Что делать?
В последнее время экономическое состояние ядерно-энергетической отрасли значительно ухудшилось, что объясняется прежде всего большой задолженностью потребителей за использованную электроэнергию - 1,7 млрд. грн. Это стало основной причиной задержек с выплатой заработной платы работникам Национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом», объединяющей все пять украинских АЭС. На 1 апреля 1998 года сумма задолженности составляла 67 млн. 540 тыс. грн.
Общий экономический кризис в государстве сказался на всех отраслях экономики. И атомная энергетика, конечно же, не исключение. Уменьшение денежных поступлений за отпущенную электроэнергию привело к тому, что «Энергоатом», несмотря на постоянное перевыполнение плановых заданий, имеет довольно большую прибыль только «на бумаге» - с 11 августа 1997 года реализованной считается отпущенная, а не оплаченная продукция. Это еще одна причина увеличения бюджетной задолженности. Кроме того, увеличивается задолженность по кредитам и процентам за их использование, по расчетам в фонд ядерно-топливного цикла. Отмена взаимозачетов по погашению налогов в бюджет также не способствует сокращению долгов.
При создании НАЭК «Энергоатом» был решен вопрос четкого разграничения хозяйственных функций и распределения прибыли между дирекцией компании и атомными электростанциями. Дирекция НАЭК приняла на себя некоторые общеотраслевые функции, сняв большой груз финансовых проблем с АЭС. Это касается закупки свежего и вывоза отработанного ядерного топлива, создания централизованного запаса оборудования, финансирования мер по повышению ядерной безопасности, подготовки кадров и пр.
Схема прохождения денежных средств регламентирована положением о транзитном счете НАЭК «Энергоатом», согласно которому денежные средства, поступающие ежедневно с клирингового счета энергорынка на транзитный счет компании за реализованную электроэнергию, оперативно, в соответствии с нормативами перераспределяются между самостоятельными подразделениями НАЭК «Энергоатом», дирекцией компании и спецсчетом финансирования строительства энергоблоков №2 Хмельницкой и №4 Ривненской АЭС. Из всех полученных средств на 1 апреля 1998 года атомным станциям перечислено 93,6 процента, дирекции НАЭК «Энергоатом» на реализацию мероприятий общеотраслевого характера - 6,4 процента. 31 марта с.г. была найдена возможность выделить Южно-Украинской АЭС 1,2 миллиона гривен для погашения задолженности по выплате заработной платы персоналу. В ближайшее время дирекция НАЭК планирует предоставить целевую помощь Ривненской АЭС - также для погашения задолженности по зарплате.
Дирекция НАЭК «Энергоатом» принимает решительные меры для улучшения финансового состояния отрасли. В Кабинет министров Украины направлено обращение по поводу освобождения от налога на прибыль доходов, полученных за счет целевой надбавки на финансирование строительства ХАЭС-2 и РАЭС-4. Стабилизации финансовой ситуации на атомных станциях будет способствовать также продление до конца 1998 года действия правительственной телеграммы об установлении норматива средств на собственные нужды АЭС в размере 50 процентов от общего объема товарной продукции. Атомные станции смогут направлять эти средства на решение неотложных проблем. Соответствующий проект находится на рассмотрении в Кабинете министров. Если данный вопрос не решится положительно, компания в ближайшее время вряд ли рассчитается с долгами, в частности и по заработной плате.
Для выполнения функций, возложенных на «Энергоатом», компании крайне необходимо пополнение собственных оборотных средств. С этой целью в Кабинет министров в ближайшее время будет передано предложение направлять 20 процентов прибыли на прирост норматива собственных оборотных средств, освободив его от налогообложения.
Дирекция НАЭК «Энергоатом» намерена также выйти в Министерство энергетики Украины с предложениями об инициировании решения ряда вопросов. Среди них:
- внесение изменений в закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в части налогообложения прибыли энергетической отрасли по факту поступления средств в оплату электроэнергии;
- создание механизма и законодательной базы расчетов за электроэнергию, отпущенную потребителям, которые финансируются из бюджета, с использованием векселей Государственного казначейства;
- включение свежего ядерного топлива в состав государственного резерва с использованием для его закупки соответствующих статей бюджета;
- введение расчетов по ценовым заявкам для атомной генерации до тех пор, пока цена на электроэнергию для потребителей не будет полностью отпущена;
- решение на государственном уровне между Российской Федерацией и Украиной вопроса об освобождении АО «ТВЭЛ» и предприятий, входящих в его состав, от НДС на продукцию, которая поставляется для АЭС Украины, а также об увеличении срока расчетов за продукцию, которая поставляется сторонами, до шести месяцев.