Учет, движение, списание, а главное - размеры действительной реализации горюче-смазочных материалов и других энергоносителей пока что не вызывают особого доверия вообще, в частности у жителей южных регионов.
Уже на пороге нового летнего сезона, когда потянутся к Черному морю, на Крымский полуостров и далее по курсу транзитные легковушки с отпускниками, громадные грузовики-дальнобойщики, можно с уверенностью предречь: у их водителей явно не будет вопроса «Где достать бензин?» Все будет очень просто. И бензин транзитники, конечно же, купят. Особенность же в том, что если гости наших южных краев по тем или иным причинам все же не приобретут бензин на автозаправочных станциях (где и положено это делать), то все равно без ГСМ не останутся. Ибо так же, как практически на каждом углу и повороте у предприимчивых бабушек можно спокойно купить семечки, так нынче обстоит дело и с торговлей горюче-смазочными материалами.
Вы желаете бензинчика прямо на трассе? Извольте: вдоль дороги уже стоят, дожидаясь, специальные посудины. И по тому, как именно они расположены, опытный водительский глаз сразу же расшифрует: продается ли здесь бензин или, наоборот, покупается.
Если же вам надо прикупить бензин прямо в городе, с этим тоже будет полный порядок. Ибо уже не для кого не секрет, что ГСМ торгуют прямо из домов и дворов по всему городу, и, что интересно, адреса таких «точек» практически не являются секретом для окружающих. Столь открытые и активные товарно-денежные отношения проистекают, разумеется, без торговых лицензий, специальных разрешений на торговлю нефтепродуктами и, соответственно, безо всяких надлежащих технических условий и соблюдения элементарных правил техники противопожарной безопасности.
Казалось бы, никакими мало-мальски приемлемыми экономическими законами сей феномен объяснить вообще нельзя. Ведь, с одной стороны, словно грибы после дождя растут всевозможные автозаправочные станции всех видов собственности. С другой стороны, откуда же тогда берутся все эти разнообразные самодельные канистры и цистерны, домашние бидончики, а то и просто полиэтиленовые бутылочки с бензином? Почему они множатся, а главное, есть ли в этом смысл?
Смысл во всем этом, видимо, есть. Ибо у нас коль уж рынок, так нечто вроде базара, с торговлей из-под полы, стоя на пропитанной насквозь бензином земле. И даже при таком антураже все равно, оказывается, любой частник-бензинщик может дать фору любой автозаправочной станции. Почему? Попробуем подсчитать. На каждой канистре с бензином можно «заработать» одну гривню. Значит, за один литр бензина частник может взять чуть дешевле, чем на АЗС, где цена фиксирована. «Сброс» цены, даже не намного, конечно, привлекает покупателей. Как и то, что ни один частник, если он хочет выжить, не позволит себе обмануть покупателя. Добавьте к этому высокое качество отпускаемых ГСМ и получите ответ, почему даже солидные водители предпочитают покупать у частников, а не на автозаправочных станциях.
Казалось бы, все хорошо: покупатели довольны, частный бизнес на бензине «из подворотни» тоже потихонечку себе не бедствует, скромно объясняя при этом, что, мол, не от хорошей же жизни, ведь государство оставило многих без работы… Правда, то же государство от этой бензиновой деятельности не имеет никакой прибыли. К тому же любой из приторговывающих бензином со двора или из дома частников запросто может стать погорельцем, причем вместе с соседями, потому как известно: бензин, солярка и прочее имеют отвратительную привычку охотно воспламеняться…
И, кроме всего прочего, вся эта торгово-подпольная бензиновая возня ощутимо попахивает незаконными торговыми операциями. Например, к теме нашего сегодняшнего разговора имеет непосредственное отношение статья 155-6 (часть вторая) Уголовного кодекса Украины, предусматривающая уголовную ответственность от двух до пяти лет лишения свободы или штраф от 200 до 800 минимальных зарплат.
Словом, «минусов» таких частных торговых операций с бензином набирается достаточное количество, чтобы задать обоснованный вопрос: а откуда, собственно, дровишки (бензин то есть)? Ведь нам годами втолковывали, что с нефтепродуктами в стране проблемы, что их не хватает, а тут - на тебе, хоть залейся.
Как свидетельствуют статистические данные, только в минувшем году было выявлено 91 преступление в топливно-энергетическом комплексе. Причем не только непосредственно связанных с горюче-смазочными материалами, но также в системе Минэнерго, Минуглепрома, Минатома. Горюче-смазочных материалов было изъято 106,7 тонны на сумму 75,5 тыс. грн. Сколько ворованных ГСМ и нераскрытых преступлений осталось «за кадром» - не знает никто. Сколько будет в этом году - остается догадываться, только думается, что будет их не меньше.
Кто же конкретно ворует ГСМ? С целью глубже разобраться в ситуации автор этих строк обратилась в областное УВД. Как оказалось, разворовывают горюче-смазочные материалы в больших «дозах» не обязательно те, кто непосредственно «открывает вентиль». По данным Центра общественных связей УМВД, среди тех, кто разворовывает ГСМ, выявлены руководители, счетно-бухгалтерские работники, работники складов, операторы. Невесть куда «испаряется» бензин не только в областном центре, но и в Очакове, Южноукраинске, в Баштанском, Новобугском районах.
Резонен вопрос: куда смотрит милиция? Об этом я спросила начальника Управления государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями УМВД Украины в Николаевской области подполковника милиции Григория Бальзанникова.
- Подразделениями ГСБЭП осуществлен ряд мер, направленных на пресечение хищений и других злоупотреблений при реализации ГСМ через сеть автозаправочных станций коммерческих структур. В течение первого квартала на территории области проведено 4 целевых рейда по предотвращению и пресечению всех видов нарушений, связанных с розничной продажей нефтепродуктов. Было выявлено 17 преступлений, у преступников изъято топлива 12 тонн на сумму более 8 тысяч.
Не будем гадать о том, сколько подобных преступлений еще не выявлено милицией. Потому что есть основания предполагать, что одной только милиции с этими новыми веяниями бензиново-розничной торговли уже не справиться. Ведь горючее к частникам попадает не только с автозаправочных станций, а и с нефтебаз, от коммерсантов, а возле каждой цистерны или бака милиционера не поставишь, даже если добавить к стражам порядка еще и пожарных. Да и частники тоже законы изучили: чтобы хоть одного из них «забрать», милиции нужно собирать конкретные факты, примеры, а это, минимум, день наблюдения - никаких штатов не хватит. Но, возможно, и это не самое страшное. Ведь можно, в конце концов, скоординировать силы милиции, пожарных, городских властей, общественности, а то и законы «подтянуть» к сегодняшним реалиям.
А то ведь иные реалии действительно принимают угрожающий характер. Например, как стало известно из компетентных источников, нынче предприимчивым частникам шоферы сельхозпредприятий продают ГСМ, отпускаемые государством… на посевную. И это уже не шутки. Потому что в данном случае бензин - это действительно не семечки, чтобы продавать, где кому в голову взбредет, в нашей экономической ситуации бензин и дизель - поистине стратегические продукты, от наличия или отсутствия которых напрямую зависит судьба будущего урожая, а значит, и благосостояния страны.