БАЗАРНЫЙ ВАРИАНТ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

03 октября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 40, 3 октября-10 октября 1997г.
Отправить
Отправить

По данным Херсонского облстатуправления, объем розничного товарооборота за восемь месяцев с. г. составил 235, 1 млн...

По данным Херсонского облстатуправления, объем розничного товарооборота за восемь месяцев с. г. составил 235, 1 млн. гривен. В расчете на душу населения области в августе продано товаров на 29,8 гривни. При этом специалисты управления отмечают, что приведенные цифры неточны - никто не знает, сколько человек и чем торгует на рынках, улицах, площадях. А значит, никакие государственные органы не ведают о реальном размере налоговой базы, не управляют нашим базарным беспределом. В публикации по понятным причинам не названы имена собеседников-предпринимателей, должностных лиц, служащих. Вся фактура взята на Днепровском рынке Херсона.

Колхозный, государственный, муниципальный?

А может, черный?

Городской рынок - мир особый. Здесь свои законы, своя власть, свой менталитет. Внутренняя жизнь рынка одинакова что в Херсоне, что в Сумах или Киеве - все они похожи, как близнецы-братья. Могут поменяться ролями отдельные индивидуумы-субъекты, но законы базара остаются постоянным отражением рыночных отношений в обществе на данный момент.

Еще два-три года назад рынок представлял собой хаотическую массу людей, вынужденных искать новую сферу приложения своих сил. В те времена каждый был сам себе и поставщиком, и продавцом. Сегодня рынок самоорганизован. Налицо разделение труда: одни занимаются поставками, другие торгуют. Причем в торговле прослеживается более или менее четкая специализация: продукты мясные или молочные, фасованные, разливные, сыпучие продовольственные, промышленные или кустарные. Можно сказать, рыночная торговля при всей своей неоднородности приобрела черты организованности, подобную которой мы имеем в «большой экономике».

Конечно, переориентация людей на торговлю, оказание услуг - явление закономерное, прогнозируемое, а значит, должно быть управляемым со стороны государства. К сожалению, на сегодня это только теория. Никто ведь не скажет, насколько заполнена эта сфера приложения труда, сможет ли она «проглотить» все новые массы людей, ежедневно высвобождаемых угасающим производством. Вне сомнения, существуют какие-то пределы внутренней миграции рабочей силы, рано или поздно здесь назреет необходимость трансформации, оптимизации, отмирания и выживания в конкурентной борьбе. А дальше что?

Вопросы… вопросы… Нет ответа сегодня, а завтра можно получить экстремальную ситуацию. Поэтому заявления статистических служб о недостоверности данных о наших рынках вызывает даже не удивление (удивляться мы давно отвыкли) - оно заставляет задуматься: почему вне поля зрения властных структур осталась столь важная отрасль экономики? Ведь все наши потуги поднять одну ее часть, не учитывая других, не стоят выеденного яйца. Право на подобную категоричность дает даже поверхностное знакомство с микроструктурой рядового рынка, ранее именовавшегося «колхозным», а ныне достойного звания «черный».

Кто и как торгует на рынке

Не станем вдаваться, как товары достигают отечественных пределов, - об этом неоднократно писалось в СМИ. Достаточно заметить, что все грозные распоряжения и постановления, касающиеся таможенных сборов, всяческих контролей, сертификации, относятся только к лицам юридическим. Остальная масса товара пересекает границу как багаж частных лиц. То есть, как своего рода узаконенная контрабанда. Стражи границы внакладе не остаются: у всех часто курсирующих «частных лиц» на границе отработаны свои так называемые «окна», обязательный взнос зависит от конкретного товара и его объема. Минимальная ставка - 25-50 долларов, до какого размера она может возрасти в нестандартных ситуациях, - покрыто мраком.

Это касается импорта. Товары или продукция отечественных производителей приобретается в основном бартерным путем. Объемы этих операций также тщательно скрываются. О них предпочитают умолчать даже в частной беседе.

Но вот товары законным или незаконным путем добрались до прилавков. Если этот прилавок оккупирован лицом юридическим, то здесь все более или менее понятно. Лица этой категории ведут учет согласно постановлению Кабмина №250 от 3 апреля 1993 года, подчиняются всем иным законам и нормативным актам и даже дважды в год представляют отчеты в органы статистики. О налоговом прессе, заставляющем всеми возможными способами скрывать истинное положение дел, свидетельствует хотя бы такой пример: у хозяина МП, специализировавшегося на переработке и реализации мясопродуктов, после уплаты всех налогов и сборов, оплаты коммунальных и арендных платежей с каждой гривни выручки оставалось… 1,2 копейки. Из такой ситуации есть только два выхода: либо обманывать государство, на сколько хватает изворотливости (что и делает большинство), либо бросить дело.

Можно перейти в другую категорию - стать так называемым субъектом предпринимательской деятельности. То есть, с одной стороны, вроде и предприниматель, а с другой - лицо не юридическое. В Херсоне таких «субъектов» (так их называют в обиходе) также зарегистрировано около 18 тысяч. Частники обязаны вести учет, однако он сводится к записям операций в журнале установленной формы: привез то-то и то-то, продал столько-то. Вот эти записи и являются основным документом для определения базы налогообложения. Причем для расчета этой базы частник имеет, так сказать, выбор: либо предъявить документы, подтверждающие расходы, либо считать затраты по установленному нормативу таковых. И в том, и в другом случае налогом облагается разница между суммой реализации и расходами. Вроде логично. Но вот берется налог по прогрессивной сетке как подоходный с граждан, да еще необходимо уплатить обязательный взнос в Пенсионный фонд. Получается, что с дохода, скажем, 100 гривен хочешь не хочешь, а выложи около 9 гривен подоходного и около 34 гривен (33,6 процента) в Пенсионный. Весьма ощутимо.

Как же определяются расходы? Если товары приобретены у оптовиков или производителей на территории Украины, то документально оформить покупку еще реально. Иное дело - учет целого ряда других расходов: транспортных, торговых и т. д. А они немалые - только на доставку товара на рынок, оплату различных услуг, торгового места, парковки транспорта и т. п. уходит более 10 гривен в день. А если, к примеру, товары доставлены «туристами» и затраты на их приобретение подтвердить не удается? Тогда считается, что доход составляет… 75 процентов от суммы реализации. И никак не меньше.

Кто, когда и как определял эти проценты, остается служебной тайной налоговых органов. Если же учесть, что за регистрацию нужно уплатить полтора необлагаемых минимума, за лицензию - два, ежемесячно платить за патент около 20 гривен, дважды в год пройти санитарный осмотр (разумеется, не бесплатно), согласовать за определенную сумму перечень разрешенных к реализации товаров, уплатить каждый день за место, оплатить всяческие прочие сборы, взять на прокат - обязательно на рынке! - санитарную одежду, весы, не забыть «поделиться» с санитарными и прочими службами…

Начисленный налог, правда, уменьшают на сумму оплаченного патента. А все остальное? Вот и выкручиваются частные предприниматели, кто во что горазд. Практически все скрывают истинный объем реализации - в отчетах показывают ровно столько, чтобы налог с дохода не превышал уже оплаченную сумму патента. Можно словчить и не записать обороты в журнал, можно заначить товар и сбывать его через беспатентных торговцев или крутить через так называемых «реализаторов» - арсенал неформальных приемов богат.

…И возле рынка

Рынки, как правило, заполнены частными фирмами и частными предпринимателями. Торговые места распределены на много дней и даже месяцев вперед - бронь на такое место стоит от 25 до 50 гривен. Так что для «старушек», крестьян и беспатентных торговцев места на рынках нет. «Бесприлавочные» толпятся возле базаров, вдоль улиц, на троллейбусных остановках.

А если бы и было? Попробуйте подсчитать, сколько нужно заплатить, к примеру, крестьянке, желающей продать свои молоко, сметану, творог. За один погонный метр прилавка плата 2 гривни 40 копеек. За скамейку - еще 20 копеек. За весы - 70. За фартук и нарукавники - 50. За поддоны - еще 30. Набралось 4 гривни 10 копеек. И это еще не все. Каждый вид продукции должен пройти анализ. Расценки на него узнать непросто - они достаточно надежно спрятаны от посетителей. Беседовать со мной работники лаборатории отказались, сославшись на ведомственный приказ от 19 мая с. г. Мне в руки попали квитанции санитарной службы: №078782 от 21.08.97 г.:

за анализ 12 литров молока уплачено 53 копейки; №078864 от 22.08.97 г.: за 18 литров - 1 гривня 06 копеек; №078907 от 24.08.97 г.: за 15 литров - тоже

1 гривня и 6 копеек. Так сколько все же стоит анализ одного литра?

Крестьяне утверждают, что день торговли на рынке им обходится в 6-8 гривен «непонятных» платежей. Поэтому гораздо дешевле стоять за базаром: 1 гривня за то, что кто-то из херсонцев «забронирует» место (жители близлежащих домов делают на этом свой бизнес), гривня - поровну «милиции и рэкету» и от 50 копеек до 1 гривни за уборку тротуара, который интеллигентные дворники не убирают…

В том же положении и торговцы без свидетельства на право заниматься предпринимательской деятельностью. Явление вообще поразительное: в натуре они существуют, но их вроде бы и нет. Их существование начисто игнорируется и службами занятости, и фискальными, и всякими прочими. Однако их «замечают» правоохранители: примерно раз в неделю участковый уполномоченный облагает их штрафом в 17 гривен за торговлю в неположенном месте. Штраф через приходные кассы попадает в финорганы. И все довольны: в бюджет что-то капает, милиция вправе отчитаться, что реагирует на нарушение общественного порядка, а незаконные торговцы существенно сокращают издержки. Эта весьма многочисленная категория торгующих - удобный действенный способ сбыта огромного объема нигде и никем не учтенного товара. Какие суммы проворачивают через них ловкие дельцы, можно только предполагать.

Шарада, да и только

Существует еще одна разновидность торговцев - реализаторы. Проще - полузаконные продавцы. Реализаторов нанимают частные предприниматели, как правило, за 10 процентов от выторга. Правовой базис отношений наниматель - реализатор, как ни странно, напрочь отсутствует.

Проблема сложна, требует изучения, законодательного упорядочения странных отношений субъектов предпринимательства. С одной стороны, физическое лицо (частный предприниматель) вроде и не наделено юридическими правами выступать работодателем (по идее, сам должен торговать), с другой - нанимает реализаторов на условиях «с закидонами»: сколько хочу, столько плачу.

А как с трудовым законодательством? С социальной защитой? А никак - это никого не интересует. Кто сможет лучше придумать условия для обмана налоговой службы, государства, жестокой и беспредельной эксплуатации этих самых волонтеров - реализаторов?

Самое парадоксальное, что эта категория торговцев официально как бы признана - хозяин оплачивает так называемый патент реализатора (половину стоимости своего - около 10 гривен). Что тоже, кстати, идет на уменьшение налога. Как все это вяжется с понятием неюридического лица нанимателя?!

Базарная торговля давно уже стала массовым явлением, слилась с криминальными структурами, породила определенный социальный тип людей со своеобразной «культурой» межличностных отношений. Явно назрела необходимость упорядочить эту своеобразную стихийно возникшую сферу - для начала, хотя бы подвести под нее правовую базу.

По данным официальной статистики, за восемь месяцев на рынках Херсона продано сельхозпродукции на 17,4 миллиона гривен. А промышленной? А вне рынков? Никто не знает. Тем не менее, скудные и неполные данные упорно закладываются в стратегию как региональной, так и государственной политики. И после этого мы хотим каких-то положительных результатов?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК