредитов - 2,7 млрд. бел. руб.
По данным Минстата, за 9 месяцев 1996 года доходы белорусского бюджета составили 34,5 трлн. бел. руб. (60,2% к годовому плану), расходы - 36,2 трлн. бел. руб. (40,4%). В результате дефицит достиг 1,4% от ВВП.
Официальный курс Нацбанка Белоруссии - 15150 бел. руб./$1.
Армения: в проекте на 1997 год - дефицит в размере 4,3 ВВП
Проект государственного бюджета Армении на 1997 год, вынесенный на обсуждение парламента республики, предусматривает дефицит в размере 35 млрд. драмов ($80,63 млн.), что составляет 4,3% к прогнозируемому ВВП.
Об этом заявил министр финансов Армении Левон Бархударян, выступая во вторник на расширенном заседании парламентской комиссии по финансово-кредитным, бюджетным и экономическим вопросам. Министр отметил, что доходы госбюджета в будущем году запланированы в объеме 111 млрд. драмов ($255,7 млн.), что на 28% превышает показатель текущего года. Увеличить бюджетные поступления предполагается за счет роста удельного веса налогов. В первую очередь предусматривается увеличить доходы от налога на добавленную стоимость, от налога на прибыль, а также от госпошлин.
Спрос
на российские еврооблигации вдвое превысил их предложение
С началом размещения еврооблигаций Россия получила дополнительный мощный источник внешних инвестиций. Этот новый для РФ инструмент финансирования дефицита бюджета был взят на вооружение правительством весьма своевременно - в условиях ухудшения сбора налогов и осложнения переговоров с МВФ о предоставлении очередного транша расширенного $10-миллиардного кредита (EEF).
Спрос на российские еврооблигации на международных рынках капитала почти в два раза превысил их конечное предложение. Об этом на пресс-конференции в Москве заявил вице-премьер, министр финансов Александр Лившиц. По его словам, с учетом интереса инвесторов Россия вполне могла бы получить в результате первого транша еврооблигаций около $2 млрд., но сознательно не пошла на это, ставя во главу угла доходность евробондов.
Говоря о странах, проявивших интерес к российским ценным бумагам, министр финансов сообщил, что основным инвестором стали США, которые приобрели 41% облигаций. За ними следуют Южная Корея (29%) и европейские страны (около 30%).
По словам Александра Лебедева, возглавляющего правление Национального резервного банка (НРБ), входящего в международный консорциум по размещению и обслуживанию еврооблигаций, после презентации еврооблигаций в международных финансовых центрах кредитный рейтинг России возрос вдвое.
Согласно западным оценкам, по уровню доходности российские бумаги находятся на одном уровне с аналогичными аргентинскими, имеющими также пятилетний срок обращения, и несколько превосходят бумаги Мексики и Бразилии, которые имеют доходность на 40-50 базисных пунктов ниже.
Сом пополз вниз, Нацбанк Киргизии заговорил о жесткой политике
Национальный банк Киргизии (НБК) намерен в 1997 году ужесточить денежно-кредитную политику, заявил на пресс-конференции в Бишкеке глава НБК Марат Султанов. По его словам, лояльная политика, проводимая Нацбанком в текущем году, в некоторых аспектах расходилась с политикой республиканского правительства. Так, в связи с неравномерными выплатами пенсий и пособий НБК по поручению Кабинета министров был вынужден увеличить объем денежной массы с 1 июля по 1 ноября более чем на 30%. «Ни одна денежная система не может вынести такой удар», - подчеркнул М.Султанов.
В результате официальный курс нацвалюты упал за последние три месяца с 12,15 до 15,9 сомов/$1, а годовая инфляция, скорее всего, превысит запланированный уровень в 27% и составит 30-31%. НБК может удерживать стабильный обменный курс сома, однако в этом случае значительно сократятся золотовалютные резервы банка, отметил М.Султанов.
В связи с этим НБК считает необходимым, чтобы правительство в 1997 году «более рационально подходило к бюджетным расходам». В свою очередь, Нацбанк намерен резко сократить объем кредитования правительства, ввести с середины 1997 года резервирование привлеченных средств в зависимости от срока и вида депозита и повысить в ближайшие дни резервные требования для банков.
Кроме того, НБК планирует добиться стабилизации макроэкономических показателей за счет снижения процентных ставок и увеличения объема привлеченных средств на счетах коммерческих банков. По прогнозам НБК, эти меры позволят снизить ставку рефинансирования в 1997 году до 25% и удержать годовую инфляцию на уровне 17-18%.
В России изучают возможность введения госмонополии на спиртное
Восстановление государственной монополии на спиртное, о необходимости которой говорилось на недавнем заседании ВЧК, позволит привести российский рынок алкоголя в нормальное состояние и восстановить один из основных источников пополнения федерального бюджета. Об этом «Интерфаксу» заявил президент некоммерческой научно-технической ассоциации спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Спиртпром» Владимир Ярмош.
Он отметил, что если семь лет назад доходная часть российского бюджета на 30-33% формировалась за счет средств, полученных от производства и реализации алкогольной продукции, то в настоящее время поступления в бюджет от налогообложения алкоголя не превышают 2%. По оценке В.Ярмоша, из-за неуплаты НДС и акцизного налога на спиртное бюджет страны потерял с начала года почти 27 трлн. рублей.
Президент «Спиртпрома» подчеркнул, что в настоящее время отечественные производители испытывают серьезные трудности с реализацией продукции из-за того, что рынок заполнен более дешевым фальсифицированным и контрабандным алкоголем. По данным В.Ярмоша, за 10 месяцев 1996 года объем рынка спиртного составил 208 млн. декалитров, причем 142,7 млн. дал из них (68,5%) пришлось на фальсифицированную и контрабандную продукцию. Доля официальных производителей на рынке составила всего 27%, мощности отечественных предприятий, рассчитанные на выпуск почти 300 млн. дал крепких напитков, используются только на 22%. По оценке В.Ярмоша, Россия в 1996 году произведет немногим более 66 млн. дал водки против 122 млн. дал в 1995 году.
Долг бывшего Союза Франции договорились реструктуризировать
В ходе визита в Париж премьер-министра РФ Виктора Черномырдина достигнута договоренность, закрепленная специальным соглашением о реструктуризации погашения долгов бывшего СССР Франции, по которому правопреемником выступает Россия.
Источники в российской делегации в Париже сообщили корреспонденту «Интерфакса», что долг Москвы перед Францией - членом Парижского клуба кредиторов составляет в настоящее время $5 млрд. Согласно договоренности между правительствами РФ и Франции, достигнутой в ходе визита В.Черномырдина, реструктуризация этой суммы перенесена на 25 лет. По оценке экспертов делегации, это даст возможность сэкономить для российской казны около $200 млн.
Кроме того, Париж обещал Москве поддержку при постановке на форуме Парижского клуба, объединяющего страны-кредиторы бывшего СССР, о вступлении РФ в эту организацию в качестве государства-кредитора.
По данным из источников в российской делегации, подписанный во вторник в Париже меморандум о взаимопонимании между правительствами РФ и Франции по окончательному урегулированию взаимных претензий, возникших в период до 9 мая 1945 года, позволит Москве уже в будущем году разместить на французском рынке второй транш еврооблигаций.
Этот же источник сообщил «ИФ», что первоначально французская сторона настаивала на компенсации «царских долгов» в $1 млрд., однако «в результате напряженных переговоров» эту сумму удалось сократить до $400 млн., которые будут выплачены в течение нескольких лет, в том числе наличными деньгами.
Ан-38 до конца года пройдет сертификационные испытания
Легкий многоцелевой самолет Ан-38, разработанный украинским Авиационным научно-техническим комплексом (АНТК) им. Антонова и построенный на Новосибирском авиационном промышленном объединении (НАПО) им. Чкалова, до конца 1996 года должен получить сертификат летной годности.
Об этом «Интерфаксу» сообщил источник в украино-российском СП «Сибирские самолеты-Антонов», созданном в 1995 году для производства и эксплуатации Ан-38, а также для его реализации и проведения маркетинговых исследований.
Самолет Ан-38 предназначен для местных воздушных линий в районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Он будет использован для замены устаревшего парка пассажирских самолетов Ан-2 и Ан-24.
На проведение всех сертификационных испытаний потребуется более 20 млрд.рублей. После их окончания три самолета Ан-38 поступят в эксплуатацию первому заказчику - авиакомпании «Восток» (г.Хабаровск).
Ан-38 рассчитан на перевозку 27 пассажиров или 2,5 тонны грузов на расстояние 800 км со скоростью 350-380 км/ч. Самолет будет оснащаться двумя двигателями - зарубежными Garret или отечественными ТВД-20 Омского моторостроительного завода.
Предварительная стоимость самолета Ан-38 с моторами Garret составит $4,5 млн., что значительно ниже цены его зарубежного аналога - чешского Л-610, который продается по цене $6,5 млн. Предполагаемый рынок Ан-38 в России составляет более 200 самолетов.
«ЛУКОЙЛ» не будет участвовать в разработке структуры Инам
в Азербайджане
Баку не собирается привлекать российскую нефтяную компанию «ЛУКОЙЛ» к разработке перспективной азербайджанской морской структуры Инам на Каспии.
Как заявил Агентству нефтяной информации президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (ГНКАР) Натик Алиев, «подписание меморандума о взаимопонимании между ГНКАР и «ЛУКОЙЛ» по этой структуре не планируется».
Хотя в ходе недавнего визита в Баку глава российской компании Вагит Алекперов высказывал уверенность в обратном, в частности в том, что меморандум будет подписан уже в середине декабря 1996 года.
Как стало известно АНИ от источника в ГНКАР, совет директоров азербайджанской госкомпании в ближайшее время обсудит возможность самостоятельной, без участия иностранных партнеров, доразведки и разработки морской структуры, запасы нефти на которой, по предварительным расчетам, составляют 200-300 млн. тонн.
По словам источника АНИ, структура «расположена на доступных для ГНКАР глубинах моря (50-200 м) и глубине залегания (4000-4200 м)». Он отметил, что Баку сможет самостоятельно финансировать освоение Инама за счет средств, получаемых в виде разовых платежей (бонусов) зарубежных нефтяных компаний, участвующих в других нефтяных проектах на территории республики. Кроме того, ГНКАР надеется на улучшение финансовой ситуации после проведенной недавно реструктуризации нефтяной отрасли страны.
С разработкой структуры Инам Баку связывает надежду на увеличение собственной добычи нефти на море. В настоящее время на разрабатываемых морских месторождениях, дающих до 80% нефти в республике, объем производства падает.
Президент ГНКАР опроверг предположение ряда наблюдателей о том, что отказ от привлечения «ЛУКОЙЛа» к освоению структуры Инам связан с изменившимся отношением официального Баку к этой компании, не сумевшей повлиять на жесткую позицию России в вопросе правового статуса Каспия. Москва настаивает на совместном освоении ресурсов Каспийского моря в зоне, удаленной на 45 миль от побережья, в то время как Баку выступает за разделение Каспия на национальные секторы.
«ЛУКОЙЛ» в настоящее время участвует во всех реализуемых в Азербайджане нефтяных проектах - в консорциумах по освоению морских месторождений Азери, Чираг, Гюнешли (10%), структур Шах-Дениз (10%) и Карабах (32,5%).