Преимущественно на склад...
Для начала обратимся к уже написанному. Точнее, к публикации в №9 «Зеркала недели» за 1997 год, где речь шла о том, что «в очень недалеком прошлом цена запорожской микролитражки соответствовала сумме 20 среднемесячных зарплат. Нарушение этой пропорции не в пользу покупателя неизбежно повлекло за собой падение спроса. Именно эта проблема продолжает оставаться, пожалуй, наиболее уязвимым местом любого проекта реанимации отечественного автомобилестроения. Ведь, в принципе, наладить сборочное производство автомобиля любой зарубежной модели значительно проще, чем организовать его последующую реализацию…»
Полтора года - срок вполне достаточный, и насколько данный прогноз подтвердился на практике, казалось бы, можно убедиться без особого труда. Достаточно произвести элементарное арифметическое действие - вычесть из общего объема изготовленных машин количество проданных. Итак, приступим. Согласно данным украинско-корейского СП «АвтоЗАЗ-Daewoo», по состоянию на начало нынешней недели предприятием с начала года изготовлено 8272 «Таврии» и собрано 10446 авто трех корейских моделей, из которых 8393 отправлены в сбыт. Сколько же из них перешло в собственность покупателей, я полдня пытался выяснить на автозаводе. Увы, все попытки оказались тщетными, поскольку эти цифры, оказывается, являются... коммерческой тайной. И получить их, как объяснила заместитель директора маркетинга Людмила Гладилина, лишь посредством официального запроса, в котором необходимо указать «для какой публикации, зачем это надо».
Означает ли это, что необходимо пересказать содержание будущей публикации, - уточняю у госпожи Гладилиной? «Конечно, - подтвердила заместитель директора. - Все публикации должны быть согласованы с нами, подписанные, тогда мы с газетами дружим. Вы же, как газетчик, я думаю, прекрасно понимаете, что цифры можно и так, и так, и так изложить».
Ну, еще бы не понять. Можно, например, бодро рапортовать о том, что по итогам истекшего полугодия производство легковых автомобилей увеличилось в Запорожье почти в 10 раз. Результат представляется весьма впечатляющим, если не акцентировать внимание на том, что прежде их выпуск был прекращен. А особенно - если не придавать значения другой официальной статистике, свидетельствующей о том, что за указанный период в области удалось реализовать всего 49 машин (7 «Таврий» и 42 корейских авто крупноузловой украинской сборки). Для сравнения: за те же полгода один из запорожских дилеров продал 41 иномарку.
При таких тенденциях склонность автозаводцев к секретности, в общем-то, вполне объяснима. Однако весьма сомнительно, что с ее помощью удастся активизировать потребительский интерес, который продолжает оставаться крайне низким. Даже несмотря на значительные средства, вкладываемые в шумную, но безадресную рекламную кампанию. У руководства автозавода есть, правда, надежда на продажу автомобилей в рассрочку. И поскольку эта акция по нынешним временам не лишена элемента новизны, есть смысл обратить внимание на некоторые ее детали.
Вспомним, что в годы так называемого застоя гражданам была предоставлена возможность купить в рассрочку «Москвич-люкс» - модель, которая, несмотря на глобальный автодефицит, практически не пользовалась спросом. Подробности условий данной сделки не суть важны, достаточно сказать, что покупателю следовало уплатить половину стоимости машины, а затем в течение четырех лет (максимум времени, на которое предоставлялась рассрочка) ежемесячно выплачивать по 85 рублей. Сумму, конечно, приличную, но по тем меркам вполне «подъемную» для среднестатистического семейного бюджета.
Схема новоявленной рассрочки, казалось бы, отличается от прежней лишь предельным сроком окончательного расчета, который ограничен двумя годами. Кстати, при этом машина обойдется покупателю дороже на 15 процентов. В задаче спрашивается: много ли найдется желающих ее приобрести? Извините, уважаемый читатель, но, чтобы не быть голословным, для ответа на этот вопрос, я вновь вынужден предложить вам несложные арифметические подсчеты.
Итак, допустим, у вас возникло желание сесть за руль «Таврии» (о «Lanos», «Nubira», «Leganza» мечтать не рекомендую - дальше вам станет ясно, почему). Денег у вас, разумеется, негусто, поэтому вы отдаете предпочтение самой дешевой базовой модели за 3900 долларов с отсрочкой платежа на два года. Следовательно, за машину вам придется выложить 4485 долларов, половину из которых вы обязаны уплатить сразу, чтобы затем ежемесячно «отстегивать» по 93,4 доллара. Но учтите: если вы не предоставите с места работы справку о том, что ваш официальный заработок в два раза превышает означенную сумму, о заключении сделки с вами никто и разговаривать не станет. Именно на такой результат вправе рассчитывать большинство потенциальных покупателей, поскольку, по официальным данным, размер среднемесячной зарплаты в Запорожской области (кстати, один из наиболее высоких по стране) составил в июле 203,95 грн. - это около 89 долларов.
Между прочим, меньшинству (имеются в виду те, чье жалование составляет 430 и больше гривен) я бы не советовал заранее радоваться. Ведь от финансовых затруднений никто не застрахован. И если покупатель окажется не в состоянии оплачивать взносы, автомобиль перейдет в собственность страховой компании, без какой-либо компенсации затрат незадачливому автовладельцу.
Столь жесткие условия, по мнению специалистов в сфере атобизнеса, могут оказаться приемлемыми разве что для юридических лиц, которым данный вид торговой сделки позволяет сэкономить за счет неуплаты налога с прибыли. Однако вряд ли их количество будет настолько большим, чтобы существенно повысить спрос на запорожские легковушки, уровень потребительских свойств которых, увы, несопоставим с их ценовыми параметрами.
Наверное, более эффективной могла бы стать мера, предложенная Запорожской облгосадминистрацией. Основываясь на стоимостном анализе «Таврии», местные власти полагают, что есть возможность снизить себестоимость автомобиля на тысячу долларов. По словам председателя обладминистрации В.Куратченко, такая задача доведена поставщикам комплектующих. На самом же автозаводе подобную перспективу оценивают без особого энтузиазма: перейдя на трехдневную работу в течение недели, здесь умудряются выполнять производственные задания на 100,6-111,6 процента. Тем самым на практике подтверждается, что одни и те же показатели при желании можно представить «и так, и так, и этак».