Американских товаропроизводителей, похоже, поразила эпидемия скрытых производственных дефектов. Агентство Ассошиэйтед Пресс подает эту новость как сенсацию: программу добровольного бесплатного ремонта вынуждена предложить потребителям фирма «Эппл компьютер инк.». Она уже уведомила об этом 8 тыс. своих официальных дистрибьюторов.
Ремонту подлежат аппараты «Пауэрбук», «Пауэр Мак» и «Перформа». Но не все поголовно, а лишь те, у которых возникают сбои в результате обнаруженного экспертами дефекта блока компакт-диска и микросхем часового механизма. У ряда машин наблюдается также изменение цветовой гаммы и зависание по причине дефекта микросхем. В «Пауэрбук» моделей «190» и «5300» появляются трещины в корпусе, прекращает работу гнездо подключения к сети переменного тока. Пользователи (а их только по моделям «Пауэр Мак» и «Перформа» свыше 1 млн.) вправе прибегнуть к бесплатному ремонту за счет компании «Эппл» в течение 7 ближайших лет.
«Эппл» таким образом продолжил эстафету вынужденного ремонта дефектной продукции, от которой за последний месяц особенно пострадали американские производители автомашин. Прежде всего «Форд», которому пришлось отзывать на ремонт 8,5 млн. легковых и грузовых машин по причине опасного дефекта в системе зажигания (см. «Финансовые известия» за 30 апреля с. г.). Это самая крупномасштабная операция подобного рода за всю историю автомобилестроения США.
Как передает Ассошиэйтед Пресс, Национальная администрация США по безопасности движения на автомагистралях (НАБДА) и корпорация «Форд», судя по всему, достигли определенного рода «джентльменского соглашения»: производитель, не дожидаясь окончания официального расследования и введения принудительных санкций, объявил о добровольном отзыве 8,5 млн. машин с дефектным зажиганием. А НАБДА согласилась не расширять «круг ответственности» и не требовать отзыва всех 23,5 млн. машин, снабженных модификациями той же злосчастной системы. Хотя, например, по мнению Кларенса Дитлоу, директора Центра безопасности автомобиля в Вашингтоне, «разница между более ранними и нынешними модификациями этой системы зажигания заключается исключительно в цвете проводов и «Форду» следовало бы отозвать все 23,5 млн. машин».
На днях, однако, под давлением автовладельцев, пострадавших от самовозгораний на моделях, которые не входят в число отзываемых, НАБДА потребовала от «Форда» объяснений, почему в список не попали лимузины «Краун Виктория», «Меркури Грэнд-Маркиз», «Линкольн Таун Кар», мини-вэны «Аэростар» и пикапы серии «Е» выпуска 1986 - 1987 годов, среди которых тоже отмечено немало пожаров по вине системы зажигания. «НАБДА явно дает понять, что «Форд» не отозвал на ремонт все автомобили, которые в нем нуждаются», - комментирует этот шаг Ральф Хоэр, консультант по вопросам безопасности, который привлечен к расследованию по «делу «Форда».
Примеру «Форда», похоже, готова последовать и корпорация «Дженерал моторс», которая решает сейчас вопрос об отзыве на ремонт 44 тысяч седанов «Бьюик-Регал» и «Шевроле-Люмина» по причине вероятного производственного дефекта тормозной системы. Она официально уведомила НАБДА, что намерена сделать это в добровольном порядке. «Люмина» на сегодняшний день - самая ходовая из моделей «Шевроле»: в 1995 году их продано 215 тыс. Объем продаж «Бьюик-Регал» за тот же период составил 91 тыс. машин.